Лето, особенно его середина, традиционно считается мёртвым сезоном для фитнес-индустрии. Однако, как считают аналитики «Авито. Услуги», в июле спрос на занятия спортом с тренерами у петербуржцев вырос на 102% по сравнению с июнем. В основном горожане хотели улучшить свои навыки при помощи наставников в командно-групповых видах спорта, таких как баскетбол, волейбол, футбол. В почёте также оказались единоборства, фитнес и растяжка. Такие выводы аналитиков по началу петербургских участников рынка озадачили. Там признают: в целом ситуация в отрасли намного лучше, чем летом 2020-го, когда все заведения вообще были закрыты. Но говорить о каких-то грандиозных прорывах пока рано.
Как рассказали в пресс-службе «Авито.Услуги», в целом по стране спрос на услуги тренеров в июле вырос на 78%, а в Северной столице — на 102%. В среднем по регионам стоимость одного занятия начиналась от 700 рублей, в городе на Неве — от 1000 рублей.
При этом спрос на услуги наставников по волейболу вырос в шесть раз, по баскетболу — почти в три.
— Интересно, что этим летом наиболее популярными у россиян оказались именно командные игры с мячом, — подчеркнули в пресс-службе компании.
В топ также вошли занятия по бегу (+97%), плаванию (+96%), боксу (+96%). Как пояснили в пресс-службе, многие, например, не рискуют начинать бегать самостоятельно, поэтому находят наставников, которые собирают целые группы в назначенное время в парках или на набережных. Там и устраиваются совместные пробежки.
В Северной столице также оказались популярны бокс и единоборства (+36%), теннис (+86%), фитнес (+76%) и растяжка (+42%).
Предложений от профессиональных тренеров на платформе за этот же период стало больше на 51%, а в Петербурге — на 53%.
— Россияне всё чаще предпочитают искать специалистов с помощью онлайн-площадок, чтобы иметь возможность выбрать тренера и зал в удобном районе, и в доступном ценовом сегменте, — заверили в компании.
Опрошенные 78.ru участники городского рынка отмечают, что стали чувствовать себя более уверенно, чем в первые пандемийные годы, но рапортовать о каких-то летних рекордах 2022-го не приходится.
Директор по развитию фитнес-клубов «Легенда», «Молот» и Fitness Family Денис Горнев по началу цифры аналитиков назвал для себя «загадкой». По его словам, определённый рост интереса к командным играм у петербуржцев есть, но он вовсе не такой значительный.
Как подчеркнул Денис Горнев, до пандемии речь шла об увеличении интереса к баскетболу и волейболу примерно на 3,5% в год. В этом 2022 году можно говорить о росте в 5%, но никак не в 100%.
— Если мы говорим про тот же волейбол, то здесь надо сделать важную ремарку. Это именно его пляжный вариант. Люди готовятся к тому, чтобы хорошо проявить себя в игре на пляже. Также увеличился в этом году тоже примерно на 5% интерес к занятиям йогой и пилатесом. Да, мы начали приходить в себя после пандемии, но это никакие не рекордные темпы. Надеемся, что в сентябре, когда многие вернутся из летних отпусков, выйдем наконец по выручке на допандемийные показатели. А к январю следующего года рассчитываем, что у нас в залах будет на постоянной основе заниматься ежедневно столько же человек, как в 2018—2019 годах, — отмечает Денис Горнев.
При этом он особо подчёркивает: всё это возможно только при условии, что не последует новых ограничений.
Генеральный директор Fithess24 Анатолий Соломонов согласен с прогнозами Дениса Горнева по перспективам восстановления отрасли к заявленным срокам, но подчёркивает: этот летний сезон ничем не отличается от допандемийного 2019 года.
— Ничего полностью не изменилось, если сравнивать с допандемийными годами, лето для нас остаётся привычным мёртвым сезоном. Да, если мы говорим о 2020-м годе, когда клубы были в принципе закрыты, или 2021-м, когда действовали QR-коды, то стало лучше. Наметилась явная тенденция по оздоровлению обстановки. Но сейчас ни чуть не лучше, чем летом 2019 года, — заявил, в частности, Анатолий Соломонов.
По его словам, сейчас многие участники рынка задумываются о повышении цен на абонементы осенью на 10-15%.
— Подорожало всё. Та же еда выросла в цене, минимум, на 25%. А сотрудникам надо кормить семьи. На те же 10% мы рассчитываем и увеличить зарплаты персоналу, — пояснил Анатолий Соломонов.
Денис Горнев заверяет: у крупных игроков цены останутся на прежнем уровне. Подорожание возможно только в элитных заведениях, где и расходы значительные.
— Сейчас важнее вернуть людей в залы, а не гнаться за прибылью, — подчеркнул он.
На условиях анонимности участники рынка высказывают опасения, что некоторым клиентам придётся умерить аппетиты и перейти в заведения более низкого класса. Там людей может ждать разочарование, и кто-то вообще бросит занятия.
Глава представительства Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько поясняет: выводы аналитиков — это история не о классических заведениях.
— Это история о том, как летом в клубах падает посещаемость, а тренеры пытаются выжить, вот и подают такие объявления. Этот тренд зародился ещё в начале пандемии, когда всё было закрыто. При этом с тех пор доходы у многих клиентов продолжают снижаться. Право на подработку — это законная вещь, если она не мешает основной работе, либо прямой запрет не оговорен в контракте, а сами наставники не уводят из заведений клиентов, — подчеркнула она.
Как добавляет Денис Горнев, в истории с увеличившимся количеством объявлений от тренеров и запросов на их услуги существует другое логичное объяснение.
— Раньше многие такие специалисты строили личный бренд и вели свои страницы в Instagram*. Это делалось с той целью, чтобы, если тренер уходит из клуба и переходит в другой, клиенты бы следовали за ним. Теперь этот канал закрыт, соответственно, наставники начали экстренно искать новые площадки для общения с клиентами, — пояснил Денис Горнев.
По словам Анатолия Соломонова, в некоторых клубах существует практика, когда при обнаружении подобных объявлений сотрудников, с ними кадровые службы предпочитают попрощаться.
Также стоит добавить, что с середины лета в РФ и Петербурге растет заболеваемость подвидами COVID. На федеральном уровне уже ведется дискуссия о возможном возобновлении масочного режима.
*Соцсеть Instagram запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.