В день штурма Рейхстага на территории киностудии «Ленфильм» запустили новый масштабный проект команды «Невский баталист» о кинодокументалистах XX века «Пропавшие в кинохронике». Иммерсивная инсталляция из полутора десятков разных эпизодов, объединённых одним маршрутом, позволит посетителям ощутить близость истории и реальность военного прошлого России, передаёт корреспондент 78.ru.
Батальные сцены, выверенные с исторической и кинематографической точностью. Километры плёнки символично сопоставляются с километрами дорог от Ленинграда до Нюрнберга. Лента времени ведёт зрителей от киностудии «Ленфильм» — через цех Ижорского завода, Заполярье, горы Кавказа, партизанский госпиталь — к улицам Берлина, Рейхстагу и главному суду XX века в Нюрнберге.
— Мне хотелось, чтобы в лицах некоторых героев гости узнавали близких для них людей, киноактёров. Возможно не сразу, а, выйдя из павильона, они вспомнили и пересмотрели бы какой-то фильм, глубже узнали бы о такой сложной военной кухне, — говорит автор трёхмерных панорам, руководитель творческой мастерской «Невский баталист» Дмитрий Поштаренко.
Трёхмерные панорамы, расположенные в 15 локациях в самом большом, пятом, павильоне «Ленфильма», создавались группой мастеров художественных экспозиций «Невский баталист». Над выставкой работали около ста человек: скульпторы, бутафоры и волонтёры, которые создали настоящую машину времени, где одна военная история плавно перетекает в другую. Посетители могут разглядеть лица Михаила Пуговкина, Леонида Быкова, Юрия Никулина. В последнем зале зрителя ждёт киномостик между двумя военными картинами о девушках — «А зори здесь тихие» и «О тех, кого помню и люблю».
— Хотелось передать обстановку того времени, того момента, когда вроде бы уже победа, уже прошли бои, но всё равно идут потери. Потому что продолжается работа сапёров. И здесь, в таком импровизированном саду, мы видим, что был сделан самодельный памятник, фактически из снарядных ящиков, — отмечает Поштаренко.
Сцены продуманы до мелочей, например скульптуры девушек специально одели в защитные нагрудники, на полуразрушенных улицах мины и фаус-патроны, даже модель танка практически неотличима от настоящего. В экспозиции много реальных персонажей. Например, Борис Неменский — известный фронтовой художник. Он писал этюды ещё в Германии 45-го. Сейчас ему 99 лет и он работает профессором на художественном факультете ВГИКа.
Организаторы ждут не только взрослые экскурсионные группы, но и школьников, для которых подготовлены специальные аудиогиды.
— Здесь необходимо, как мне кажется, да даже не кажется, я убеждён, проводить уроки истории. На примере конкретных людей. Здесь и солдаты, и офицеры, и фотокорреспонденты, и операторы, и артисты, — выражает уверенность полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан.
Среди опытных кинематографистов, уже оценивших работу по достоинству, — председатель совета директоров «Ленфильма» Фёдор Бондарчук.
— Вынимаешь телефон, настраиваешь оптику, чтобы было немного пошире. Обманываешь через первый план. Потом кликаешь в чёрно-белое — и это реальные фотографии! Фронтовые, архивные — просто грандиозно! — восхищается он.
Работа павильона с трёхмерными панорамами «Пропавшие в кинохронике» рассчитана на три года.
Видео: 78.ru