Общество
13:398 июня 2022

Первая петровская галера: водолазы РГО нашли под Выборгом галеру XVIII века

Несколько кораблей специально затопили, чтобы перекрыть шведам движение по Пильскому фарватеру. Не исключено, что эти галеры — единственные в российских водах, сохранившие корпус.
Фото: 78.ru

Водолазы Центра подводных исследований РГО изучают в окрестностях Выборга затонувшие старинные суда, которые могут оказаться первыми найденными галерами петровского флота. Именно такие гребные суда защищали Петербург и Выборг от больших шведских кораблей, которые не могли пройти по мелководью и становились добычей «москитного флота», передаёт корреспондент 78.ru.

Галеры, на которые теперь погружаются водолазы, защитили наши города и другим способом — несколько кораблей были специально затоплены, чтобы перекрыть шведам движение по Пильскому фарватеру. Не исключено, что эти галеры — единственные в российских водах, сохранившие корпус.

— Это всё равно, что строить крепость на земле. Всё равно, что ставить шлагбаум поперёк дороги. Там, где может пройти шведский корабль, поперёк фарватера затопили несколько судов. Всё, путь закрыт. Так здесь делали и в XVIII веке, и в XIX, так что современные исследователи обнаружили сразу несколько подводных преград. Наша съёмочная группа уже была здесь. Но тогда мы ходили по Пильскому фарватеру ногами, — рассказывает автор проекта «Подводный роман» Роман Кирюхин.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В этом году команда Центра подводных исследований Русского географического общества решила не пробивать лёд пешнёй, а пробить толщу воды и ила сигналом многолучевого эхолота. Он создаёт трёхмерную модель находящегося на дне объекта. Увидев объёмную картинку, исследователи ахнули — корпус затопленного судна действительно похож на 16-тибаночную галеру петровских времён. Именно они спасли тогда Петербург.

Большие шведские парусные корабли не могли пройти мелководье и останавливались перед перекрытыми фарватерами. И тут из шхер, между островами выскакивали быстроходные галеры небольшой осадки, на вёсельном ходу, атаковали шведских гигантов и стремительно скрывались в шхеры обратно. Так и побеждали, так и вошли в историю. И до этого момента увидеть парусно-гребную «скампавею» — один из видов галер XVIII века — можно было только на старинных изображениях. А теперь — вот она, лежит чуть поодаль от остальных затопленных кораблей.

— Скорее всего, галера выскочила на камни, с неё сняли пушки и всё лишнее, после чего она стала легче, соскользнула с камней и утонула, — отмечает научный консультант Центра подводных исследований РГО Андрей Лукошков.

На Пильский фарватер водолазы специально приходили зимой. Погружаться со льда продуктивнее — вода прозрачнее, не мешают водоросли, грязь с берегов. В тёплое время года для первых исследований лучше уступить дорогу роботу, который поднимет меньше мути, чем человек, и снимет первые видео качественнее. А вот начисто выполнит работу только водолаз.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Поперёк Пильского фарватера лежат девять кораблей. И один из них тоже очень похож на галеру. Вопрос, почему же его не обнаружили раньше XXI века, отпадает после первого погружения водолаза, — потому что у предшественников не было многолучевого эхолота.

— Видимость полметра. Если бы я не видел гидролокационную картинку и мы бы не наткнулись на часть борта, я бы вообще решил, что это просто какие-то брёвна. Потому что там действительно много камней и брёвен, говорит подводный археолог Центра подводных исследований РГО Роман Прохоров.

Водолазы подняли кницу — деревянное крепление. Оно сможет рассказать многое и о типе судна, и о времени его затопления.

— Что это за элемент корабля, чем он важен? Это кница — уголок крепление. Вот тут была палуба, вот тут шёл борт, — объясняет Прохоров.

На Пильском фарватере можно перешагивать через балтийские валуны и через эпохи. Путь вражескому флоту здесь преграждали и при Петре, и при обеих Екатерине, и в годы Крымской войны XIX века. С одной стороны, подводные археологи жалеют, что на этих судах не найти интересных мелких артефактов, ведь перед затоплением с кораблей снимали всё ценное. Но с другой — это целые корпуса, не разрушенные штормом, не разбитые вражескими ядрами. И перед исследователями открывается собранное в одной точке наглядное пособие по российскому кораблестроению различных веков.

Видео: 78.ru

КораблиИсторияФинский заливВидео
Новости партнеров