Культура
13:1616 июня 2022

Группа «25/17» — об альбоме «Неизбывность», съёмках в кино и создании песен

Флейта, виолончель и нежная певица Женя Ефимова на бэк-вокале — акустическая программа группы «25/17», которую музыканты привезли в Петербург, может впечатлить любого меломана. О ней, новом альбоме и поисках счастья мы поговорили с музыкантами.
Фото: vk.com/25/17 (группа)/Андрей Давыдовский

Об акустической программе

На крыше над Финским заливом вечером 10 июня разливались гитарные риффы, украшенные звучанием виолончели, флейты, саксофона и женского бэк-вокала. Это не концерт ансамбля солистов филармонии на выезде — вся эта лирическая музыкальная картина сопровождала тексты, которые зачитывали лидеры группы «25/17» Андрей «Бледный» Позднухов и Антон «Ант» Завьялов.

В этом году исполняется 20 лет с того момента, когда автор текстов группы Андрей Бледный решил основать собственный новый проект под библейским названием «Иезекииль 25:17», отсылающим к соответствующему стиху из книги пророка Иезекииля. За два десятилетия к омскому рэперу присоединился композитор Антон Завьялов, состав группы много раз претерпел изменения, но неизменны остались смыслы песен «25/17». Музыканты говорят о главных жизненных ценностях, любви, религии, счастье и прочих вещах, составляющих смысл человеческой жизни.

В Петербург на летний фестиваль концертов на крыше Roof Fest «25/17» привезли свою акустическую программу. О том, как она создавалась, рассказал в интервью 78.ru Антон Завьялов:

— Начиналось всё с двух гитар на спектакле «Обитель. 16 рота» по роману Захара Прилепина. Именно оттуда возникла идея сделать акустическую программу. Сначала было две гитары, потом они дополнились кахоном и бас-гитарой, в итоге это всё разрасталось, разрасталось и выросло в такой, как мы это называем, расширенный состав с виолончелью, флейтой, клавишником, роялем, множеством инструментов и бэк-вокалами. Собственно, мне кажется, что это судьба любого проекта: всегда начинается с малого, потом растут желания и амбиции… Думаю, что в таком виде это законченный формат.

Андрей Бледный отметил, что акустическая программа, состоящая из хитов группы разных лет, несмотря на такое сочетание инструментов, содержит не только лирические композиции:

— Мы играем и наши так называемые «боевики». Мы постарались сохранить в них динамику, не потерять этот напор, но — с акустическим набором инструментов.

О коллаборации с Женей Ефимовой и акцентах альбома «Неизбывность»

Помимо флейты и виолончели, концерт «25/17» на крыше украсил вокал московской певицы Жени Ефимовой. Коллаборация с этой девушкой, сочиняющей добрые песни о любви и простых, но важных вещах, представлена и на акустическом альбоме группы «Комнатный. Новоселье». О том, как сложился это тандем, рассказал Андрей Бледный:

— Как-то раз в ныне запрещенной сети Инстаграм мне попался видос, где Женя Ефимова исполняла нашу песню «Моряк». Мы с ней пообщались, я ей предложил записать кавер на этот трек в студии, потому что как раз мы тогда готовили трибьют — это когда другие музыканты исполняли наши песни. Потом мы позвали Женю поработать над нашими песнями с нами на студии, и совместная с ней песня вышла на альбоме «Байки из склепа». А когда мы уже сели записывать в студии вторую часть нашей акустики — первая называлась «Комнатный», а вторая «Комнатный. Новоселье» — мы позвали Женю Ефимову.
Женя Ефимова/ Фото: vk.com/zhe_band
Женя Ефимова/ Фото: vk.com/zhe_band

Весной 2022 года «25/17», помимо второй части акустического альбома, собравшего хиты группы за последние десять лет, выпустили новый альбом «Неизбывность». В нём коллабораций, так привычных для исполнителей этой музыкальной ниши, нет — если не считать рефрен последнего в альбоме трека «Несерьёзно», который произносит маленькая дочка Андрея Бледного. Звучит этот рефрен так:

Ходит-ходит дурачок наш по чаще,

Ищет-ищет тех, кто понял, в чём счастье.

Ходит-ходит дурачок наш по чаще,

Хочет-хочет улыбаться почаще.

Текст, отсылающий к песне Егора Летова, перекликается с первым треком, главные слова в рефрене которого: «Будьте счастливы».

— Весь альбом в принципе о поиске счастья, о том, можно ли быть вообще счастливым в жизни, — поделился Андрей Бледный.

Выводы о том, можно ли на самом деле обрести счастье в жизни, у солистов группы разделились. Андрей Бледный отметил, что ещё не решил для себя, реально ли обрести счастье раз и навсегда:

— В процессе, я думаю, до самой смерти буду для себя это решать.
Фото: vk.com/25/17 (группа)/Виталий Кривцов
Фото: vk.com/25/17 (группа)/Виталий Кривцов

А вот Антон Завьялов в этом плане настроен более оптимистично:

— Да, счастье есть. Его не может не быть!

Впрочем, помимо такой важной философской категории, в «Неизбывности» затрагивается также тема войны и любви к родине. При этом почти все треки альбома сочинялись и записывались до событий февраля 2022 года — так что в сердце новостной повестки этой весны музыканты попали без умысла. Тем не менее, оказавшись в новой геополитической реальности, солисты «25/17» решили дополнить «Неизбывность» ещё одним треком — «Россимон». Название песни отсылает к чёрно-белому фильму Акиры Куросавы «Расёмон» — драме, в которой трагическое событие показано с четырёх совершенно разных точек зрения.

