Прямой эфир

Окунуться в историю: какое новое прочтение эпоха 90-х получила в Петербурге

Полина Пятышева
28 июля 2022, 16:40
Молодёжь играет на олдскульном компьютере, носит легендарные варёнки и смотрит клипы на кассетах.
Фото: 78.ru

На экране «древнего пузатого монитора» — схватка насмерть. Вместо сенсорной сверхчувствительной мыши — допотопная «клава», та самая с западающими кнопками. Игроки «рубятся» друг с другом в «ламповый квейк».

— 20-40 лет. Вот такой прям пласт людей. И не обязательно это прямо пацаны. Это могут быть и девочки, которые играли в Барби раньше. Это могут быть пацаны, которые играют в Квейк, КС и Ангел Турнамент. Вчера и сегодня приходили отцы с детьми. Прям очень клёво, — поделился владелец компьютерного клуба Андрей.

Олдскульные онлайн девяностые в этом клубе переносят игроков в «докиберспортивные» времена отечественного гейминга. Стоит только «вспомнить и прослезиться». У аккаунтов российских геймеров в «плойках» и «икс боксах — кончились все жизни. Впрочем, они уже и сами «отправили в бан» игровую западную индустрию. И нашли свою «сетевую альтернативу».

— Это подтолкнуло взрослых, потому популярные игры, которые были интересны это отключаются, каких-то вещей нельзя докупить. А тут спокойно — пришёл поиграл, Отвлёкся, вспомнил детство, получил кучу эмоций и спокойно пошёл по своим делам, — рассказала управляющий компьютерным клубом Виктор Мануев.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Большинство подхватили эту «игру». Компьютерные клубы с ностальгическим «супермарио», «вечно зелёной контрой» и «танчиками» открываются по всей стране, пользуются невероятным спросом и собирают рекордные почасовые офф-лайн донаты с посетителей.

Конечно, современные компьютерные клубы выглядят куда более прокаченными, чем их аналоги из девяностых. Это уже не какой-то там подвал с потайным входом и сломанными стульями, а современный просторный зал с новой мебелью и свежим ремонтом. А вот содержание всё то же — ретроигры на ретрокомпьютерах.

Одни переписывают игры на «болванки», другие ностальгируют по культовому «видаку». Российские киноманы, оставшиеся без крупных премьер, популярных стримингов — вновь тянутся к прекрасному на ВЭ-ХА-ЭС. Культурный видеокамбек в одном из домашних салонов Санкт- Петербурга. «Толстый телевизор», полки с кассетами — от отборных боевиков до слезливых мелодрам, чем не погружение в «лихие и шальные» видеосалоны 90-х.

— Здесь вот это всё как-то сохранилось, осталось и как-то жалко всё это было девать, перецифровывать. Но в принципе всё работает как новое. Для меня это не только раритет, а это уже какая-то история этого видеоформата, — поделился коллекционер Игорь Зязин.

От слезливых мелодрам или от «мужских обид» как в песне Жени Осина у многих девушек по лицу растекалась та самая Ленинградская тушь. «Плевалка», как её называли, мелькала в культовых фильмах «Служебный роман», «Бриллиантовая рука», а сейчас о ней рассказывают блогеры. Тушь эта вновь в почёте у современных модниц.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Ностальгия окутывает и на музыкальном фронте. Меломаны-зумеры покупают даже диски, винил, а в их плей-листах на Интернет-сервисах популярные хиты звёзд тех лет, под которые когда-то зажигали их родители. И конечно, куда без дискотек в духе 90-х, на которые молодёжь приезжает на вишнёвой девятке, а вход на танцпол только в соответствующем луке.

— И в одежде что-то, и какие-то там ретроавтомобили. Вот буквально несколько лет назад как-то «Жигули» вошли в моду. Молодёжь сходит с ума. У меня ребёнок говорит: «Мама, хочу „Жигули“!». Вот ребята как бы кайфуют, — заявила экс-солистка группы «Мираж» Маргарита Суханкина.

У каждого модника 90-х в гардеробе обязательно должны быть «варёнки». И даже не одна пара. Соль, сода, отбеливатель и огромная кастрюля для приготовления «фирменного блюда» не понадобятся. В ход идут секретные ингредиенты, правда, эффект всё тот же. Производители одежды отмечают, за последние пять лет вся индустрия обратилась к трендам 30-летней давности, но с современным переосмыслением.

Эпоха евродэнса, джинс, дискотек — камбэк эстетики 90-х был вполне ожидаемым, говорят эксперты. И формула известна — мода циклична и меняется через каждые тридцать лет. Пока многих смущает наряды нулевых, но не исключено, что мы снова к ним вернёмся.