Общество
16:0625 августа 2022

По волнам без правил: в Петербурге участились аварии с гидроциклами

В следственном комитете отмечают: нарушения водители маломерных судов совершают всё чаще. Только за два месяца этого лета - уже 12 случаев.
Фото: 78.ru

Разработать аква-трассы и оборудовать каналы камерами — так предлагают бороться с гонщиками на гидроциклах. Большинство из них берёт транспорт на прокат и рассекает по водным артериям без разрешительных документов. Те, кто сдаёт транспорт в аренду, пользуются брешами в законе и остаются безнаказанными. Как и кто намеревается навести порядок на воде — разбирался телеканал «78».


Скрыться от инспекторов по маломерным судам лихачу с подругой на аквабайке не удалось. Говорит, гидроцикл арендовал, а больше ни о чём не думал.

— Ну, я как турист. Вы понимаете? Штраф? Если честно, я не знаю, — говорит нарушитель.

Другие горе-туристы провели час посреди Финского залива на заглохшем гидроцикле, пока на помощь не пришли спасатели.

— Нам было страшно, но нас спасли. Потеряли ключ. О штрафе нас предупреждали, да. Стыдно. Стыдно и мокро, — признаются они.

Картина с туристами, кстати, типичная. Именно они устраивают «покатушки» без прав.

— Эта категория гидроциклистов так называемых составляет самую большую опасность для Санкт-Петербурга, потому что, во-первых, не знает правил управления, второе — они не знают правил поведения на воде, — отмечает начальник центра ГИМС ГУ МЧС РФ по СПб Александр Радько.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В Петербурге масса компаний по прокату гидроциклов. Пробуем в одной из них арендовать аквабайк. Гидрокостюмы выдают, инструктаж проводят. Права на управление — не спрашивают.

— Просто по закону я могу не спрашивать у тебя наличие прав, закон у нас такой. Просто я могу тебя отпустить, а там уже ты отвечаешь, под твою ответственность, — рассказывают в компании.

Окатить водой отдыхающих на берегу — чуть ли не главное развлечение «водных хамов». Каких-либо специальных оборудованных трасс на воде или фарватера для гидроциклистов нет. Потому свои гонки лихачи устраивают рядом с винд-сёрферами и даже купающимися на мелководье.

— Они не понимают, где можно ездить, где нельзя ездить. Бывали случаи, когда гидроциклы заходили в зону, где катались только люди на досках. То есть это и яхтенный спорт, — рассказывает инструктор по виндсёрфингу Артём.

В следственном комитете отмечают: нарушения водители маломерных судов совершают всё чаще. Только за два месяца этого лета — уже 12 случаев.

— Из 12 происшествий по пяти возбуждены уголовные дела. В том числе имелись факты, когда судоводители были в состоянии алкогольного опьянения, — заявил заместитель руководителя Санкт-Петербургского отделения СК РФ на транспорте Марат Купеев.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Оксана так и не смогла добиться справедливости в суде — после того, как от лихача на гидроцикле погиб её муж. Супруг и сын катались на надувной лодке. Он протаранил её и умчал вдаль. Сын уцелел чудом. Гонщик позже явился с повинной, но в итоге аквабайкеру дали год условно.

— Они по экспертизе нам говорили, что, мол, человек мог плыть с данными ранениями, как бы с ущербом здоровью он мог плыть самостоятельно до берега. Так как не выплыл, значит Котляров не виноват, — отмечает Оксана Вождакина.

Неопытные гидроциклисты уже не раз попадали в аварии с катерами, большими судами и зачастую остаются безнаказанными. Поймать их практически невозможно.

— Законодательство построено таким образом, что виноват в аварии на воде будет профессионал, так как должен был предугадать этот момент, предусмотреть этот манёвр, — объясняет управляющий пассажирским флотом судоходной компании Георгий Полюдов.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Хоть пространство для манёвров ограничивается показателями в 10 км/ч на реках в черте города, и 5 — у парковок водного транспорта, а катание по городским каналам и вовсе запрещено — лихачам закон не писан. Эксперты предлагают перенять сухопутный опыт.

— Но вы же понимаете, что от камеры уйти невозможно. Если эта система будет реализована не только на автомобилях, но и для водномоторных плавсредств в каких-то наиболее критических точках, не обязательно на всех реках, озёрах — это нужно сделать, — считает председатель комитета по СМИ Федерации водно-моторного спорта Санкт-Петербурга Илья Бронский.

В объединениях аквабайкеров предлагают создавать специально оборудованные водные трассы и обновить уже устаревшее законодательство, которое бы регулировало в том числе и деятельность прокатчиков.

Транспорт
Новости партнеров