Культура
12:2828 июня 2022

Гипотетически и практически: нужны ли Петербургу новые доминанты вдоль Невы?

Уже в скором времени в Северной столице могут начать восстановление храма Бориса и Глеба на Синопской набережной. Между тем, в городе уже несколько лет обсуждают проект воссоздания высотной колокольни в ансамбле Смольного собора.
Фото: vk.com/visitpetersburg

О планах возведения в Петербурге 168-метровой колокольни Растрелли на территории Смольного монастыря некоторые горожане узнали ещё в конце 2019 года. Взяться за масштабный проект собирался Фонд содействия строительству культовых сооружений РПЦ (ныне Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге — прим.редакции). Эта идея вызвала широкий общественный резонанс: кто-то её хвалил, а кто-то выступал с жёсткой критикой. Пока дело дальше обсуждений так и не зашло. С тех пор фонд уже успел восстановить церковь на Октябрьской набережной, 18. Близки к завершению работы на объекте на проспекте Обуховской обороны, 24. На стадии подготовки к воссозданию находится храм Бориса и Глеба на Синопской набережной. Всё это знаковые культовые доминанты вдоль Невы. Между тем, осенью 2018 года разрешение на ввод в эксплуатацию получил первый небоскрёб «Газпрома» в Лахте. Этот объект тоже резко критиковали поначалу, но теперь он уже стал одной из визитных карточек Северной столицы и туристической достопримечательностью. В рамках ПМЭФ-2022 эксперты обсудили, нуждается ли Северная столица в появлении новых доминант вдоль берегов Невы.

В диалоге с городом?

Как подчеркнул директор Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге Илья Козлов, организация не занимается исключительно проектом колокольни Растрелли на территории Смольного собора.

— Мы работаем по всей стране. У нас есть уже реализованные проекты. Это и Дальний Восток, и Астрахань, Москва, Ленинградская область, где на Синявинских высотах в Апраксине мы подняли храм, — привёл примеры он.
Фото: citywalls.r
Фото: citywalls.r

По словам Ильи Козлова, церковь на Октябрьской набережной, 18 уже введена в эксплуатацию, храм на Обуховской обороне сейчас достраивается.

— Это ряд точечных принципиальных объектов, которые мы не рекламируем, но занимаемся ими в Петербурге. Фонд не создан специально для того, чтобы продвигать проект колокольни, — ещё раз повторил свою мысль он.

Так, фонд готовится к работам на Синопской набережной с воссозданием там храма Бориса и Глеба. Сейчас там идёт подготовка к археологическим раскопкам, проектированию и согласованию высотного регламента. От города уже передан земельный участок.

— Мы хотим диалог с городом, мы не хотим, чтобы создавалось впечатление, что получили сверху разрешение, получили патриаршее благословение и начали строить новое культовое строение. Мы хотим всё обсудить и посоветоваться, и выработать правильное решение, — подчеркнул Илья Козлов.
Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге
Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Он добавил, что в самом Смольном соборе за последнее время также многое удалось сделать. Идут работы по воссозданию иконостаса, поднят каркас, были заключены соответствующие договоры на написание икон, идёт тендер на разработку деревянных конструкций.

— Мы сделали входную группу и подвальное пространство. Это уже не заброшенный храм, как это было три-четыре года назад, и сюда хочется возвращаться, — пояснил Илья Козлов.

Рекомендованы к восстановлению, но…

Как подчеркнул глава КГИОП Сергей Макаров, безусловно, новые доминанты городу нужны. Он вспомнил указ Николая I не строить в Петербурге здания с карнизом выше Зимнего дворца за исключением храмов.

— Большая часть городских доминант — это именно храмовые сооружения. В работе комитета есть один из храмов, которые мы сейчас воссоздаём. Это Покровская церковь на улице Боровой. Дискуссии о воссоздании доминант ведутся давно, и в городе даже есть перечень таких объектов, рекомендованных к восстановлению, — поделился Сергей Макаров.
Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Есть в этом списке и уже упоминавшийся храм Бориса и Глеба на Синопской набережной.

