Строчек в платежной квитанции за жилищно-коммунальные услуги станет больше. Суммы за общедомовые расходы выставляться будут с обязательной ежегодной корректировкой — после сверки оплаты по нормативам и счётчикам. По-новому теперь предстоит выбирать управляющие компании, которые будут обслуживать дома. В России вступило в силу очередное постановление об изменениях в структуре ЖКХ. Приняли его ещё в феврале. Обновлённые квитанции положат в почтовые ящики в первый месяц нового года.
А тем временем жители Петербурга негодуют. Валентина Романенко предъявляет претензии УК: договор заключён, ей должны обеспечить комфортное проживание. Деньги она платит регулярно, но толковых услуг за это не получает. В том числе из-за соседей.
— Любая модернизация, что бы ни придумали, сделают так, чтобы в минус гражданам! — убеждена она. — За неплательщиков коммунальных услуг придётся платить добросовестным плательщикам! И как я пойду по-соседски требовать с него деньги? «Ты почему не платишь»??? А он мне скажет: «Да кто ты такая?! Иди лесом!»
Статистика гласит, что лишь треть россиян разбирается в содержании квитанций.
— Вы знаете, мне думать об этом некогда, у меня жена занимается. Неинтересно, — говорит Иван Попов.
— Вообще, этим родители занимаются, точно не мы. Ну, конечно, дорожает постоянно! Мы же ничего с этим не можем сделать, правильно? — высказалась Ольга Тулина.
— Это ужасно! И так типа — концы с концами сводим! Пособия маленькие и надо как-то за квартиру… 15 тысяч счета за квартиру приходят! Это вообще космос! — удивляется Анастасия Власкина.
С 1 сентября система оплаты за содержание общего имущества меняется. Ещё несколько строчек в платёжках появятся… Или нет? Экспертов ЖКХ и Жилищную инспекцию буквально засыпали вопросами и жалобами. Более четырёх тысяч обращений с начала года. Перед отопительным сезоном ситуация усугубилась…
— Заголовки в СМИ «теперь мы будем платить за наших недобросовестных соседей», конечно, взбаламутили очень многих. Я по обращениям на нашу горячую линию могу сказать, что в последние дни практически — это топ пяти вопросов, которые задают жители нашего города, — отмечает глава регионального центра «ЖКХ-Контроль в Санкт-Петербурге» Алла Бредец.
Заместитель начальника Госжилинспекции Юрий Кузин между тем говорит, что стоимость услуг действительно изменится.
— При проведении перерасчёта по общедомовому прибору учёта сумма может оказаться большой. И, конечно, это вызовет недовольство жителей — вплоть до социальных взрывов, — предполагает специалист.
А ведь ещё не все петербуржцы разобрались со сбоями в платёжной системе Фонда капитального ремонта и высокими тарифами за содержание помоек и вывоз мусора…
— Тарифы на регионального оператора выросли на 30%. Сумма достаточно ощутимая. Я не наблюдал, чтобы в каком-то из регионов был такой резкий скачок. Это, наверное, говорит о том, что что-то неправильно посчитали? — вопрошает Кирилл Захарян, член Общественного совета по ЖКХ при вице-губернаторе Санкт-Петербурга.
В неформальной обстановке сотрудник ЖКС посоветовала, как минимизировать расходы на коммуналку.
— Душить соседей! Чтобы хотя бы общедомовые — водоподача и водоотведение…
Ну, а с остальными сверхнормативными суммами коммунальщики и сами справятся.
— Если утечки, то мы каждый месяц снимаем показания. У нас по цифрам: есть среднее. Если там как-то больше, мы начинаем искать причину, — подсказали в ЖКС. — Либо врезка несанкционированная, либо дефект.
Председатель совета дома № 24/1 по Тамбасова Ольга Шумилова показала пример врезки.
— Вот, кстати, наш общедомовой прибор учёта по электроэнергии. Мы не можем проверить правильность показаний — правильность объёмов, которые дают в квитанциях… Вот здесь вот у нас — несанкционированное подключение, — говорит она, показывая на лишний проводок, ведущий к щитку.
