Общество
09:0615 августа 2022

Успеть за 60 минут: петербуржцы бьют рекорды, чтобы сэкономить на транспорте

Пересадочный тариф «60 минут» - настоящая вишенка на торте новой модели транспортного обслуживания. На его пользу чаще всего ссылаются профильные чиновники, когда хотят убедить горожан, что реформа буксует не так сильно, как горожанам кажется.
Коллаж 78.ru: Britta Pedersen/globallookpress.com, пресс-служба комитета по транспорту Санкт-Петербурга

Шутка ли — почти 4,5 млн пассажиров в прошлом месяце испытали на прочность свои «Подорожники» и нервы, чтобы сэкономить деньги по поездках в наземном общественном транспорте. Кто-то умудрился сделать целых семь пересадок в течение часа — поделился с журналистами неожиданным рекордом нынешний врио руководителя Комитета по транспорту Владимир Енокаев. Сам же чиновник предлагает относиться к статистике с определённой долей скепсиса: возможно, хорошие цифры в июле сделали курьеры или другие представители «разъездной» работы. Но главное — тариф себя оправдал, о чём свидетельствуют положительные отзывы, которых у комитета немало.

Фото: пресс-служба комитета по транспорту Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба комитета по транспорту Санкт-Петербурга

Изначально разработчики новой модели транспортного обслуживания (НМТО) рассчитывали приложить «Подорожник» с включённым в него пересадочными тарифом к самому болезненному месту реформы — изменённым маршрутам. В апреле, на старте реформы, «чуда» не случилось: негодование по поводу отменённых маршруток только усилилось, когда пассажиры столкнулись с неработающими валидаторами. Многие не то, что сэкономить — даже проезд не могли оплатить. Не помогли и QR-билеты, смысл которых вообще мало кто понял. Люди требовали вернуть наличку в автобусы, а самое главное — сами автобусы, в том числе и в виде маршруток.

Сегодня градус дискуссии на тему удобства новой модели для пассажиров явно ниже, чем в апреле. Хотя вопросов по-прежнему немало. Больше всего обращений, по подсчётам представителей комитета, связано с нарушением расписания движения транспорта. На втором месте — требования разъяснить, как работает новый маршрут, чем заменили старый. Далее идут пропуск остановки водителем, духота и грязь в салоне и сбой в работе валидаторов.

Главная площадка для дискуссий — страница Комитета по транспорту в популярной социальной сети. Здесь на каждый радостный отчёт по реформе приходится более 500 комментариев. Про тариф «60 минут» пользователи высказываются почти единодушно: и без него было неплохо.

Женя Jennie: Да, до реформы можно было ездить без пересадок, теперь приходится менять транспорт. Раньше сядешь на конечной и до конца едешь сидя, теперь автобусы часто переполненные на тех маршрутах, где много альтернативных маршруток было, а теперь единственный на участках между пересадками.
Иван Соболев: Какой ужас! Это что, достижение? Ребята, реформа жуткая! Стало ОЧЕНЬ НЕУДОБНО ездить! С новыми маршрутами тот путь, который раньше проезжал за 40 минут максимум, теперь часа за полтора дай Бог проезжаю. Полный трындец.
Евгений: Я, например, раньше от ж. д. Пискарёвка до "Меги Парнас" ехал примерно 1ч.15 минут на маршрутке в один конец, теперь на 3 видах социального транспорта 2ч. 40 минут в один конец.
Лариса Лебедева: Альтернативы не оставили, что людям делать то. Я, кстати, один раз прождала 35 мин. автобус и не попала на этот тариф, пришлось и второй раз 60 р. платить.
Aleksandr Viktorovich: Специально можно ездить сколько угодно! Вы попробуйте доехать до работы вовремя!
Ренат Ишалин: Сегодня отдал 80 руб. за две поездки в общественном транспорте в течении 20 минут. По тел. горячей линии сказали, что я такой не один, жалоб поступает множество…
Анастасия Титова: Тариф надо назвать «50/50», то работает, то нет.

Многие пассажиры задаются вопросом: а пользуются ли замечательным тарифом сами чиновники? Либо за них это делают многочисленные боты, призванные создавать благоприятный информационный фон в социальных сетях? Про чиновников мы сказать наверняка не можем, а вот наш корреспондент воспользовался и заодно проверил: работает или нет, везде или через раз и стоит ли ставить «пять звёздочек» из пяти.

1. Задача: добраться от дома до работы. Для построения маршрута был выбран свеженький сервис «Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга» (https://nts.orgp.spb.ru/). Искусственный интеллект, который пока работает в тестовом режиме, выстраивает маршрут исходя из начальной и конечной точек, подгружает графики движения автобусов и троллейбусов, рассчитывает стоимость с учётом различных тарифов и инструментов.

Фото: pr scr Портал общественного транспорта Санкт-Петербургa
Фото: pr scr Портал общественного транспорта Санкт-Петербургa

2. Предложенный сервисом маршрут укладывается в 60 минут и предполагает две пересадки. Автобус №294, первый в маршруте, не имеет валидаторов, которые позволяют увидеть баланс карты. Поэтому просто прикладываем и едем дальше. Кстати, если вы перед поездкой пополнили свой «Подорожник» через телефон, а в автобусе нет специальных валидаторов с пометкой для беспроводного пополнения (это такие, которые позволяют оплачивать проезд банковской картой и видеть баланс), то активировать пополнение не получится. И придётся ехать зайцем, если в автобусе нет кондуктора. Зато получится посмотреть серию роликов про плюсы транспортной реформы.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Субтитры на экране: «А главное, что не надо больше стоять с наличкой».

3. Первая пересадка. Автобус №86. Нужный валидатор показывает списание: «10 рублей». Пока работает.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Точнее — работает всё, кроме кондиционера.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

4. Вторая пересадка. Вместо предложенного искусственным интеллектом автобуса №14 садимся на трамвай №6. Попытка оплатить и узнать баланс почти провалилась по вине сломанного валидатора. Но кондуктор проверил по своим приборам — третья поездка действительно «за счёт заведения».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

5. Итог: 50 рублей за 45-минутную поездку на двух автобусах и одном троллейбусе. Для сравнения: привычный маршрут «три остановки на метро плюс немножко пешком» преодолевается за те же 40-45 минут и обходится в 45 рублей.

6. Главный вывод: за 60 минут реально успеть сделать две и более пересадок, попасть из одного района города в другой, довольно отдалённый. Тариф «60 минут» работает. Даже с неработающими валидаторами.

Рассуждая о плюсах и минусах пересадочного тарифа, пассажиры просят чиновников и перевозчиков рассмотреть возможность увеличения продолжительности его действия. Не 60, а 90 минут. Учитывая реальные временные затраты жителей некоторых районов на путь от работы до дома.

Jess Bern: Если бы хотели сделать благо, пересадочное время было бы 2 часа. Чтобы каждый, кому надо, ГАРАНТИРОВАННО успевал. А не игры на выживание людям устраивать.

Есть и такие, кто от души благодарит авторов реформы за отмену кондукторов и возможность ездить бесплатно. Впрочем, процент «зайцев» по статистике комитета совсем не велик — 0,5. Это те, кто вообще никак не проявляет свою гражданскую ответственность в вопросе оплаты проезда. 7% попавшихся контролёрам не имеют на момент проверки должным образом оформленного проездного, то есть проще говоря — не приложили свой проездной к валидатору. Их, в отличие от первой категории, не штрафуют, а предупреждают.

В комитете низкому количеству «зайцев» радуются: как никак культурная столица! И предупреждают: сейчас на маршрутах работает более 300 контролёров. С сентября их станет больше. Поэтому экономить на поездках лучше законными способами.

Лайфхаки от продвинутых пассажиров:

  • — кроме «Подорожника» нужно иметь «Единую карту петербуржца» либо карту «МИР». По ним дешевле ездить в метро. А «Подорожником» выгоднее платить в наземном транспорте. Пример: платим «Подорожником», доезжая на общественном транспорте до метро, потом в метро платим банковской картой, выходим из него, садимся в наземный транспорт, где опять платим «Подорожником». Если успели сделать все это за 60 минут, то оплата идёт по пересадочному тарифу.
  • — на длинных маршрутах лучше активировать тариф ближе к концу поездке, увеличивая шанс уложиться в отведённое время (ВНИМАНИЕ! КОНТРОЛЁРЫ ЭТОТ ЛАЙФХАК ВРЯД ЛИ ОЦЕНЯТ!).
  • — желательно сверять длительность своего маршрута и места размещения остановок по нескольким источникам: например, «Яндекс.карты» и «Портал общественного транспорта». Спойлер: данные не совпадают.
Транспорт
Новости партнеров