Коллизия закона. Электросамокаты, по вине которых гибнут и получают увечья люди, так и не признаны транспортным средством. В случае наезда на человека авария трактуется как столкновение пешеходов. Парадокс в законодательстве планируют исправить к концу этого года. Корреспондент 78.ru разбирался в проблеме.
Неуправляемый снаряд вместе с наездницами весом около 100 кг на полном ходу сносит женщину и двоих маленьких детей на тротуаре Московского проспекта.
— В нас въехали две девушки, находящиеся на электросамокате. Они ехали вдвоём, остановиться не успели и сбили нас с ног. Удар в основном пришёлся на меня — в правое плечо. Мы с детьми упали. Детки сильно плакали, — вспоминает тот день пострадавшая Евгения Алабужева.
Один из мальчиков получил серьёзные травмы — удар пришёлся прямо в лицо.
— Я взяла сына на руки: у него было разбито всё лицо. Верхняя, нижняя губа, нос распух. Сочилась кровь, и никак её было не остановить. Я его умывала. Не знаю, сколько это длилось по времени — такой хаос, — сетует мать пострадавшего ребёнка Ирина Мусина.
На скорой мальчика доставили в больницу, где медики незамедлительно провели операцию.
— Ребёнку была сделана сложная стоматологическая операция после всего этого. Был подвывих одного зуба, у другого — сложный перелом корня. Молочный зуб удалили, чтобы спасти корни постоянных зубов. У ребёнка был сильнейший стресс. Его нужно было вводить в медикаментозный сон на полтора часа, — добавляет Ирина.
Предполагаемые виновницы происшествия имели возможность извиниться, но так этого и не сделали. Зато вызвались выплатить компенсацию на лечение. С одним условием — пострадавшие должны забрать заявление из полиции. Однако родители травмированных детей хотят наказать нарушительниц. Вот только привлечь к ответственности клиентов кикшеринга будет весьма непросто — виной этому пробел в законодательстве.
До сих пор электросамокат мощностью не более 250 ватт, скорость которого не превышает 25 км/час, не является транспортным средством. Наезд на человека — будь это тротуар или проезжая часть — оформляется не дорожными полицейскими, а участковыми, как столкновение пешеходов. Парадокс. Парламентарии неоднократно предлагали приравнять слабые электросамокаты к велосипедам, мощные — к мопедам. Подчинить их логике перемещения по городу и главное — Правилам дорожного движения.
— Существующие правила не предполагают частичного изменения ПДД. Правила дорожного движения должны поменяться полностью, тогда туда можно внести электросамокаты. Сейчас Минтранс пытается через правительство согласовать федеральные поправки на средства индивидуальной мобильности и различные способы регулирования частично, именно под электросамокаты, — комментирует ситуацию депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилёв.
В одном из своих заявлений навести порядок с электросамокатами пообещал руководитель ГИБДД. Прийти к этому в ведомстве планируют до конца 2022 года.
— Если обратиться к опыту зарубежных стран, то там электросамовары выделены в отдельную категорию транспортных средств. Есть обязательства — например, ездить в шлеме и носить одежду со светоотражающими элементами. Скорость ограничена в разных странах по-разному — от 20 до 25 км/час, — объясняет автоэксперт Максим Багаев.
А пока так называемые средства индивидуальной мобильности продолжают калечить россиян. Так, примерно половина пациентов, поступающих в травматологию Покровской больницы — пострадавшие от электросамокатов. Либо упали сами, либо попали под машину на самокате, либо их сбили двухколёсным шерингом.
Первая смерть от падения с электросамоката в этом сезоне произошла в Кировском районе Петербурга. 52-летний мужчина на арендованном самокате на высокой скорости угодил в яму, потерял равновесие, упал и ударился головой об асфальт. Травма оказалась несовместимой с жизнью. В сервисе сожалеют о случившемся и с недавнего времени стали предлагать страховаться перед поездкой.
— Иногда случаются аварии участием электросамокатов. Их на улице становится больше и количество ДТП увеличивается. Что касается аварий, то мы всегда сотрудничаем с ГИБДД. Все наши самокаты объединены шеринговой платформой. Мы видим все необходимые данные: техническое состояние, где находится, кто взял в аренду, по какому маршруту следует, — замечает пресс-секретарь кикшеринговой компании Денис Балакирев.
Вероятно, смертельной трагедии могло не произойти, если бы петербуржец был в шлеме. Вот только сейчас это лишь рекомендация, а не строгое требование правил безопасности. Согласитесь, странно просить пешехода надевать средства защиты во время прогулки?
Встретить экипированного самокатчика — явление крайне редкое. Не использует защиту и Дайна Горченко, хотя ездит много и быстро.
— Это удобно, это быстрее, чем в такси и, как правило, проще, чем такси — машину ведь нужно ждать. Если ты путешествуешь один, то такси не такой удобный вариант. Быстро на самокате можно преодолеть четыре-пять километров, — говорит девушка.
Бьют укротители электродевайсов лишь статистику нарушений внутренних правил сервиса. Езда на самокате вдвоём, парковка в неположенных местах, превышение скорости, к тому же нередко взрослые дают самокат детям.
— Шеринговыми компаниями выявлено порядка 900 тыс. нарушений пользовательских соглашений и направлено такое же количество предупреждений. Нам известно, что они выставили более 700 штрафов — от 500 рублей до 5 тыс. Плюс более чем 2 тыс. аккаунтов злостных нарушителей заблокировано, — делится информацией заместитель председателя Комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков.
С начала этого года пользователи сервиса заплатили около 2 млн рублей штрафов. В кикшеринговых компаниях отмечают настоящий бум на электросамокаты. Их стало на 50% больше, по сравнению с прошлым сезоном. Параллельно на дорогах растёт напряжение.
— Они, конечно, достают. Просто достают — что на дороге, что на тротуаре. Выскакивают на нерегулируемый пешеходный переход, да и регулируемый тоже. На красный свет вылетают, не спешиваются, как правилами предусмотрено, — говорит автовладелец Сергей.
— Очень беспокоит. Их зачастую и не видно — в слепой зоне находятся, спасает их только счастливый случай, — автовладелец Матвей.
— Они ездят по беспределу. По тротуарам несутся, много случаев сбивания детей, иногда это заканчиваются летально. Едет 20 км/ч, никуда не смотрит, средств защиты нет. Себя не берегут, — автовладелец Павел Залогин.
Недовольны и пешеходы, для которых прогулка по тротуару оборачивается преодолением этакой полосы препятствий.
— Мы не входим в число любителей самокатчиков. Считаем, что это опасно и что-то с этим нужно делать, — говорит Светлана Лапина.
— Особенно при прогулках с ребёнком на оживленных улица чувствуем себя не в безопасности, когда мимо пролетают самокатчики на большой скорости. Ощущаем угрозу, — добавляет Вячеслав Лапин.
Непросто приходится и самим самокатчикам, которые лавируют в потоке пешеходов и машин.
— Когда толпа народу и приходится разъезжаться с людьми, то действует правило, что пешехода нужно пропускать и, в основном, всё хорошо бывает и никакого дискомфорта нет. По пешеходному переходу я стараюсь проезжать, объезжая людей с какой-нибудь стороны, а по проезжей части стараюсь не ездить, — замечает Анастасия Гурьянова.
Но это скорее исключение из правил. Безнаказанность и отсутствие строгого регламента словно опьяняют самокатчиков. И вряд ли кто-то из них, нажимая ручку газа, сможет дать гарантию, что поездка не закончится для них или окружающих трагедией.
Видео: 78.ru