Российские кинотеатры основательно лихорадило ещё в 2021 году. Тогда это было связано с коронавирусом. Походы в кино то вовсе попадали под запрет в связи с локаутом, то допускались лишь при предъявлении QR-кода или при условии заполнения не более 50% зала. Поскольку такие места обычно посещают вместе, то поход отменялся, если прививки от коронавируса не было хотя бы у одного представителя компании кинолюбов. Уже тогда владельцы кинотеатров начали бить тревогу, заметив, как традиционную аудитория начали перехватывать стриминговые платформы. А некоторые представители отрасли жаловались на то, что отдельные прокатные компании подумывают над тем, чтобы вообще не выводить новые фильмы в прокат, сразу отдавая их стриминговым сервисам.
В других отраслях бизнеса происходили похожие процессы — онлайн откусил у офлайна заметную долю клиентского пирога. Но если интернет-магазин собачьего корма принесёт домой тот же самый корм, что можно было купить и традиционном магазине, то эмоции от просмотра фильма дома и в кинотеатре существенно отличаются. Это уже не говоря о более качественном звуке, 3D-эффектах и прочих радостях прогресса. Поэтому тогда казалось, что мрачные прогнозы некоторых представителей киноиндустрии о закате целого формата досуга преждевременны, надо лишь переждать бурю.
В ноябре 2021 года Ассоциация владельцев кинотеатров отправляла в Смольный гневное письмо. Представители «Мираж Синема», «КАРО», «Синема Парк» и «Нева» жаловались на «сегрегацию бизнеса» из-за того, что ритейл и общепит получили отсрочку по QR-кодам, а кинотеатры нет. Не менее сильно по ним ударил и запрет на работу в ночные часы. Владельцы кинотеатров заявляли о 80-процентном сокращении количества зрителей. Новым поводом для протестов стали ограничения на посещение кинотеатров несовершеннолетними, вводившиеся на фоне роста заболеваемости коронавирусом с 28 января по 13 февраля.
Однако в итоге начало года стало для киноиндустрии глотком свежего воздуха — выручка заметно возросла. Казалось, что по мере отмены последних ограничений всё и вовсе быстро наладится, но новый кризис подкрался незаметно. Антироссийская истерия после начала вынужденной спецоперации на Украине проявилась буквально во всех сферах жизни, и кинематограф — не исключение. Довольно быстро Walt Dysney, Warner Bros, Sony Pictures и другие киногиганты приостановили показы своих картин на территории России.
В итоге в марте кассовые сборы в петербургских кинотеатрах сократились в сравнении с январём втрое, а отдельные точки начали закрываться. Например, такая участь постигла точку «Мираж Синема» в ТРК «Атлантик Сити». Ещё в 2021 году закрылись кинотеатры в ТРЦ «Лиговъ» и «Пик».
В будущее представители отрасли смотрят, мягко говоря, без оптимизма, прогнозируя массовые закрытия кинозалов в 20-х числах мая. Уже к лету рынок могут покинуть 50% заведений, а до осени, согласно прогнозам владельцев, и вовсе может дожить меньше половины точек. На этом фоне обсуждаются различные решения, призванные исправить ситуацию.
Ещё в середине апреля бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой предоставить кинопрокатчикам субсидии на 6,5 млрд рублей и обнулить для них плату за аренду госимущества. На днях стало известно, что в Минфине отнеслись к такой перспективе без энтузиазма, попросив предоставить дополнительное обоснование для перераспределения бюджета и назвать источники финансирования субсидий.
Субсидии и налоговые поблажки часто использовались в период коронавируса для того, чтобы поддержать пострадавшие отрасли. Но тогда резон был понятен. Пандемия рано или поздно закончится, а значит бизнес испытывает временные сложности, и ему нужно лишь помочь их пережить. Сколько месяцев или лет кинотеатрам придётся выживать без голливудских и диснеевских блокбастеров, знает разве что Господь Бог. Так что деньги запросто могут утечь в никуда. Субсидии имеют смысл только в случае принятия системных решений.
Сами российские сети кинотеатров также отправили в профильные ведомства ряд своих предложений. Помимо субсидий они просят государство о различных послаблениях в области законодательства. В частности, речь идёт о расторжении отдельных договоров аренды с ТРЦ, которые стали невыгодными в условиях падения выручки. Так сети надеются быстрее избавиться от наименее выгодных и перспективных точек, чтобы спасти остальные.
Впрочем, сами торговые центры сейчас также переживают не лучшие времена в связи с уходом западных брендов. К этим проблемам добавилась и новая — кинотеатры больше не играют роль центра притяжения и не увеличивают поток клиентов так, как прежде. Это значит, что для них нужно искать какую-то развлекательную замену. Конечно, свято место пусто не бывает, и вернуться на оставленные позиции кинотеатрам впоследствии будет непросто.
