Экономика
08:1710 июня 2022

Петербургские эксперты оценили задумку ритейлеров с летней «Белой пятницей»

Крупные российские ритейлеры подготовили «ответ» западной осенней «Чёрной пятнице». Летний аналог может стать ежегодным. 78.ru опросил экспертов и участников рынка Петербурга, есть ли шансы у этой распродажи стать традиционной.
Фото: Markus Scholz/globallookpress.com

С инициативой проведения летней «Белой пятницы» с 3 по 13 июня выступила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). В рамках большой летней распродажи ритейлеры, согласившиеся участвовать в акции, обещают вернуть ряд цен на технику, одежду, товары для дома и дачи на уровень февраля этого года. И если западная «Чёрная пятница» была создана для того, чтобы люди приобретали, в том числе, подарки на Рождество и Новый год, то отечественный аналог будет делать акцент на товары, нужные «здесь и сейчас». Акцию хотят сделать ежегодной. Между тем, экономическое положение многих петербуржцев, как и россиян, продолжает ухудшаться, люди начали экономить даже на летних отпусках. 78.ru разбирался, есть ли в этих условиях шансы у «Белой пятницы» стать популярной и традиционной.

Понятные ассоциации

Как рассказали в пресс-службе «М. Видео-Эльдорадо», кроме их компании, в акции участвуют Wildberries, «Снежная Королева», Holodilnik.ru, Shopping Live, Утконос Онлайн, Sokolov и UVI Jewellery (Ювелирочка) и т. д. Эти ритейлеры готовы предложить скидки покупателям в 50—80%, а по ряду позиций цены должны вернуться к февральским или даже ниже.

В «М.Видео-Эльдорадо» речь идёт, например, о таких брендах, как Xiaomi, Tefal, Samsung, Haier, Apple, Beko, Honor, HP, Huawei, Bosch.

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
— До 50%, покупатели могут сэкономить на покупке товаров для дома и приготовления пищи, товаров для красоты и здоровья, а также аксессуаров и игр. На 30—15% цены снизились на компьютерную и кухонную технику, пылесосы, телевизоры, товары для укладки волос, гаджеты, а также встраиваемую и другую крупногабаритную технику, — отметили в компании.

Как пояснили там, название «Белая пятница», с одной стороны, имеет понятные ассоциации с ежегодным популярным среди россиян сезоном скидок в ноябре — декабре, а с другой — даёт понять, что это отдельное событие летнего сезона.

При этом ритейлеры не исключают, что летняя крупная распродажа может стать ежегодной по аналогии с «Чёрной пятницей».

— В первые дни акции мы видим повышенную покупательскую активность, подробными результатами промокомпании будем готовы поделиться позднее, — отметили в пресс-службе компании.

Как добавили в пресс-службе Wildberries, мероприятие стало возможным и благодаря тому, что рубль начал укрепляться, а продавцы стали снижать цены.

— В нашей распродаже принимает участие не только широкий ассортимент электроники: от смартфонов до телевизоров и холодильников, но и очень актуальные сейчас одежда, обувь, товары для дома, для дачи, для ремонта, косметика, продукты. В общем, всё то, что нужно здесь и сейчас и что можно получить по очень привлекательным ценам. В этом, кстати, как раз и состоит основное отличие от «Чёрной пятницы», которая проходит в ноябре. На неё чаще покупают подарки к новогодним праздникам, а «Белая пятница» — больше про повседневные покупки, — пояснили там.
Фото: Frank May/globallookpress.com
Фото: Frank May/globallookpress.com

В пресс-службе компании добавили, что в Петербурге в акции приняли участие миллионы покупателей: продажи выросли на 113% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большим спросом пользуется техника и электроника, товары для дома и дачи, а также различные товары для летнего отпуска: от солнцезащитных очков и шляпок до солнцезащитных кремов.

Не знают или слышали от СМИ

Примечательно, что в Петербурге некоторые участники рынка оказались не осведомлены об акции или узнали о ней от СМИ или в соцсетях, но считают, что распродажа будет иметь успех в городе.

Так, например, ничего не слышал о «Белой пятнице» до звонка корреспондента 78.ru основатель Fort Group (ТЦ «Европолис», «Сити Молл», Лондон Молл», «Родео Драйв», «Французский бульвар») Максим Левченко. Он не в курсе, принимают ли их арендаторы участие в акции.

