Спикер Госдумы Вячеслав Володин в День семьи, любви и верности провёл в своем Telegram-канале голосование о «необходимости введения запрета пропаганды нетрадиционных ценностей». Итоги говорят о том, что эта тема по-прежнему вызывает бурный отклик. В голосовании приняли участие 1,5 млн человек. Для сравнения в предыдущем опросе по поводу болонской системы образования свое мнение высказали только 100 тыс. пользователей. 70% опрошенных поддерживают запрет, 25% выступают против, а ещё 5%, по их же словам, всё равно.
Подробнее о предстоящих планах рассказал глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. В настоящее время в России под угрозой штрафов запрещена пропаганда нетрадиционных ценностей среди несовершеннолетних. Депутаты хотят снять ограничения на возраст аудитории. И дополнительно ввести запрет не только на пропаганду, но и вообще на любое распространение информации, демонстрирующей нетрадиционные отношения, среди детей. Открытое обсуждение планируется провести в Госдуме в ближайшую сессию, которая откроется 30 августа. При этом предварительно инициативы согласовывались с Роскомнадзором и Минцифры.
Пионер гей-войн в России и ещё один депутат Госдумы Виталий Милонов предполагает, что поправки установят запрет на любой контент, формирующий привлекательный образ нетрадиционного секса.
Петербург, как известно, город сложной судьбы, и ЛГБТ-тематика здесь не исключение. С одной стороны, мегаполис называют гей-столицей России. Называют, в основном, сами геи, разумеется. С другой стороны, Петербург можно назвать и столицей гееборчества. Обратимся к истории.
На различных просветительских ресурсах с научно-популярным контентом вроде платформы Arzamas можно узнать, что ещё в 19 веке в Петербурге существовала «мужская гомосексуальная субкультура». Знакомились на Невском где-то между нынешней площадью Восстания и Публичной библиотекой. Свидания устраивали в ресторане Палкина, где можно было закрыться в отдельном кабинете. А у цирка Чинизелли сновали мужчины-проституты. Ещё одно популярное место — Конногвардейский бульвар, где можно было найти рекрута и сходить с ним, к примеру, в Воронинские бани. Кстати, интересно, курс «Петербург накануне революции», откуда можно почерпнуть все эти любопытные сведения, будет подпадать под новый закон? И если да, то как быть с диалогом Платона «Пир», например? Сейчас его хотя бы можно маркировать числом 18.
Широкий вклад в историю российского гомосексуализма привнесли и отдельные представители царской семьи. Например, великий князь Константин Константинович Романов — поэт, поклонник Оскара Уайльда, герой Русско-турецкой войны, двоюродный брат Александра III и вообще человек весьма разносторонний. Он оставил дневник, в котором подробно описывает, как удовлетворял в Петербурге свою «тайную страсть». И, конечно, как с ней боролся. Для современных гееведов дневник стал бесценным историческим источником.
Времена СССР, как выяснили исследователи, привнесли в «субкультуру» новые традиции. Геи знакомились друг с другом в «Катькином саду», а лесбиянки — в сквере у Казанского собора. Можно сказать, что это одновременно и пропаганда ЛГБТ, и оскорбление чувств верующих.
В новой России Петербург и вовсе стал культурным флагманом «голубой революции». Именно здесь зародились две самых известных тематических структуры — Российская ЛГБТ-сеть и правозащитная организация «Выход». Затем появился кинофестиваль «Бок о бок», где показывают фильмы о представителях квир-сообщества, и фестиваль Квирфест с более широкой культурной программой — выставками, спектаклями, концертами. К слову, осень 2021 года благополучно прошли оба мероприятия. «Бок о бок» исключительно онлайн из-за пандемии, а Квирфест и офлайн-формате. Не сказать, что всё было гладко, организаторы жаловались на провокации и давление на арендодателей, которые в последний момент разрывали контракты, но в итоге им, по собственному признанию, удалось провести все запланированные мероприятия.
Уличный гей-активизм, пожалуй, тоже нигде так не распространён, как в Петербурге. Видео с акциями нередко становятся вирусными, как, например, приключения гей-активиста Кирилла Калугина в День ВДВ на Дворцовой. И здесь со временем тоже мало что меняется. В прошлом году, к примеру, задержали 20 участников аниме-косплея с радужным флагом. Кажется, даже на акции в поддержку Алексея Навального обычно собирается меньше народу.