Как рассказал Андрей Бледный, текст этой песни он переписывал несколько раз:

— Потому что он был слишком эмоционален, раз за разом. И вот, после того, как мы съездили в монастырь, как-то эмоции поулеглись, мы записали тот вариант, который все услышали.
Фото: vk.com/25/17 (группа)/Алексей Чернов
Фото: vk.com/25/17 (группа)/Алексей Чернов

В итоге песня, которой изначально вовсе не существовало и не должно было быть на альбоме, оказалась в нём серьёзным акцентом. Бледный признался, что музыкантам этого не хотелось бы — но «просто время такое».

О съёмках в кино и работе над саундтреками к фильму

Другая песня с альбома «Неизбывность» стала саундтреком к психоделической драме Романа Михайлова и Фёдора Лаврова «Сказка для старых», в которой Бледный сыграл одну из ролей. О том, как песня попала в картину, рассказал сам музыкант:

— Есть такой удивительный и замечательный человек Рома Михайлов, в прошлом математик, а сейчас — писатель и режиссёр. Меня с ним познакомил Джангир Сулейманов, живущий в Питере художник-мультипликатор. Они просто слушали наши песни, и это, собственно, и послужило поводом для знакомства. Мы общались по зуму, я был в Москве, а они — в Питере. И Рома рассказал мне о фильме, который они вместе с Лавровым (Фёдор Лавров — актёр и режиссёр, исполнитель одной из главных ролей в фильме, — прим. авт.) снимали на тот момент, прислал мне черновую версию. Нам с Антоном Владимировичем очень понравилось, Рома предложил мне сыграть там небольшую роль — проводника между мирами. Это достаточно психоделическая история. Когда фильм наконец-то выйдет — пока его только по фестивалям показывают — советую посмотреть. Или не советую, чтобы голову не сломать…
Я приехал, отснялся, мы сидели ужинали в кафе, и я поставил ребятам демо-версию этого трека. И Рома предложил, чтобы она звучала в фильме. А я предложил, чтобы Антон Владимирович написал музыку к этому фильму, потому что ему очень понравилось то, что мы посмотрели. В итоге, песня вошла в фильм. И не только эта песня: Антон Владимирович сделал музыку для всего фильма. На данный момент фильм уже получил главный приз на одном из фестивалей.
кадр из к/ф «Сказка для старых»/ Фото: kino-teatr.ru
кадр из к/ф «Сказка для старых»/ Фото: kino-teatr.ru

Картина «Сказка для старых» завоевала главную награду в международном конкурсе на 20-м кинофестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Композитор Антон Завьялов рассказал 78.ru, чем отличается работа над музыкой для кино от создания песен и чем интересен для него этот опыт:

— Да, скажу, что отличается сильно. Это не первый опыт создания саундтрека для кино, как короткометражного, так и полного метра, и работа отличается принципиально. Если в песне у тебя есть законченная мысль, сразу понятная эмоция, и на почве этого ты можешь в принципе создавать песню, то в кино у тебя настроение может меняться в течении композиции абсолютно из одного конца спектра в другой, и набор инструментов может меняться. То есть это принципиально другой род занятий. И люди, которые берутся в первый раз за создание саундтрека, открывают для себя очень много нового. Но для музыканта это, конечно, очень крутая прокачка — скилла как музыканта, и вообще понимания музыки в принципе.

Об отсылках к искусству и литературе и вечной актуальности текстов

В творчестве «25/17» немало культурных отсылок, и если трек «Россимон» отсылает к идее фильма Куросавы, а «Несерьёзно» заставляет вспомнить песню «Про дурачка» Егора Летова, то одним из самых ярких треков с культурным контекстом на альбоме «Комнатный. Новоселье» можно назвать песню «Комната». Написанная несколько лет назад, «Комната» была вдохновлена самым популярным стихотворением Бродского. О её создании, а также о том, как вообще пишутся песни в группе «25/17», рассказал Антон Завьялов:

— Как обычно мы сочиняем песни: на уже придуманную минусовку или на какой-то рифф, на какой-то музыкальный отрывок, если нужна какая-то мелодическая линия, я придумываю фонемы. Мурлыкаю что-то на непонятном языке, и потом показываю это Андрею Александровичу. И уже потом мы придумываем слова на русском языке под эту ритмику.
Тогда вместо фонемы я просто полез в интернет и решил найти какое-то стихотворение, которое подойдёт на русском, и наткнулся как раз на Бродского, на «Комнату». Она идеально подошла под мотив ритмически. И я, конечно, просто в виде примера отослал это Андрею Александровичу, а он сказал, что это идеально подходит, и нужно это оставлять. Припев, а потом уже дописались куплеты. В общем, вот такая цитата, и конечно же, мы не думали, что в пандемийные времена она станет такой актуальной и популярной.
Фото: vk.com/25/17 (группа)
Фото: vk.com/25/17 (группа)

В 2022 году песня «Комната» оказалась ещё более актуальной — как и неожиданно попавшие в сердце актуальной повестки треки альбома «Неизбывность».

МузыкаКонцертыФестивалиЗвездыКультура Кино
Новости партнеров