Прямой эфир

Дорогу жителям: глава Кронштадта предложил не пускать туристов на машинах и автобусах

Михаил Колокольцев
22 августа 2022, 13:40
Только по примерным оценкам, каждый будний день с мая по октябрь в Кронштадт въезжают около 50 туристических автобусов, в выходные – ещё больше. Гостей на личном транспорте здесь не считали с 2019 – тогда турпоток был больше 1 млн 700 тысяч человек.
Фото: 78.ru

Власти Кронштадта предлагают ограничить въезд в центр города. Дело в том, что наплыв туристов и машин в летний сезон очень сильно беспокоит местных жителей. Предложение закрыть проезд высказал глава района Олег Довганюк. По сути, остров, да и сам Кронштадт, точнее туристическая его часть — небольшие, и туристы легко смогут передвигаться там пешком. Возникает вопрос, где оставлять транспорт. Тут от властей тоже потребуются решения.


Самый разгар выходных и самый центр острова Котлин. Среди толп гуляющих по Якорной площади практически невозможно встретить местных жителей. Пока их город изучают туристы, кронштадтцы предпочитают сидеть дома.

— Выйти невозможно просто, даже пройтись, прогуляться, будешь толкаться — зачем это надо? — не понимают они.

Но если историческими красотами и новыми общественными пространствами маленького городка с туристами островитяне ещё готовы делиться, то своими парковочными местами — точно нет.

Центральные улицы и дворы острова уже с самого утра заставлены машинами. К полудню здесь просто негде припарковаться, и это при том, что на улице далеко не жаркая солнечная погода. О том, что здесь происходит в погожие летние выходные, в красках может рассказать практически любой житель Кронштадта.

— Раздражает очень сильно, особенно в парках, когда солнце светит, очень много туристов, не пройти с коляской и не прогуляться спокойно, особенно, когда ребёнок спит, а все орут, кричат. Были случаи, когда даже задевали машины, то есть через пешеходный переход идём, а они едут и не останавливаются. Регионы не наши, — сетуют Ксения Хохлова и Виктория Кушнарёва.

Только по примерным оценкам, каждый будний день с мая по октябрь в Кронштадт въезжают около 50 туристических автобусов, в выходные — ещё больше. Гостей на личном транспорте здесь не считали с 2019-го — тогда турпоток был больше 1 млн 700 тысяч человек. Цель властей — увеличить количество гостей до 3,5 млн к 2026-му году — жителей откровенно пугает.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Ну, вот сейчас посмотрите вокруг: стояло 10 автобусов, вот этот выхлоп идёт неимоверный, исключая машины, которые стоят просто, дышать просто нечем! Припарковаться кронштадтцу некуда, вот приезжаешь домой, а возле дома — не встать, — говорит Игорь Рогачёв.

Не припарковаться и возле любимых мест отдыха — пляжа и природного заказника «Западный Котлин». Но ещё хуже — когда часами не попасть домой из-за пробок на въезде в город.

— У нас дорога одна, и вы сами видите, когда въезжали, это очень затормаживает движение. Это немного вызывает раздражение, потому что людям хочется побыстрее и не стоять в этих пробках. А получается, что вот сделали красоту — а о дороге-то и не подумали, — подчёркивает Марина Демко.
— Я сама работаю не в Кронштадте, и когда мне приходится выходить на работу в выходной день, мне сюда домой не вернуться. Просто не въехать в Кронштадт, скажем так. Я сама на машине еду и можно простоять в пробке, чтобы въехать на мост даже, — говорит Татьяна Воробьёва.

На единственном шоссе — даже в непогоду — движение всегда затруднено. В жару собирается внушительная пробка. Глава района Олег Довганюк всё же решил вступиться за местных жителей и заявил: неплохо было бы ограничить в Кронштадте движение транспорта. Мол, остров небольшой — всего 1900 гектаров — можно и пешком изучать.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Это, конечно, вот требует наведения порядка. Где-то ограничительных мер, где-то запретительных. Можно рассмотреть какие-то вопросы по поводу въезда в исторический центр. У нас в Кронштадте есть клуб любителей ходьбы «Человек идущий», старшее поколение — люди ходят с палками, люди гуляют, призываем туристов — им будет полезно всего лишь на такой территории походить пешком, а не ездить от каждого памятника к памятнику на автобусе, — считает Олег Довганюк.

По словам чиновника, такие туристические районы как Кронштадт остро нуждаются в платных парковках и масштабной пешеходной зоне — свободной от экскурсионных автобусов и личного транспорта гостей. В пример глава администрации поставил Псковские Печоры, Свияжск в Татарстане, Плес в Ивановской области. Но и зарубежный опыт может пригодиться, уверены петербургские депутаты.

— В Таллинне вот этот старый город он вообще выделен в одну пешеходную зону, в Хельсинки введены 20 километров в час, но обязательно нужно выделить места для автобусов. Вот паркуйтесь здесь — дальше пешком. Это понятно и это общемировая практика. Мы знаем, что в тех районах города, где максимальное количество туристов — это Центральный район, это Адмиралтейский район, Петроградский, Петродворцовый, Пушкинский и Кронштадт — аварийность летом увеличивается в два раза, — привёл статистику депутат петербургского ЗакСа Алексей Цивилёв.

Но прежде чем ставить шлагбаум на въезде в исторический центр острова, нужно предусмотреть немало аспектов: например, доступ во дворы для местных жителей и их гостей. Придётся также внести изменения в генплан Петербурга.

— Это нужно делать через комиссию по безопасности при губернаторе, то есть там можно выделить такие зоны туристические, запустить процесс. Со своей стороны я, как член комиссии, эту идею поддержу, но путь достаточно сложный, — признаётся Цивилёв.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Впрочем, поддержать идею уже сейчас готовы не все.

— Вот это предложение «взять и запретить» звучит, как, я бы сказал, определённый популизм, рассчитанный исключительно на местных жителей. На самом деле «взять и запретить» нельзя. Ну, вообще-то говоря, туристы — это не какие-то странные люди, которые мешают Кронштадту жить, это по идее те люди, которые приносят деньги в экономику Кронштадтского района Санкт-Петербурга. И вообще-то по идее их нужно ценить, а не просто брать и как-то выгонять, — убеждён урбанист Илья Резников.

Специалисты сначала предлагают дождаться, когда транспортная инфраструктура на острове догонит туристическую. Например, в 2023 году в планах города начать масштабное строительство дорог: расширить улицы Литке, Адмирала Грейга и Цитадельскую дорогу до четырёх полос и возвести многоуровневую развязку на въезде.

— Также в самое ближайшее время мы приступаем к проектированию новой стоянки, которая будет расположена непосредственно на входе в парк «Остров Фортов», и в следующем году её первая очередь будет запущена к Дню ВМФ, и вторая очередь — до конца года. Вместимость прогнозируемая — порядка 600 мест и есть огромное желание сделать её показательной, оборудовать и электрозарядкой для электромобилей, и местами для кемперов, и сделать её максимально удобной и доступной, 600 машиномест — это много, — отметил директор городского центра управления парковками Петербурга Михаил Курдяев.

А вот платные парковки в центре Кронштадта в планы властей пока не входят. Так что жителям остаётся лишь надеяться, что на их недовольство обратят внимание сами туристы.