Дизайнер Виктория Казак демонстрирует новую коллекцию деловой одежды для женщин. Признаётся, что для развития её бизнеса эта весна дала немало возможностей: после ухода с рынка крупных зарубежных брендов покупатели заинтересовались одеждой отечественных марок. Образцы моделей можно оценить в шоурумах. Производители обещают учесть все пожелания своих клиенток.
— Сама уже чувствую, разбираюсь хорошо в тканях, потому что сами носим, сами знаем, понимаем, какие ткани как себя ведут, — рассказала Виктория.
Производство одежды сейчас активно развивается. Сотрудничество с поставщиками и логистика за всё время трудностей не вызвали. А вот цены на ткани и фурнитуру с зимы из-за санкций выросли на 20%. Несмотря на сложности, к концу текущего года компания планирует не только расширить ассортимент продукции, но и создать новые рабочие места.
— Не так много профессионалов, которые шьют достаточно сложные изделия. Действительно школа ещё будет развиваться. То есть индустрия промышленности на лёгких изделиях имеет достаточно много профессиональных швей. А на сложных требуются прям институты, которые будут обучать, практика, — пояснила дизайнер.
По данным аналитиков, с конца февраля 2022 года российский рынок покинули более сотни зарубежных брендов одежды и косметики. И если в небольших торговых центрах закрылись в среднем 10% торговых площадей, то в крупных — все 35%.
Ждать возвращения арендаторов владельцы площадей больше не хотят — и активно заключают новые договоры уже с российскими производителями.
— Мы получили возможность перейти в сторону бизнеса. Для многих дизайнеров — в России порядка пяти тысяч различных лабораторий моды, дизайнеров, производителей. И для них сейчас шанс выйти из социальных сетей, попасть на торговые площади, открыть свои магазины, — отметил основатель сети универмагов Александр Перемятов.
В Петербурге, по словам экспертов, не менее тысячи производств с разным оборотом продукции. Торговые сети, которые давно держали курс на расширение, теперь получили такую возможность. Некоторые уже увеличили запросы на аренду площадей под свои магазины в четыре раза — с 300 «квадратов» до 1200. А кому такие масштабы пока не по силам — объединяются в дизайнерские универмаги.
В одном из крупнейших торговых центров Петербурга дизайнеры и модельеры из разных регионов страны представили около пяти десятков отечественных брендов. Здесь же разместились производители аксессуаров, косметики и украшений. Большинство производителей впервые представляет свою продукцию в режиме офлайн.
Одной из дебютанток стала компания Татьяны Домбровской. Стильные кокошники ручной работы семь лет находили своих поклонниц исключительно в интернете. Стоимость изделия — от 2 до 70 тысяч рублей. Производители признаются: для небольших компаний держать ценовой уровень ниже среднего всё-таки проблематично.
— Хочешь делать хорошо, делаешь — сразу цена вырастает. Ценообразование должно как-то логично происходить, чтобы ты как-то так не летал в цене, которая получается в розницу. Решили использовать в производстве больше натуральных камней. Потому что натуральных камней в России много — производство всё у нас, — поделилась Татьяна.
По оценкам экспертов, более 80% российских локальных брендов изготавливают одежду и обувь. На втором месте — ювелирные украшения и бижутерия, доля которых составляет 6%. В основном это изделия ручной работы.
Согласно прогнозам специалистов, быстро заполнить пустующие площади не получится. Российским брендам необходимо увеличить объём производства и расширить ассортимент товаров, с чем порой могут возникать проблемы. Петербургский дизайнер Виктория Флёр пожаловалась как раз на это.
— У меня проблема с производством. Потому что никто не хочет шить большое производство. Эти блузки — они очень сложные по крою. И они лучше свитшоты сошьют, чем будут шить столько деталей. Мне нужно помочь именно с масштабированием. Было бы здорово получить какие-то льготы, чтобы открыть большое производство, — отметила Виктория.
Бизнесмен Александр Перемятов при этом убеждён: что бы ни было, время сейчас поистине уникальное, и важно не упустить момент.
— Практически все торговые центры готовы предоставлять площади российским брендам на льготных условиях. Государству, наверное, нужно только информационно поддержать отечественные бренды, чтобы они не боялись заходить в долгосрочное производство. Выходить в торговлю серьёзную, вкладываться в торговое оборудование, — считает собеседник.
Навстречу предпринимателям пошли и власти Петербурга. Бизнесменам предоставят цифровые сертификаты на аренду. Эти документы дадут возможность заключать предоплаченные городом смарт-контракты с торговыми площадками — через личные кабинеты на портале Центра развития и поддержки предпринимательства. Уже готов пилотный проект, протестировать который планируют в ближайшее время.