— Однако в Петербурге существуют серьёзные законодательные ограничения по части воссоздания объектов. Невозможно и новое строительство на территории объектов культурного наследия. Не все эксперты поддержат идею с воссозданием колокольни, но об этом начали говорить, и это правильно. Надо будет также учесть конвенцию 1972 года ЮНЕСКО, и провести все необходимые процедуры, которые там заложены, — констатировал Сергей Макаров.

Депутат ЗакСа Ленобласти Анна Хмелева особо подчеркнула, что пока о появлении колокольни можно рассуждать только в гипотетическом ключе. С законодательной точки зрения ни строительство, ни воссоздание сейчас невозможны.

Директор ГБУ «Управления инвестиций» Анна Исакова рассказала, что власти Северной столицы оценивали возможности предоставления фонду земельного участка для воссоздания колокольни.

— Пока что правовых оснований для таких действий нет. Это и охранная зона, и здесь есть объекты культурного наследия, — признала она.

Опыт и замысел есть?

Заместитель председателя Совета городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Антон Иванов считает, что в Петербурге сложилась богатая практика воссоздания объектов культурного наследия, но это инструмент, применяемый в чрезвычайных обстоятельствах.

— Большое количество воссозданий было обусловлено Великой Отечественной войной, либо речь идёт о пожарах. Что касается колокольни, то это действительно пока невозможно с точки зрения закона, — подчёркивает Антон Иванов.
Фото: Serguei Fomine/globallookpress.com
Фото: Serguei Fomine/globallookpress.com

Академик архитектуры, заслуженный архитектор России Михаил Мамошин (работает с фондом по храму Бориса и Глеба) напоминает о восстановлении Царского Села, Янтарной комнаты.

Анна Хмелёва настаивает, что изначальный замысел Растрелли с колокольней можно доказать, исходя из исследований советских учёных и их историко-культурных исследований.

— Да, действительно, в первоначальном проекте колокольни не было. Но она появилась через год после закладки Смольного монастыря по велению императрицы Елизаветы Петровны. И потом создавалась уже модель с колокольней. Она была возведена до двух ярусов, а потом строительство затормозилось, — напомнила Анна Хмелёва.

По её словам, это произошло в силу цепочки исторических событий. Началась семилетняя война, и стало значительно хуже с финансированием. Кроме того, Елизавета Петровна повелела отлить очень большой колокол. Затем долго искали мастера, а когда его нашли, Елизавета Петровна в скорости скончалась. При Екатерине II началась мода на классицизм, а не барокко. Самого Растрелли отправили в отставку.

Шоу, а не реставрация?

Заместитель председателя союза журналистов Петербурга Наталья Черкесова напоминает, что тема сохранения культурного наследия регулярно поднимается в городских СМИ. Но, кроме восстановления доминант, необходимо думать и о появлении новых.

— То, что сделал «Газпром» в Лахте и около своего небоскрёба — это в итоге оказалось интересно для многих. Воссоздание колокольни будет для Петербурга как лакмусовая бумажка, поэтому подходить ко всему надо крайне аккуратно, — отметила она.
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Глава архитектурной компании «Студия 44» Никита Явейн призывает с осторожностью относиться к самому термину «воссоздание».

— Воссоздание — это хорошее дело, когда есть чертежи, когда мы чётко понимаем, что именно воссоздаем, а не строим что-то новое, — подчёркивает он.

По мнению Никиты Явейна, в городе есть ряд объектов, которые «надо восстановить кровь из носа». Это, прежде всего, Спас на Сенной площади.

— Есть объекты второго плана, это Конногвардейский собор. Но здесь, с колокольней, это явно не воссоздание. Понятно и то , что сам Растрелли остановил это строительство, — напомнил он.

Как подчеркнул Никита Явейн, в мире есть примеры того, когда под видом воссоздания строится то, чего не было, но «это шоу, а не реставрация». Так, по его словам, в Барселоне продолжают «лепить» собор Гауди, несмотря на «старый, бетонный».

