Накануне в громком конфликте в обществе охраны памятников Северной столицы была поставлена точка: прошла выборная конференция, был выбран председатель и все руководящие органы городского отделения на пять лет. С таким заявлением сегодня выступил на пресс-конференции председатель президиума ЦС ВООПИК Артём Демидов.
Из ВООПИК исключили Александра Кононова, Алексея Ковалёва, Бориса Вишневского и Анну Капитонову. Сегодня в офисе организации на Литейном прошла пресс-конференция, где об этом было объявлено ещё раз, но отщепенцы, похоже, не намерены сдаваться.
Распри в петербургском отделении ВООПИК начались год назад — как выяснилось, с подачи бывшего депутата Заксобрания Алексея Ковалёва, рассказал Демидов.
— Эта ситуация возникла примерно год назад. Ковалёв решил побороться за власть в нашем петербургском отделении, чтобы использовать организацию как политическую платформу. Ковалёв предложил тогда, год назад, новый устав, который никто не поддержал, — сообщил глава организации.
И затем экс-парламентарий Ковалёв начал раскалывать общество — называя градозащитником себя одного и обвиняя петербургское отделение в поклонении власти. Хотя, отметил Артём Демидов, ВООПИК всегда борется с алчными застройщиками в центрах городов России.
— Мы не стесняемся применять хирургические меры, если видим, что отделение ВООПИК занимает соглашательскую позицию с властями, — подчеркнул он, отметив, что сказанное Ковалёвым было клеветой.
Ну, а дальше начал наматываться ком проблем. Зампредседателя СПбГО ВООПИК Антон Иванов принял отличную от Ковалёва позицию, что и стало причиной собрания внеочередной конференции зимой — признанной впоследствии незаконной — где его «исключили» из организации. Несколько месяцев ситуация спускалась на тормозах — вероятно, все надеялись на мирное урегулирование конфликта, без выноса сора из избы. Но — не получилось.
Несмотря на озвученную позицию руководства Центрального совета ВООПИК, у квартета (Ковалёв, Кононов, Капитонова и Вишневский, или КККВ) остались сторонники. Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИК Сергей Васильев, руководитель Пушкинского отделения Галина Груздева, член президиума СПбГО ВООПИК Мария Соболева, руководитель Петроградского отделения Людмила Семыкина и ещё несколько человек накануне собрались у офиса на Литейном, но не пикета ради, а объявления своей собственной конференции — потому что на официальную их не пустили. Они намерены, заявил 78.ru Александр Кононов, теперь уже экс-зампредседателя петербургского отделения ВООПИК, добиваться признания этого собрания незаконным. Дескать, «они там опять всё нарисуют».
Но КККВ не просто не отчаиваются, но даже будто бы не понимают, что всё кончено.
— Ничего абсолютно не изменится, мы делали всю ту же самую работу, которую делали более 15 лет, — она продолжится. И суды, и пикеты, и обращения в прокуратуру, Следственный комитет и так далее. Наивность этих людей о том, что они имеют какую-то власть над нами, — она безгранична, — заявил Кононов, отвечая на вопрос, не обидно ли, что его с коллегами выгнали.
Отсутствие на импровизированном совете, кстати, двух исключённых — Алексея Ковалёва и Бориса Вишневского — объяснили занятостью. Первый — на традиционных археологических сборах, второй накануне подводил итоги парламентского года — было не до градозащиты. Как, впрочем, и последние годы.
— Вишневский не принимал участия в работе отделения в течение пяти лет, — отметил Демидов.
А депутат, которого «ни разу в жизни ниоткуда не исключали», как он признался в своём тг-канале, за ситуацией, оказывается, следит издалека. И грозит разборками.
— Впереди суды, которые — даже в условиях российского правосудия, — вряд ли признают легитимной эту кампанию самозванцев, — уверенно заявляет он через соцсети.
С новым президиумом, куда вошли ректор Политеха, директор Эрмитажа — всего 17 человек, защита памятников должна бы пойти активнее. Цели поставлены: защита исторических памятников и просветительская деятельность, объявил на пресс-конференции избранный председателем СПбГО ВООПИК Антон Иванов.
— Надеюсь, что теперь мы все вернёмся к работе по защите культурного наследия нашего города, — отметил он, добавив, что организация продолжит работать со всеми, кто считает себя градозащитниками.
И именно такими задачи изначально и были — об этом рассказал известный политолог Юрий Светов, в прошлом — также член ВООПИК. В советское время это была достаточно активная структура, а в последние годы начались схватки за контроль над организацией, чему тоже есть объяснение.
Есть три версии, почему так. Во-первых, сообщил эксперт, у людей, которые последние годы возглавляли ВООПИК, могут быть бизнес-интересы, которые можно реализовывать в том числе благодаря руководству организацией. Во-вторых, возможно, это вопрос амбиций.
— Организация авторитетная, влиятельная, на виду, поэтому — попытка реализовать свои интересы. Есть у нас люди, которые долгие годы были депутатами Заксобрания, потом эту должность потеряли, а руководить по-прежнему хочется — не идти же в реальную экономику, можно там порулить, — намекнул на одного из исключённых членов ВООПИК Юрий Светов.
Третья версия — была предпринята попытка политизировать всю деятельность ВООПИК, что и происходит в последнее время.
— Есть в ЗакСе люди, которые считают себя неформальными руководителями движения по защите памятников, они громче всего об этом заявляют, и каждый раз, когда у нас готовятся какие-то выборы — муниципальные, губернаторские, в Законодательное собрание — обязательно эта тема всплывает, — высказался эксперт, говоря, очевидно, про ещё одного изгнанного из градозащитного сообщества.
В итоге — одно накладывается на другое, завязалась борьба и истерия, прикрытая разговорами об общественной пользе. Но есть шанс, что политика, амбиции и бизнес не перевесят чашу весов, где лежит 300-летняя история одного из прекраснейших городов мира.