Санкции не работают. Эта простая истина всё больше раздражает финских политиков. Раздражает настолько сильно, что ведущие парламентские партии Финляндии на полном серьёзе обсуждают введение моратория на выдачу виз россиянам. По принципу «надо же хоть что-нибудь делать». По данным агентства STT, инициативу поддерживают социал-демократы, Национальная коалиционная партия, «Истинные финны» и «Финляндский центр». Но есть проблема — пока политики так и не придумали более-менее благопристойный правовой механизм для дикой и очевидно дискриминационной меры.
Лидер Социал-демократической партии Финляндии Антти Линдтман предлагает приостановить выдачу туристических виз. Разумеется, всем россиянам вне зависимости от их мнения о специальной военной операции, как бы некоторым «пацифистски» настроенным оппозиционерам ни хотелось верить в свою элитарность и солидарность с «европейским сообществом». Исключение великодушный социал-демократ готов сделать лишь для случаев получения медицинской помощи и посещения близких родственников, а также для владельцев недвижимости в Финляндии. Хочешь отовариваться в Суоми? Купи хотя бы небольшой домик. Так заодно и рынок недвижимости можно подстегнуть.
В свою очередь глава консульского отдела МИД Финляндии Юсси Таннер, как сообщает YLE* (ресурс, заблокированный на территории РФ), озвучил сразу шесть вариантов реализации инициативы об изгнании российских туристов. Во-первых, можно полностью прекратить выдачу виз россиянам по географическому принципу, однако дипломат признаёт, что это несколько противоречит законам ЕС и правилам Шенгенского пространства. Во-вторых, можно ограничить количество свежевыдаваемых виз, но такая мера дипломату кажется неэффективной, так как на руках у россиян есть около 100 тыс. многолетних виз, которые ещё долго позволят кататься в Суоми, как к себе домой. Возможно, до самого окончания военных действий, а там и новые документы опять придётся выдавать.
Третий вариант — пускать россиян только на лечение и похороны. Это похоже на подход Линдтмана, но возражения здесь примерно те же, что и в первом варианте. Четвёртый подход предполагает не только отказ от выдачи виз, но и аннулирование всех уже имеющихся на руках. Дипломат констатирует, что это было незаконно даже в правовом поле самой Финляндии, не говоря уже о ЕС. Пятый вариант предполагает полное перекрытие границы для пассажирских перевозок, но здесь Таннер видит ещё больше проблем и даже ожидает протесты со стороны финской же общественности. Шестой вариант — спокойно дожидаться общего решения Евросоюза. Кажется, именно такой подход в итоге и окажется самым популярным. Когда предстоит принять сложное решение, его куда проще делегировать на уровень выше и больше об этом не беспокоиться. Наверное, ЕС для этого и придумали.
На самом деле большинство озвученных дипломатом возражений являются надуманными. К примеру, Эстония, отличавшаяся русофобской политикой задолго до того, как это стало европейским мейнстримом, не стала дожидаться никаких решений на уровне Евросоюза и ничтоже сумняшеся запретила выдачу россиянам не только туристических, но и учебных виз, а заодно и временного вида на жительство. То есть, в принципе, так можно было сделать, и никакие правовые нормы ЕС этому не помешали. А то понаехали, понимаешь, петербуржцы и москвичи всякие, разговаривают повсюду на языке Достоевского и Пушкина, от которого потом голова болит.
При этом в Еврокомиссии ещё раз заявили, что не планируют запрещать выдачу виз россиянам на уровне всего союза. По вполне понятным причинам — Европа большая и разная, и единого мнения по данному вопросу там нет, не предвидится в ближайшем будущем и скорее всего не будет никогда. Скажем, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Чехия и Польша не хотят выдавать россиянам шенгенские визы. При этом в Латвии россиян ещё и заставляют подписывать особый документ об осуждении СВО. А Испания, Италия или Венгрия выдают визы достаточно охотно. Разумеется, геополитическая ситуация отражается на сроках, но место жёстких сценариев — исключительно в жёстких головах отдельных политиков, которые их озвучивают.
А вот на само финское общество откровенно насаждаемая русофобия действует не лучшим образом. К примеру, на днях резонанс получило видео, на котором мужчина пытается выгнать женщину из кафе из-за употребления русского. Он сравнивает её то с Владимиром Путиным, то с вампиром и угрожает убийством. При этом сама пострадавшая никогда не жила в России. Её родители с Украины, а сама она переехала в Суоми из Литвы. То есть, при всей дикости ситуации следует признать, что это не русско-финский конфликт, а междуусобица в Евросоюзе.
В соседних странах у людей тоже всё чаще ум заходит за разум. Что говорить о простых обывателях, начитавшихся местных СМИ, если даже сотрудница консульства Норвегии Элисабет Эллингсен русофобия довела до истерики в мурманском отеле. Когда наступил приступ, женщина высказала персоналу всё, что думает об этих «русских».
«Я ненавижу русских! Я привыкла к чистым номерам, я из Скандинавии. Не как какая-нибудь русская женщина, которая убирается абы как», — примерно такими словами культурная норвежка пыталась объясняться с персоналом дикой России, пока пара медведей втихаря доедали её бутерброд с лососем.
Главный редактор «Финской газеты» и портала Gazeta.fi Владимир Гусатинский заявил 78.ru, что на фоне пропагандистской кампании, которая идёт с прошлой осени, антироссийские настроения в Финляндии растут, однако большинство местных жителей всё ещё настроены по отношению к откровенно дискриминационным и ксенофобским решениям и выходкам негативно. Тем более что зачастую это выстрел себе в ногу, особенно в приграничных районах.
— Россияне здесь уже на протяжении 30 лет — это источник стабильного дохода, рабочие места, предпринимательская деятельность, дружественные и даже родственные связи, поэтому, конечно, жители приграничных районов, думаю, в основной своей массе такие идеи не поддерживают. Что касается остальной Финляндии, я думаю, что тоже, — говорит журналист, хотя и делает скидку на националистов и «жертв пропагандистских кампаний».
В свою очередь финский политолог Йохан Бекман отмечает, что многие его соотечественники напротив были весьма довольны открытием сухопутной границы с Россией 15 июля. Ранее действовали «ковидные» ограничения.
— Ситуация в Финляндии такая, что очень много путанных антироссийских предложений, разные меры, как можно издеваться над туристами на границе. Если Финляндия примет какие-то меры — будут ответные меры, а нам это не нужно. Я думаю, что в ближайшее время никаких конкретных мер не будет, — считает эксперт.
К слову, на фоне всей развернувшейся полемики в Генеральном консульстве Финляндии недавно назвали реальный процент отказов в выдаче виз петербуржцам. Он составляет 2%. Это примерно соответствует тому, что было до разнообразных обострений.
А тем временем в Петербурге недавно подсчитали, сколько финнов, эстонцев и латышей въехали в Россию после открытия сухопутных границ. Оказалось, что только с 15 по 19 июля границу пересекли 11 664 автомобиля. Понятно, что туристов из этих стран на порядки меньше, чем в «доковидную» эпоху, но тех, что приезжают, из кафе никто не выгоняет. И даже мнение об СВО не спрашивают.