По словам председателя Совета дома, один из провайдеров больше года не платит за электроэнергию. Паразитирует. А Ольга Анатольевна вынуждена инспектировать и лестничные клетки, и подвалы… Особенно тщательно проверять коммунальные счета.
— Мы сосчитали весь перерасход холодной воды, всю переплату по горячей воде, у нас получилась достаточно внушительная сумма… Управляющая компания всё равно остаётся в плюсе! — отмечает она.
После обращений в Жилищную инспекцию и прокуратуру из-за незаконной врезки цифры в платёжках стали подозрительно одинаковыми. Все суммы совпадают до копейки.
— Эти цифры мы не знаем, откуда взяты, можем только догадываться, — недовольны жители.
Ольга Шумилова — переговорщик с восьмилетним стажем, в каком-то смысле даже дипломат ЖКХ. Новое 92-е постановление, дополняющее 354-е, она изучила вдоль и поперёк — и пришла к неутешительному выводу.
— У управляющей компании будут развязаны руки для того, чтобы весь перерасход ресурсов, которые поступают на дом, распределять на жителей дома, — заключила Ольга.
Гульнара Борисова, глава ТСЖ дома № 11 по улице Константина Заслонова, уверена: в коммунальной жизни нет справедливости — пока.
— Законодатель пытается найти способ начислений такой, чтобы все были довольны, чтобы люди не чувствовали себя обманутыми, — считает она.
Ещё версия: 92-е постановление, возможно, мотивирует граждан на установку домашних приборов учёта.
— Там, где счётчиков нет, как мы можем начислять? По количеству проживающих. Но зачастую количество прописанных и проживающих — оно в принципе может не совпадать! — говорит она о так называемых резиновых квартирах.
Ради эксперимента председатель ТСЖ наугад нажимает кнопку дверного звонка. И попросила показать счётчик учёта воды. Вдалеке послышался шум сливного бачка, счётчик закрутился. Жители этой квартиры точно знают, сколько потратили ресурсов у себя в квартире. Чего нельзя сказать об общедомовых тратах.
Перерасчёта следует ждать не раньше Нового года. Как и единого платёжного документа с более подробными, чем сейчас, данными. По мнению экспертов, сумма платежа в новых квитанциях будет зависеть от состояния самого дома. Например, если в подвале по недосмотру течёт труба, то цифры вырастут, а если в парадных установлены датчики движения, то жители смогут сэкономить на электричестве. В общем, дьявол, как всегда, кроется в деталях.
Коммунальщики уже презентовали проект единой квитанции. Её форма утверждена, платёжка состоит из шести информационных блоков. В Едином расчётном центре уверены: читать на языке ЖКХ — дело всего лишь практики.
— Какой бы сложной она ни была, лучше, если это будет один документ, который будут выпускать все организации, работающие на этом рынке. Жители через какое-то время привыкнут, поймут и будут в дальнейшем легко пользоваться, — уверен гендиректор «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» Денис Шабарин.
Размер квитанции, конечно, увеличится. Но к критике в расчётном центре относятся философски.
— Рабочая группа была ограничена действующим законодательством. И мы чётко понимали, что мы всем не угодим. Это как лавочка у подъезда: одним не хватает мест, где посидеть, а другим эти же лавочки мешают, — проводит аналогию замгендиректора «Петроэлектросбыта» Анна Ситникова.
Единую квитанцию петербуржцам обещали больше года. Но выход в тираж власти снова тормозят.
— Сложности есть. Посмотрим, как это будет реализовываться на практике, потому что лицевые счета не всегда совпадают, особенно для коммунальных квартир. И проблема состыковки этих баз — она будет, — заявил Кирилл Захарян.
Содержанию общего имущества в новой платёжке отвели целых шесть строк. А ещё новая квитанция будет белого цвета — вероятно, чтобы потребители больше не витали в облаках, а умножали и складывали, сняв розовые очки.