В Петербурге вновь обостряется противостояние художников стрит-арта и городских властей. Недавно вандалы испортили граффити с Юрием Шатуновым. Когда о рисунке стало известно широкой общественности, фанаты артиста решили, что его скоро закрасят. Ведь до сих пор нет закона, который бы регламентировал уличное творчество. В деталях разбирался корреспондент 78.ru.
Его разрисовали под покровом «седой ночи». Не успел Юрий Шатунов появиться в центре Петербурга, граффити изуродовали вандалы. Рисунок, как смогли, очистили фанатки, но арт-объект — вне закона и, вероятно, за вандалами закрашивать придут уже коммунальщики.
— Для того чтобы нанести какую-то роспись, нужен определённый порядок нанесения такой росписи: порядок согласования, получение разрешения. Поэтому, если такой порядок соблюдается, город говорит «да», это законно, — объясняет председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Юлия Киселёва.
Но вольные художники не хотят собирать бумажки и ходить по кабинетам, а нарисуешь без согласования — замажут. Так было с Бродским, так было с Хармсом. За последнего даже вступались чиновники, но всё равно заменили на видеопроекцию, а там — курительная трубка в зубах. Непорядок. Снова убрали. А ведь Хармс украшал стену пять лет! Ровно до пары жалоб в интернете.
— Вот в этом доме живёт Галина, она старшая парадной, которая ни с кем вообще не общается, кроме двух-трёх женщин, с которыми пишут эти жалобы. Они работают конкретно на победу, — говорит художник Искандарян Нельсон.
Он тоже знает, кто решил стереть с лица Петроградки его дворик, в народе «двор Нельсона». Художник даже ходил к главе района, тот сказал, что ему нравится, но закон есть закон.
— В каменном мешке такого стрит-арта немного не помешает, мне нравится, — считает жительница Петербурга Елена Кораблёва.
В больших кабинетах год за годом обсуждают, как достичь компромисса между законом и искусством. Несколько лет назад поддержали инициативу по организации свободных пространств для творчества. Свободными оказались трансформаторные будки.
— Перечень объектов, на которые граффити можно было бы наносить по упрощённой процедуре согласования, и здесь мы выступали за то, чтобы такими объектами выступили в первую очередь трансформаторные подстанции, — замечает депутат Законодательного собрания Петербурга Денис Четырбок.
Предлагали создать экспертный совет, который бы и решал, что можно, а что нельзя, и что оставить из уже нарисованного, когда закон вступит в силу. Такая же практика уже давно есть в ряде европейских государств, где стрит-арт — полноценная достопримечательность столиц.
Впрочем, даже под Петербургом уже есть анклавы, где художника не обидят и не закрасят. Андрей Дементьев решил «пикселизировать» дома в посёлке Елизаветино. Сам придумал технику и без спроса начал творить. За два года число работ выросло до полусотни, здесь и рокеры и киногерои. Особенно гордится автор стрит-артом по мотивам фильма «Служебный роман». Но самое интересное, что за это время никто даже не попытался посягнуть на творчество. Более того, художнику в посёлке всячески помогают.
— Наоборот, предоставляют мне какие-то свои стены. Пожалуйста, вот здесь, там что-то нарисовано, изобрази что-нибудь, чтобы было хорошо. Администрация в курсе, они видят результат, — комментирует ситуацию художник.
И никаких жалоб и согласований, а возмутишься — свои же вступятся за Д’Артаньяна под окнами. Даже грамоту художнику от администрации дали. Консенсуса достигли сами, без коммунальщиков и судов. И считают, что диалог — лучшая дорога для современного искусства.
Видео: 78.ru