Битва за вход в метро. Сражение за место в автобусе… Выражениями, обычно применяемыми в военных сводках, приходится описывать события, которые ежедневно происходят в Петербурге на конечных и узловых станциях метрополитена и густонаселённых новостройках. Там, где столпотворение — обычное дело.
О проблеме известно давно. Обещаний всё исправить даётся много. Толку, правда, пока от них мало: каждое рабочее утро у многих петербуржцев начинается одинаково — с долгого стояния в очереди на автобус или с ожесточённой работы локтями перед турникетами подземки.
Ежедневно обитатели района «Парнас» бесконечными людскими реками стекаются к станции метро. Здесь потоки соединяются и образуют огромный затор, преодолеть который удаётся далеко не сразу.
— Прохожу в районе семи пятидесяти — восьми часов. Не особо приятно здесь стоять. Очень часто заторы здесь такие. Начались с конца августа и в начале сентября… потому что школьники и студенты вышли на учёбу. Думаю, из-за этого, — предполагает Алексей Филиппов.
Самое непростое время — с восьми до восьми двадцати утра. Чтобы попасть в вестибюль станции метро, многим приходится выходить из дома пораньше. Не помогает: людям приходится подолгу толкаться на входе. Неизбежно возникают конфликты: ругают друг друга, руководство метрополитена и Смольный заодно.
— Будет дальше — будет хуже. Если власти города не будут ничего предпринимать, очереди будут до самых домов. Строительство огромное. Десятки домов на подходе. Они все куплены, — говорит пассажир по имени Алексей.
Вторит ему другой петербуржец Иван Поситко. Он отмечает: ситуация нестандартная.
— На «Парнасе» раньше такого не было. Когда я восемь лет назад купил здесь квартиру, все свободно заходили в метро, рассаживались. Даже стоячих мест не было. Я, например, уезжаю с «Парнаса» на следующей неделе. Именно по этой причине, — говорит недовольный горожанин.
В районе ударными темпами идёт стройка жилья, новосёлов с каждым днём становится всё больше. А инфраструктура и транспортная доступность заметно запаздывают. Вероятно, причина в заторе пассажиров, желающих зайти внутрь станции метро «Парнас», связана с тем, что всего работает восемь турникетов, из них пять принимают «Подорожники», три — банковские карты и самый выгодный вариант для оплаты проезда — Единую карту петербуржца. Именно здесь наблюдается большее скопление людей. Разница в скорости срабатывания карт — значительная.
— Тут сотые доли секунды — и турникет срабатывает, а здесь он должен созвониться с банком, получить подтверждение и открыть турникет. Сейчас как дорабатываем с банками программное обеспечение турникетов, так и увеличиваем количество самих турникетов. Ряд станций модернизировали. Сейчас будем модернизировать станцию «Парнас», будем модернизировать «Дыбенко», — говорит вице-губернатор Северной столицы Кирилл Поляков.
Такое решение позволит увеличить пассажиропоток с 9500 человек, проходящих в метро в моменты пиковой нагрузки, до 12 тыс. в час. В Смольном уверены, что таким образом удастся справиться с заторами пассажиров. Правда, по планам администрации работы закончат нескоро — в конце 2022 года — начале 2023-го. До этого времени за вход на станцию придется посражаться.
Урбанист Илья Резников знает, в чём причина: в непоследовательности.
— Наверно, не нужно сначала строить громадные новые районы или целые города, как, например, с Кудряво, и думать, как же мы построим метрополитен, — отмечает он.
Учитывая скорость возведения новых домов, уже сейчас необходимы революционные и — главное — быстрые инфраструктурные решения. И логистические: жители многих районов города не довольны тем, как внедряется новая транспортная модель. Например, ситуация на маршруте от Арцеуловской аллеи до метро «Комендантский проспект» после реформы ухудшилась.
— Осенью началась эта проблема. Вчера человек 200 было на остановке. Автобусов достаточно много, конечно, но не справляются с потоком людей, и очереди новые. Всё заселяется и заселяется. Количество людей добавляется постоянно, — переживает Кристина, жительница дома № 64 по Комендантскому проспекту.
На днях в этом районе начали выдавать ключи владельцам двух только что сданных в эксплуатацию жилых комплексов. Это больше 30 тыс. квартир. Значит, пассажиров с каждым днём будет всё больше. Нужно менять подвижной состав — иначе все не уедут.
— Укороченный — он совершенно не нужен. Нужен полноценный автобус и двойной. Все двойные, и никаких укороченных. И ещё бы добавить. Много домов ещё не сдано. Что здесь будет? А зимой вот так вот стоять? — возмущается Людмила, пассажирка автобуса.
Транспортники уверены: ситуация под контролем. И если будет такая необходимость — автобусов на маршруте прибавится ровно столько, сколько будет необходимо, говорит Роман Агапитов, замначальника управления информирования пассажиров СПб ГКУ «Организатор перевозок».
— С 22 августа по 2 сентября у нас были усилены 20 автобусных маршрутов в самых пассажиронапряжённых направлениях. Например, 127-й маршрут, который связывает Арцеуловскую аллею с метро Комендантский проспект. Мы и дальше отрабатываем историю по усилению. Мы отслеживаем пассажиропотоки, мы смотрим наполняемость салонов. История не закончится сегодня. Мы так же будем работать, — подчёркивает он.
Как будут усиливаться проблемные маршруты — большой вопрос. В Комтрансе открыто признают беспрецедентный кадровый кризис. Остро не хватает водителей автобусов и машинистов метро. Для привлечения новых работников планируется поднять зарплату соискателям. Так, машинистам электропоезда собираются платить более 100 тыс. рублей. Возможно, такой стимул и позволит выпустить на линии больше составов и урегулировать, таким образом, пассажиропоток.
И всё же окончательно избавиться от транспортных проблем в новых спальных районах поможет только достижение баланса в строительстве жилья и социальной инфраструктуры, а также резкое увеличение затрат на избавление от уже существующего кризиса. Говорится об этом много — на всех уровнях. Даже что-то делается. Результаты пока не очень.