Фото: Frank Rumpenhorst/globallookpress.com
Фото: Frank Rumpenhorst/globallookpress.com

Есть и вопрос с аутентичностью старых и новых материалов.

— Здесь надо создавать целую школу мастеров. Нельзя просто залить бетон и покрасить его в белый и синий цвета, — эмоционально высказался Никита Явейн.

Вопрос — где?

Заслуженный архитектор РФ, экс-глава КГА Владимир Григорьев уверен, что доминанты Петербургу нужны, да и колокольню можно построить, но не у Смольного собора.

Так, НИПЦ Генплана Петербурга составлен список зон, где можно разместить высотки без ущерба для архитектурного облика города.

— Я тоже склоняюсь к мысли, что колокольня — это не воссоздание, а новое строительство. Надо ли её строить? Точно надо, но возникает вопрос — где? Попытки вписать колокольню в ансамбль показывают, что привычная для петербуржцев композиция сильно поменяется. Например, на Неве есть излучина, там где мы пытались провести конкурс на строительство Музея блокады, это в районе Орловской развязки. Это может быть Охтинский мыс. Это может быть участок у гостиницы «Охтинская» между Свердловской набережной и Большеохтинским. Для этой территории есть ППТ, в котором предусмотрен МФК, — рассуждает Владимир Григорьев.
Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге
Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Больше информации, больше позитива?

Михаил Мамошин отмечает, что петербуржцы, как и россияне имеют представление о городе на Неве, отличающееся от всемирной повестки. Тысячи людей стремятся в Северную столицу посмотреть штукатурное барокко. В этом стиле и был построен, в частности, Смольный собор.

— Такого барокко нет нигде больше в мире. Есть только каменное. И кульминацией этого феномена и является ансамбль Смольного монастыря. И сейчас мы можем говорить как угодно, что угодно: воссоздание или не оно. Но ключевое тут — это завершение феноменального ансамбля. Появление колокольни поднимет статус собора, мы не говорим о том, что это будет самая высокая точка в городе, но всё же она будет значительной, — подчёркивает Михаил Мамошин.

Его полностью поддерживает архитектор Роман Муравьёв. Он напоминает, что ансамбль не был завершён на протяжении более 200 лет.

— Любой барочный ансамбль ценен именно совокупностью своих элементов. У нас есть колоссальная горизонталь в виде акватории Невы, и ей не хватает доминант. Все церковные дониминанты были уничтожены. Практически видовых точек, которые бы закрывали собор, нет. Конечно, это поддержание авторского решения великого зодчего, — уверен Роман Муравьёв.
Фото: Dmitry Chasovitin/globallookpress.com
Фото: Dmitry Chasovitin/globallookpress.com

Политолог Дмитрий Солонников вспоминает опрос жителей Центрального района в 2019—2020-м годах. Тогда респондентам предлагали ответить на вопросы об отношении к сохранению архитектурного облика города и колокольне.

— Отношение оказалось очень неоднозначным. С одной стороны, жители говорят, что надо сохранить Петербург таким, какой он есть. За изменение нынешнего архитектурного ландшафта выступает только 11%. Но когда спрашивали именно о колокольне, то происходил интересный момент. Позитивное отношение оказалось у 45% респондентов, негативное — у 35%, остальные не определились. И мне кажется, что когда мы говорим об архитектурных решениях, то надо брать каждый конкретный проект отдельно. С 2019 года о проекте в СМИ появилось много информации, и увеличилось число тех людей, кто его оценивает позитивно, — поделился он.

Вице-губернатор Петербурга Максим Мейксин напоминает, что в Северной столице «есть два главных креста: на Петропавловской крепости, и на Дворцовой площади на Александровской колонне». По его мнению, появление третьего креста было бы крайне символичным для города.

ПамятникиНедвижимостьЛахта Центр
Новости партнеров