Ежегодно 25 мая отмечается Международный день пропавших детей. Петербургские поисковики за прошедший месяц получили рекордное количество заявок, касающихся несовершеннолетних, которые ушли из дома и не вернулись — всего около 60. Если же говорить о российской статистике, то она близка к критичной — ежегодно по всей стране пропадают более 40 тыс. детей, по сей день числятся пропавшими без вести свыше тысячи несовершеннолетних. Поиски и ожидание могут затянуться на долгие месяцы. Однако с надеждой найти чадо живым расстаться ещё труднее. Как научить ребёнка действовать при знакомстве с подозрительными взрослыми и предотвратить возможную трагедию, узнавала корреспондент 78.ru.
— Психика ставит мне какой-то блок. Иногда кажется, что у меня вообще никогда не было Матвея. В какие-то моменты очень тяжело, вплоть до того, что просто лежишь и плачешь, и воешь. Не знаю, что делать дальше, — рассказывает Марина Мальцева, мать пропавшего Матвея Сапрыкина.
Вот только плакать уже нечем, говорит Марина, слёз не осталось. Своего сына Матвея она не видела уже полгода: не знает, где он и жив ли вообще.
— К сожалению, особо движения в расследовании нет, нам до сих пор неизвестно даже местонахождение ни Константина, ни Матвея. Никаких новостей нет, — отмечает женщина.
Согласно статистике, ежегодно в России пропадает более 5 тыс. детей младше 12-ти лет. Большинство находят живыми и здоровыми в течение первых 48 часов с момента пропажи, но каждая минута, проведённая в ожидании, может стоить пропавшему жизни.
— За прошлый год мы получили в Петербурге 316 заявок на поиск детей младше 12 лет. Из них 270 заявок было закрыто статусом «найден, жив», четыре статуса «найден, погиб». Это не означает, что остальные дети остаются ненайденными. К счастью, с криминалом мы сталкиваемся не часто. Но, конечно, в любой заявке может оказаться криминальная составляющая, — делится руководитель пресс-службы поискового-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Петербург Антон Паулин.
На кадрах пятилетней давности школьник идёт с мужчиной к нему в гости. Видео оказалось у следователей, когда они стали искать пропавшего 10-летнего мальчика. Как удалось потом выяснить, он в одиночестве катался на электричке и на станции Ивановская к нему подошёл 35-летний мужчина. Тот самый, который увёл ребёнка к себе домой и там расправился с ним.
— Всегда приводила ему пример Паши, который пропал недалеко от нас. Он всегда это понимал и знал, что нельзя доверять людям, тем более мужчинам, — объясняет Евгения, мать Руслана Королёва.
Шестилетний Паша Костюнин, пример которого приводят детям Отрадного, пропал в 2011 году. Тогда он вышел из школы, позвонил маме, сказал, что идёт домой и с тех пор мальчика никто не видел. За это время все окрестности городка были проверены досконально, но ни вещей малыша, ни информации, куда он мог отправиться, до сих пор нет.
— Ребёнок ласковый, тянулся к людям, общался свободно, задавал вопросы, спрашивал. С совершенно незнакомыми людьми запросто мог познакомиться, — считает школьный учитель Павла.
Исчезновение ребёнка — это всегда экстренная ситуация, требующая незамедлительных действий. На такой случай у всех экстренных служб разработан специальный регламент, в котором есть место и добровольцам.
— Если обратились в первые часы пропажи, то ребёнка найдут живым. В первую очередь нужно позвонить на «112», оставить обращение, после позвонить к нам — мы соберём информацию по поводу пропавшего ребёнка, чтобы разработать алгоритм его поиска, — замечает инфокоординатор поискового-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Петербург Ольга Червинская.
Чтобы уберечь ребёнка от встречи с преступником, необходимо рассказывать о правилах безопасности, обсуждая или проигрывая ситуацию, в которой малыш может оказаться.
— В первую очередь необходимо разграничить круг лиц, с которыми ребёнок может куда-то идти и с которыми он вообще ни при каких обстоятельствах не должен делать даже шага в сторону. Ребёнка нужно научить, что если вдруг он понял, что потерялся, должен остановиться и найти безопасного взрослого, как правило это женщина с ребёнком, подойти и объяснить ситуацию. Дабы предотвратить какие-то криминальные истории, похищение детей и прочее, обязательно нужно учить ребёнка кричать, если вдруг тебя пытается куда-то увести незнакомый человек, — добавляет Червинская.
Иногда детей в неизвестном направлении увозят их же родители. Точнее говоря, один из них в пылу борьбы за опеку. Как в истории с Матвеем Сапрыкиным, или Гордеем Щелинским — его отец, выкрав у матери, увёз на Украину.
— Перед этой поездкой он сказал, успеет ещё наш ребёнок в школе поучиться, давай я его на море свожу в Одессу. Туда он ездил очень часто, с ребёнком раза три, наверное. У меня не было подозрений, это было спланировано специально, чтобы отвести подозрение о том, что ребёнка забирают насовсем, там заранее была подготовлена целая акция, — убеждена Ксения Щелинская, мать пропавшего Гордея.
Режим ожидания может растянуться на несколько лет, но сердце матери до последнего будет верить в то, что её ребёнок жив и скоро вернётся домой.
Видео: 78.ru