— Это хороший способ стимулировать спрос, так как любые скидки и распродажи воспринимаются покупателями исключительно положительно. Однако проблема сейчас заключается в том, что многие точки так и не открылись, потому в ТЦ и мало посетителей. Когда ситуация улучшится, никто гадать не берётся, — подчеркнул он.

Совладелец «Максидома» Мария Евневич прочитала о «Белой пятнице» в Telegram, DIY-ритейлер в акции не участвует. Но она также уверена, что мероприятие будет иметь успех.

Фото: Henning Kaiser/globallookpress.com
Фото: Henning Kaiser/globallookpress.com
— Любые акции и распродажи всегда востребованы у населения, особенно теперь, в наши непростые времена. Здесь надо понимать, что кроме западной «Чёрной пятницы» есть ещё «Киберпонедельник», который также генерирует солидные прибыли. Как-то раз мы провели эксперимент. Устроили собственный «Киберпонедельник», который не был привязан к общероссийскому. Распродажа оказалась более чем успешной, — вспоминает она.

Семь пятниц на неделе или…?

Доцент кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Давид Тереладзе считает, что в существующих экономических реалиях ритейлеры будут придумывать всё больше таких аналогичных «пятниц».

— Не исключу, что у нас появятся красные, зелёные, синие пятницы. Ритейлеры идут на это не от хорошей жизни. Просто на фоне падения платежеспособного спроса многие люди в принципе не покупают товар, если на него нет скидки. Потому, конечно, «Белая пятница» приживётся и в России, и в Петербурге, в частности, — уверен он.

Генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов не может вспомнить ни одного застройщика, который бы все эти годы принял участие в той же «Чёрной пятнице». Девелоперы «играют» в свои сезонные скидки.

— Дело тут заключается в другом. Как дальше ритейлеры планируют возить такие товары? По ряду позиций поставок сейчас нет от слова «вообще» в той же электронике и бытовой технике. Даже китайцы, не присоединившиеся к санкциям, не только не нарастили поставки, а вообще их резко сократили. Здесь остается вариант с «челночным» бизнесом, как это было в 90-е. С ним мы все эти годы успешно боролись, уходили от серых схем в торговле, а теперь нам предлагается вернуться в прошлое? Опять возить все баулами из той же Турции и Польши, а сами знаете, какие со второй страной теперь отношения, — эмоционально высказался он.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Отметим, что на днях федеральные и городские СМИ цитировали слова генерального директора компании «Ситилинк» Михаила Славинского. Он заявил, что уже в скором времени российский рынок электроники окажется в «серьёзной товарной яме». По расчётам Славинского, сейчас продажи опережают поставки в два раза, а импортозамещение, по его мнению, находится «в очень начальном статусе». «Яма» может случиться уже этим летом.

Хитрости торговли

На условиях анонимности участники рынка напоминают: «не всё то скидка, что белый, чёрный или красный ценник». В ситуации с «Чёрной пятницей» за несколько месяцев до неё некоторые недобросовестные участники рынка искусственно повышали цены. Человек видел «снизившуюся» стоимость и покупался на это. А через месяцы цены возвращались примерно к прежним уровням. Бывало и так, что товары можно было найти и дешевле в тех магазинах, кто в акции не участвовал.

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва считает, что «Белая пятница» обязательно приживётся.

— Потребительское поведение инерционно. Люди уже давно привыкли искать скидки и выгоду. На это их подсадили в прежние годы сами ритейлеры. При этом все понимают, что старые товары на складах заканчиваются, и будут предпринимать попытки купить последнее. А деньги у некоторых ещё есть, — поясняет она.

По словам Елены Пономарёвой, в существующих реалиях ритейлеры могут решиться на два стратегии: короткую и длинную. Первая будет заключаться в том, чтобы быстро всё продать и получить деньги. А в рамках второй ритейлеры постараются попридержать товары на складах. Как действовать, каждый будет решать сам.

Фото: Stanislav Kogiku/globallookpress.com
Фото: Stanislav Kogiku/globallookpress.com
— История с необщероссийским «Киберпонедельником» от «Максидома» показательна. У них никогда не было грандиозных скидок, они берут качеством товаров. Но если люди пришли на такую акцию, это значит, что даже не самое большое снижение цен для населения уже важно, — считает Елена Пономарёва.

Как она подчёркивает, что касается ценообразования, то здесь тоже каждый всё решает самостоятельно с учётом запасов на складах. Какого-то условно единого подхода, как это было раньше, ещё до истории с пандемией, больше нет.

МагазиныЦены
Новости партнеров