Происшествия
09:576 июня 2022

Обман по телефону: в Петербурге перед судом предстанут обвиняемые в мошенничестве

Находясь на территории Украины, злоумышленники организовали кол-центр. Таких офисов на территории соседнего государства работает огромное множество. Только за прошлый год жертвы мошенников перевели из России за границу более 3 млрд рублей.
Фото: Frank Röder/globallookpress.com

Сбежали, побросав улики. В Бердянске сотрудники Росгвардии обнаружили мошеннический кол-центр, сотрудники которого не без поддержки властей обманывали пожилых россиян. Злоумышленники представлялись работниками благотворительных фондов, банков, юристами и через посредников в России забирали у людей деньги, причём нередко последние, передаёт корреспондент 78.ru.

Неизвестные по телефону изводили своими звонками ветерана из Петербурга Николая Ивановича больше года.

— Позвонили и сказали, что мы вам можем помочь получить компенсацию за приборы. Но для того чтобы получить эти деньги, нужно заплатить как там его…. налог! Ну, надо, значит надо, — делится пострадавший.

После каждого такого разговора пожилой петербуржец отдавал тем, кто представлялся сотрудниками благотворительного фонда, от 200 до 400 тыс. рублей. Только когда лишился почти 4 млн рублей, обратился в полицию. Очень скоро подозреваемых задержали, но они оказались совсем не главными в этой криминальной истории.

— В криминальный процесс включались посредники — так называемые дропы, проживающие в Петербурге и Ленинградской области. По предварительным данным, они конвертировали полученные от граждан деньги в криптовалюту, а также передавали наличные с проводниками поездов организаторам на Украину, — комментирует расследование уголовного дела официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Фото: Valentin Wolf/globallookpress.com
Фото: Valentin Wolf/globallookpress.com

В общей сложности своим работодателям на Украину задержанные перевели порядка 20 млн рублей. И именно оттуда звонили те, кто делал главную работу в этой схеме обмана российских граждан. По версии следствия, находясь на территории Украины, злоумышленники организовали кол-центр. Они звонили в основном пожилым россиянам, представлялись работниками благотворительных фондов, международных организаций, адвокатами, сотрудниками налоговых и правоохранительных органов. Таких офисов на территории соседнего государства, говорят специалисты, работает огромное множество. Только за прошлый год жертвы мошенников перевели из России за границу более 3 млрд рублей.

В середине апреля в Бердянске росгвардейцы обнаружили один из таких кол-центров. Примечательно, что над дверью кабинета руководителя красовалась главный символ нацистов — свастика.

— Человек может находиться в любой точке мира и представляет свой телефонный номер как ему захочется — так называемый кодер-айди. Телефонный номер исходящего вызова, втом числе и четырёхзначные банковские номера, — объясняет специалист по информационной безопасности Андрей Дрофа.

Многие отмечали, что сразу после начала специальной военной операции на Украине количество жертв так называемых сотрудников службы безопасности банков резко сократилось. Но через какое-то время снова пошло на увеличение. Эксперты говорят — эти кол-центры просто переезжали на запад Украины, в Польшу, Молдавию или Румынию. Точно такой же вал телефонных мошенничеств сейчас отмечается в Германии. На их пенсионеров действуют те же правила манипуляции.

— Мошенники используют большую скорость речи, они ставят жертв в ограничивающие рамки по времени: нужно здесь и сейчас решить или будет поздно. Поэтому следует взять паузу, если кто-то торопит вас. Скажите, что плохо слышно и уберите трубку в сторону, сделайте вдох. Тогда у вас включиться рациональная сфера вместо эмоциональной и вы начнёте совсем по-другому взаимодействовать, — рекомендует психолог Елена Драгон.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

И правила борьбы с этими мошенниками везде одни и те же. Родственникам стоит чаще приходить в гости и просить, чтобы люди почтенного возраста перед тем, как что-то сделать, перезванивали им. Иногда возможно применять технические средства: привязать свой номер телефона к интернет-банкингу пожилого родственника или, например, стереть CVV-код с пластиковой карты.

— Есть простые правила. Первое. Мы задаём точечный вопрос — откуда и кто звонит. В ответ на вопрос мы никогда не говорим фамилию, имя и отчество, паспортные данные, номер телефона, стараемся отказываться от таких звонков — просто поблагодарить человека и повесить трубку, — говорит Дрофа.

Услышав в трубке категорический отказ или тогда когда человек взял паузу, чтобы посоветоваться с родственниками, мошенники, как правило, отступают. Но не исключено, что в следующий раз они вернутся, чтобы снова попробовать похитить деньги у доверчивых стариков.

Этих четверых посредников, собиравших деньги у петербургских пенсионеров, задержали еще в 2020-м году. Теперь их дело передано в суд. Всем четверым грозит до 10 лет тюремного заключения.

Видео: 78.ru

ПреступленияМошенничествоПенсионерыТехнологииВидео
Новости партнеров