Тема импортозамещения не обошла стороной и киноиндустрию. В мае глава кабинета министров Михаил Мишустин пообещал в этом году добавить 5,5 млрд рублей на производство отечественного кино. Также в прокат начали возвращать некоторые старые фильмы, например, «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. А тем временем российская фантастическая комедия «Артек. Большое путешествие» с Михаилом Галустяном возглавляет прокатные рейтинги, собрав за три недели 166 млн рублей. На второе место в середине мая вырвался американский боевик «Флэшбек» с Лиамом Нисоном, Гаем Пирсом и Моникой Беллуччи — одно из немногих произведений, пробившихся к российскому зрителю сквозь западный железный занавес, а дальше опять идут почти сплошь отечественные продукты.
Проблема в том, что культура вовсе не та точка, где уместно проявлять неправильно понятый патриотизм. Произведения искусства создаются и существуют для всех, и читают или смотрят что-то не потому, что создатели имели определённое гражданство, а потому что интересно. Этого, к сожалению, никогда не понимали в Киеве, вводя запреты на российские книги и фильмы. Но к чему этот путь привёл, мы все знаем. Ту же самую ошибку теперь совершают на Западе, видимо, вспомнив национальные традиции в виде костров из неправильных книг.
У западных блокбастеров всегда была в России своя аудиторию. К сожалению, в последние годы американские кино и анимация становятся всё более унылым рупором культурмарксистской повестки, но сверхбюджеты, техническое качество и традиции всё равно позволяют держать марку. Если поклонник супергеройского кино не сможет его посмотреть в кинотеатре, то его вряд ли устроит замена в виде комедии с Галустяном. Люди просто станут реже ходить в кино. А сколько бы денег не выделили из российского бюджета на новые фильмы, количество качественных лент, которое может быть создано силами отечественной индустрии, всё равно ограничено.
Сейчас самое время вспомнить, что мир не заканчивается границами некоторых западных стран. Любопытный и самобытный кинематограф есть в Китае, Индии, Турции и Латинской Америке. Но пока это только теория. Индийские новинки не заменят мейнстримное кино в одночасье, вкус на них ещё должен сформироваться, да и впоследствии они вряд ли будут полной и равноценной заменой. Не случайно ведь они до сих пор проигрывали на глобальном рынке.
В конце концов, россияне имеют европейский культурный код, читают, в основном, западных писателей и привыкли к западному киноязыку. Более того, лучшие российские фильмы и книги тоже скорее создаются в русле западных культурных тенденций. Это нефть можно одним росчерком пера начать продавать Востоку вместо Запада, а культурный код так легко не меняется.
Отчаяние толкает некоторых представителей отрасли на крайние меры. К примеру, некоторые из них решили показывать нового «Бэтмена» с Мэттом Ривзом нелегально. Другие действовали более осторожно: перед показом не вышедшего в прокат фильма кинотеатр арендовал сторонний агент. У такого подхода есть две проблемы. Во-первых, с точки зрения российского законодательства это нарушение прав правообладателя. Наказание вплоть уголовного. Впрочем, российские арбитражные суды уже отказывали западным правообладателям в удовлетворении исков, ссылаясь на злоупотребление правом в связи с антироссийскими санкциями. Когда тебя фактически грабят, отобрав содержимое значительной части кошелька, было бы странно заботиться о материальном благополучии грабителя. Но есть и второй момент: западные кинокомпании могут в любой момент вернуться на российский рынок, и тогда они, конечно, всё припомнят тем, кто решил действовать на свой страх и риск. Поэтому крупные сети подобных подходов пока избегают.
В этих условиях глава «Каропрокат» Алексей Рязанцев в выпуске подкаста «Гаворилин Подкаст» озвучил идею «параллельного проката», который чем-то напоминает «параллельный импорт», призванный облегчить ввоз попавших под санкции западных товаров. Российские прокатчики открывают счёт, переводят туда деньги, которые положены владельцам прав и показывают кино. А те сами заберут деньги, когда захотят. Так, по словам предпринимателя, всё будет происходить «легально, хоть без вашего согласия».
Коллеги и эксперты идею не поддержали, сам же Рязанцев позже на всякий случай подчеркнул, что это не была позиция компании «Каропрокат». А известное сатирическое ИА «Панорама» даже сыграло на опережение. Там ещё в апреле придумали новость о том, что Минкульт якобы разрешит кинотеатрам качать новинки с торрентов и при этом допустит продажу алкоголя прямо в залах, чтобы компенсировать качество картинки.
Каждая из уже высказанных идей в отдельности вряд ли решит накопившиеся проблемы, однако, возможно, правильный путь состоит в объединении различных подходов. Во всяком случае индустрии явно требуется комплексная программа, которая позволила бы кардинально изменить ситуацию.