С регулярным гей-досугом в Петербурге тоже нет проблем. В городе действуют с полдюжины тематических клубов и других заведений. Один из них лет 10 назад пытался штурмовать Милонов. В сложной операции принимала участие несовершеннолетняя девочка из МГЕР, которая каким-то образом попала на запрещённую вечеринку. Депутат привёл на выручку ОМОНовцев. Девочку Милонову и полицейским вернули, но больше добиться не удалось — вечеринка «извращенцев» благополучно продолжилась. Точнее продолжается до сих пор.
С другой стороны, именно с Петербурга начинается история российской борьбы с пороком. В патриархальной и наивной Москве к гомосексуальным связям относились, как к обычному блуду. Хуже, чем малакия, то есть, самоудовлетворение, но лучше, чем прелюбодеяние, то есть, супружеская измена с лицом противоположного пола. Покаяние, епитимья, и даже путёвка в Царствие Небесное ничуть не упущена. Ибо кто из нас без греха.
Пётр Первый, как известно, решил импортировать в Россию европейскую культуру. Так где-то между ассамблеями и академиями в новую столицу, Петербург, просочились и законодательные запреты на гомосексуализм. Первый император, правда, ограничился исключительно армией, дабы дисциплина не страдала.
Дальнейшая евроинтеграция уже в 19 веке обернулась окончательной криминализацией мужеложества. Острые гомофобные чувства проявлял даже «солнце русской поэзии» Александр Пушкин. Например, широко известна его эпиграмма на князя Михаила Дондукова-Корсакова:
«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь.
Почему ж он заседает?
Оттого, что жопа есть».
Ходили упорные слухи о гомосексуальных связях князя с министром просвещения и главой Академии наук Сергеем Уваровым, который назначил предполагаемого любовника своим заместителем. К слову, это тот самый Уваров, который придумал триаду «Православие, самодержавие, народность». Как писал Достоевский, «широк человек, слишком даже широк». Согласно конспирологической и крайне гомофобной версии, выстрел Дантеса — это проявление гей-террора в отношении натуралов.
В итоге при Николае I в наказание за гомосексуализм ввели порку плетьми, лишение всех прав состояния и ссылку на поселение. Впрочем, строгость законов Российской Империи успешно компенсировалась необязательностью их исполнения, так что применяли данную статью в отношении добровольных связей достаточно редко. В отличие от тех же англичан, замучивших по «содомской статье» в тюрьме своего лучшего поэта конца 19 века Уайльда. Мастер афоризма вышел на свободу сломленным человеком и вскоре умер в нищете на чужбине.
Впрочем, в СССР, как известно, проблем с порядком не было, а временно отменённую статью о мужеложестве вернули уже при Сталине. В результате счёт репрессий пошёл на десятки, а, согласно некоторым авторам, и на сотни тысяч человек. Англичанам было тяжело угнаться за Советами в масштабах, но зато они по-прежнему действовали более точечно. Например, в 1954 году довели до самоубийства пионера исследований в области искусственного интеллекта Алана Тьюринга.
Наконец, именно с Петербурга началась всероссийская кампания о запрете гей-пропаганды 10 лет назад. Первые аналогичные законы появились в некоторых регионах ещё раньше. Но петербургский парламент внёс свой вариант в Госдуму, а история получила такой резонанс, что привлекла внимание Мадонны, Леди Гаги и Стивена Фрая.
Впрочем, до недавнего времени власти достаточно сдержанно обходились с гей-активистами и даже не трогали их сообщества в социальных сетях и интернет-сайты. Предполагая, что туда заходят исключительно совершеннолетние. А в 2012 году закон Милонова и вовсе скорее пошёл на пользу ЛГБТ-активизму. Благодаря широкому освещению порождённой документом дискуссии в российские СМИ попало столько пропаганды гомосексуализма, сколько не появлялось за всю предыдущую историю.
Спустя 10 лет в Госдуме, похоже, решили подойти к данному вопросу менее формально. В конце концов времена изменились, оглядываться на Совет Европы больше не надо, и Фрай точно не приедет отговаривать Хинштейна, как когда-то ездил к Милонову. Вопрос о целесообразности ужесточения подхода является дискуссионным. На первый взгляд, кажется, что это вообще несерьёзная проблема, которая к тому же мало кого всерьёз волнует, но итоги голосования в соцсетях Володина говорят об обратном.
При этом под новую формулировку запросто могут попасть и клубы, и фестивали, и даже поцелуи однополых парочек, которыми в Петербурге давно никого не удивишь. Депутатам придётся как следует поупражняться в казуистике, чтобы провести чёткую границу между «уже пропагандой» и «ещё нет».