Шутка ли — почти 4,5 млн пассажиров в прошлом месяце испытали на прочность свои «Подорожники» и нервы, чтобы сэкономить деньги по поездках в наземном общественном транспорте. Кто-то умудрился сделать целых семь пересадок в течение часа — поделился с журналистами неожиданным рекордом нынешний врио руководителя Комитета по транспорту Владимир Енокаев. Сам же чиновник предлагает относиться к статистике с определённой долей скепсиса: возможно, хорошие цифры в июле сделали курьеры или другие представители «разъездной» работы. Но главное — тариф себя оправдал, о чём свидетельствуют положительные отзывы, которых у комитета немало.
Изначально разработчики новой модели транспортного обслуживания (НМТО) рассчитывали приложить «Подорожник» с включённым в него пересадочными тарифом к самому болезненному месту реформы — изменённым маршрутам. В апреле, на старте реформы, «чуда» не случилось: негодование по поводу отменённых маршруток только усилилось, когда пассажиры столкнулись с неработающими валидаторами. Многие не то, что сэкономить — даже проезд не могли оплатить. Не помогли и QR-билеты, смысл которых вообще мало кто понял. Люди требовали вернуть наличку в автобусы, а самое главное — сами автобусы, в том числе и в виде маршруток.
Сегодня градус дискуссии на тему удобства новой модели для пассажиров явно ниже, чем в апреле. Хотя вопросов по-прежнему немало. Больше всего обращений, по подсчётам представителей комитета, связано с нарушением расписания движения транспорта. На втором месте — требования разъяснить, как работает новый маршрут, чем заменили старый. Далее идут пропуск остановки водителем, духота и грязь в салоне и сбой в работе валидаторов.
Главная площадка для дискуссий — страница Комитета по транспорту в популярной социальной сети. Здесь на каждый радостный отчёт по реформе приходится более 500 комментариев. Про тариф «60 минут» пользователи высказываются почти единодушно: и без него было неплохо.
Женя Jennie: Да, до реформы можно было ездить без пересадок, теперь приходится менять транспорт. Раньше сядешь на конечной и до конца едешь сидя, теперь автобусы часто переполненные на тех маршрутах, где много альтернативных маршруток было, а теперь единственный на участках между пересадками.
Иван Соболев: Какой ужас! Это что, достижение? Ребята, реформа жуткая! Стало ОЧЕНЬ НЕУДОБНО ездить! С новыми маршрутами тот путь, который раньше проезжал за 40 минут максимум, теперь часа за полтора дай Бог проезжаю. Полный трындец.
Евгений: Я, например, раньше от ж. д. Пискарёвка до "Меги Парнас" ехал примерно 1ч.15 минут на маршрутке в один конец, теперь на 3 видах социального транспорта 2ч. 40 минут в один конец.
Лариса Лебедева: Альтернативы не оставили, что людям делать то. Я, кстати, один раз прождала 35 мин. автобус и не попала на этот тариф, пришлось и второй раз 60 р. платить.
Aleksandr Viktorovich: Специально можно ездить сколько угодно! Вы попробуйте доехать до работы вовремя!
Ренат Ишалин: Сегодня отдал 80 руб. за две поездки в общественном транспорте в течении 20 минут. По тел. горячей линии сказали, что я такой не один, жалоб поступает множество…
Анастасия Титова: Тариф надо назвать «50/50», то работает, то нет.
Многие пассажиры задаются вопросом: а пользуются ли замечательным тарифом сами чиновники? Либо за них это делают многочисленные боты, призванные создавать благоприятный информационный фон в социальных сетях? Про чиновников мы сказать наверняка не можем, а вот наш корреспондент воспользовался и заодно проверил: работает или нет, везде или через раз и стоит ли ставить «пять звёздочек» из пяти.
1. Задача: добраться от дома до работы. Для построения маршрута был выбран свеженький сервис «Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга» (https://nts.orgp.spb.ru/). Искусственный интеллект, который пока работает в тестовом режиме, выстраивает маршрут исходя из начальной и конечной точек, подгружает графики движения автобусов и троллейбусов, рассчитывает стоимость с учётом различных тарифов и инструментов.
2. Предложенный сервисом маршрут укладывается в 60 минут и предполагает две пересадки. Автобус №294, первый в маршруте, не имеет валидаторов, которые позволяют увидеть баланс карты. Поэтому просто прикладываем и едем дальше. Кстати, если вы перед поездкой пополнили свой «Подорожник» через телефон, а в автобусе нет специальных валидаторов с пометкой для беспроводного пополнения (это такие, которые позволяют оплачивать проезд банковской картой и видеть баланс), то активировать пополнение не получится. И придётся ехать зайцем, если в автобусе нет кондуктора. Зато получится посмотреть серию роликов про плюсы транспортной реформы.
Субтитры на экране: «А главное, что не надо больше стоять с наличкой».
3. Первая пересадка. Автобус №86. Нужный валидатор показывает списание: «10 рублей». Пока работает.
Точнее — работает всё, кроме кондиционера.
4. Вторая пересадка. Вместо предложенного искусственным интеллектом автобуса №14 садимся на трамвай №6. Попытка оплатить и узнать баланс почти провалилась по вине сломанного валидатора. Но кондуктор проверил по своим приборам — третья поездка действительно «за счёт заведения».
5. Итог: 50 рублей за 45-минутную поездку на двух автобусах и одном троллейбусе. Для сравнения: привычный маршрут «три остановки на метро плюс немножко пешком» преодолевается за те же 40-45 минут и обходится в 45 рублей.
6. Главный вывод: за 60 минут реально успеть сделать две и более пересадок, попасть из одного района города в другой, довольно отдалённый. Тариф «60 минут» работает. Даже с неработающими валидаторами.
Рассуждая о плюсах и минусах пересадочного тарифа, пассажиры просят чиновников и перевозчиков рассмотреть возможность увеличения продолжительности его действия. Не 60, а 90 минут. Учитывая реальные временные затраты жителей некоторых районов на путь от работы до дома.
Jess Bern: Если бы хотели сделать благо, пересадочное время было бы 2 часа. Чтобы каждый, кому надо, ГАРАНТИРОВАННО успевал. А не игры на выживание людям устраивать.
Есть и такие, кто от души благодарит авторов реформы за отмену кондукторов и возможность ездить бесплатно. Впрочем, процент «зайцев» по статистике комитета совсем не велик — 0,5. Это те, кто вообще никак не проявляет свою гражданскую ответственность в вопросе оплаты проезда. 7% попавшихся контролёрам не имеют на момент проверки должным образом оформленного проездного, то есть проще говоря — не приложили свой проездной к валидатору. Их, в отличие от первой категории, не штрафуют, а предупреждают.
В комитете низкому количеству «зайцев» радуются: как никак культурная столица! И предупреждают: сейчас на маршрутах работает более 300 контролёров. С сентября их станет больше. Поэтому экономить на поездках лучше законными способами.
Лайфхаки от продвинутых пассажиров: