Культура
10:563 июня 2022

Есть ли жизнь после киноапокалипсиса: 5 способов спасти походы в кино как вид досуга

Российские кинотеатры терпят огромные убытки, петербургские и московские точки начинают закрываться. Согласно пессимистичным прогнозам, до конца мая 50% кинотеатров прекратят работу, а до конца лета доживёт не доживёт большинство.
Фото: Daniel Karmann/globallookpress.com

Кризис жанра

Российские кинотеатры основательно лихорадило ещё в 2021 году. Тогда это было связано с коронавирусом. Походы в кино то вовсе попадали под запрет в связи с локаутом, то допускались лишь при предъявлении QR-кода или при условии заполнения не более 50% зала. Поскольку такие места обычно посещают вместе, то поход отменялся, если прививки от коронавируса не было хотя бы у одного представителя компании кинолюбов. Уже тогда владельцы кинотеатров начали бить тревогу, заметив, как традиционную аудитория начали перехватывать стриминговые платформы. А некоторые представители отрасли жаловались на то, что отдельные прокатные компании подумывают над тем, чтобы вообще не выводить новые фильмы в прокат, сразу отдавая их стриминговым сервисам.

В других отраслях бизнеса происходили похожие процессы — онлайн откусил у офлайна заметную долю клиентского пирога. Но если интернет-магазин собачьего корма принесёт домой тот же самый корм, что можно было купить и традиционном магазине, то эмоции от просмотра фильма дома и в кинотеатре существенно отличаются. Это уже не говоря о более качественном звуке, 3D-эффектах и прочих радостях прогресса. Поэтому тогда казалось, что мрачные прогнозы некоторых представителей киноиндустрии о закате целого формата досуга преждевременны, надо лишь переждать бурю.

В ноябре 2021 года Ассоциация владельцев кинотеатров отправляла в Смольный гневное письмо. Представители «Мираж Синема», «КАРО», «Синема Парк» и «Нева» жаловались на «сегрегацию бизнеса» из-за того, что ритейл и общепит получили отсрочку по QR-кодам, а кинотеатры нет. Не менее сильно по ним ударил и запрет на работу в ночные часы. Владельцы кинотеатров заявляли о 80-процентном сокращении количества зрителей. Новым поводом для протестов стали ограничения на посещение кинотеатров несовершеннолетними, вводившиеся на фоне роста заболеваемости коронавирусом с 28 января по 13 февраля.

Фото: Luka Dakskobler/globallookpress.com
Фото: Luka Dakskobler/globallookpress.com

Однако в итоге начало года стало для киноиндустрии глотком свежего воздуха — выручка заметно возросла. Казалось, что по мере отмены последних ограничений всё и вовсе быстро наладится, но новый кризис подкрался незаметно. Антироссийская истерия после начала вынужденной спецоперации на Украине проявилась буквально во всех сферах жизни, и кинематограф — не исключение. Довольно быстро Walt Dysney, Warner Bros, Sony Pictures и другие киногиганты приостановили показы своих картин на территории России.

В итоге в марте кассовые сборы в петербургских кинотеатрах сократились в сравнении с январём втрое, а отдельные точки начали закрываться. Например, такая участь постигла точку «Мираж Синема» в ТРК «Атлантик Сити». Ещё в 2021 году закрылись кинотеатры в ТРЦ «Лиговъ» и «Пик».

В будущее представители отрасли смотрят, мягко говоря, без оптимизма, прогнозируя массовые закрытия кинозалов в 20-х числах мая. Уже к лету рынок могут покинуть 50% заведений, а до осени, согласно прогнозам владельцев, и вовсе может дожить меньше половины точек. На этом фоне обсуждаются различные решения, призванные исправить ситуацию.

Залить пожар деньгами

Ещё в середине апреля бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой предоставить кинопрокатчикам субсидии на 6,5 млрд рублей и обнулить для них плату за аренду госимущества. На днях стало известно, что в Минфине отнеслись к такой перспективе без энтузиазма, попросив предоставить дополнительное обоснование для перераспределения бюджета и назвать источники финансирования субсидий.

Фото: Evgeny Sinitsyn/globallookpress.com
Фото: Evgeny Sinitsyn/globallookpress.com

Субсидии и налоговые поблажки часто использовались в период коронавируса для того, чтобы поддержать пострадавшие отрасли. Но тогда резон был понятен. Пандемия рано или поздно закончится, а значит бизнес испытывает временные сложности, и ему нужно лишь помочь их пережить. Сколько месяцев или лет кинотеатрам придётся выживать без голливудских и диснеевских блокбастеров, знает разве что Господь Бог. Так что деньги запросто могут утечь в никуда. Субсидии имеют смысл только в случае принятия системных решений.

Помочь с разводом

Сами российские сети кинотеатров также отправили в профильные ведомства ряд своих предложений. Помимо субсидий они просят государство о различных послаблениях в области законодательства. В частности, речь идёт о расторжении отдельных договоров аренды с ТРЦ, которые стали невыгодными в условиях падения выручки. Так сети надеются быстрее избавиться от наименее выгодных и перспективных точек, чтобы спасти остальные.

Впрочем, сами торговые центры сейчас также переживают не лучшие времена в связи с уходом западных брендов. К этим проблемам добавилась и новая — кинотеатры больше не играют роль центра притяжения и не увеличивают поток клиентов так, как прежде. Это значит, что для них нужно искать какую-то развлекательную замену. Конечно, свято место пусто не бывает, и вернуться на оставленные позиции кинотеатрам впоследствии будет непросто.

Покупай российское

Тема импортозамещения не обошла стороной и киноиндустрию. В мае глава кабинета министров Михаил Мишустин пообещал в этом году добавить 5,5 млрд рублей на производство отечественного кино. Также в прокат начали возвращать некоторые старые фильмы, например, «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. А тем временем российская фантастическая комедия «Артек. Большое путешествие» с Михаилом Галустяном возглавляет прокатные рейтинги, собрав за три недели 166 млн рублей. На второе место в середине мая вырвался американский боевик «Флэшбек» с Лиамом Нисоном, Гаем Пирсом и Моникой Беллуччи — одно из немногих произведений, пробившихся к российскому зрителю сквозь западный железный занавес, а дальше опять идут почти сплошь отечественные продукты.

«Артек. Большое путешествие»/ Фото: kinopoisk.ru
«Артек. Большое путешествие»/ Фото: kinopoisk.ru

Проблема в том, что культура вовсе не та точка, где уместно проявлять неправильно понятый патриотизм. Произведения искусства создаются и существуют для всех, и читают или смотрят что-то не потому, что создатели имели определённое гражданство, а потому что интересно. Этого, к сожалению, никогда не понимали в Киеве, вводя запреты на российские книги и фильмы. Но к чему этот путь привёл, мы все знаем. Ту же самую ошибку теперь совершают на Западе, видимо, вспомнив национальные традиции в виде костров из неправильных книг.

У западных блокбастеров всегда была в России своя аудиторию. К сожалению, в последние годы американские кино и анимация становятся всё более унылым рупором культурмарксистской повестки, но сверхбюджеты, техническое качество и традиции всё равно позволяют держать марку. Если поклонник супергеройского кино не сможет его посмотреть в кинотеатре, то его вряд ли устроит замена в виде комедии с Галустяном. Люди просто станут реже ходить в кино. А сколько бы денег не выделили из российского бюджета на новые фильмы, количество качественных лент, которое может быть создано силами отечественной индустрии, всё равно ограничено.

Окно в дружественные страны

Сейчас самое время вспомнить, что мир не заканчивается границами некоторых западных стран. Любопытный и самобытный кинематограф есть в Китае, Индии, Турции и Латинской Америке. Но пока это только теория. Индийские новинки не заменят мейнстримное кино в одночасье, вкус на них ещё должен сформироваться, да и впоследствии они вряд ли будут полной и равноценной заменой. Не случайно ведь они до сих пор проигрывали на глобальном рынке.

В конце концов, россияне имеют европейский культурный код, читают, в основном, западных писателей и привыкли к западному киноязыку. Более того, лучшие российские фильмы и книги тоже скорее создаются в русле западных культурных тенденций. Это нефть можно одним росчерком пера начать продавать Востоку вместо Запада, а культурный код так легко не меняется.

«Я стал новым пиратом»

Отчаяние толкает некоторых представителей отрасли на крайние меры. К примеру, некоторые из них решили показывать нового «Бэтмена» с Мэттом Ривзом нелегально. Другие действовали более осторожно: перед показом не вышедшего в прокат фильма кинотеатр арендовал сторонний агент. У такого подхода есть две проблемы. Во-первых, с точки зрения российского законодательства это нарушение прав правообладателя. Наказание вплоть уголовного. Впрочем, российские арбитражные суды уже отказывали западным правообладателям в удовлетворении исков, ссылаясь на злоупотребление правом в связи с антироссийскими санкциями. Когда тебя фактически грабят, отобрав содержимое значительной части кошелька, было бы странно заботиться о материальном благополучии грабителя. Но есть и второй момент: западные кинокомпании могут в любой момент вернуться на российский рынок, и тогда они, конечно, всё припомнят тем, кто решил действовать на свой страх и риск. Поэтому крупные сети подобных подходов пока избегают.

«Бэтмен»/ Фото: kinopoisk.ru
«Бэтмен»/ Фото: kinopoisk.ru

В этих условиях глава «Каропрокат» Алексей Рязанцев в выпуске подкаста «Гаворилин Подкаст» озвучил идею «параллельного проката», который чем-то напоминает «параллельный импорт», призванный облегчить ввоз попавших под санкции западных товаров. Российские прокатчики открывают счёт, переводят туда деньги, которые положены владельцам прав и показывают кино. А те сами заберут деньги, когда захотят. Так, по словам предпринимателя, всё будет происходить «легально, хоть без вашего согласия».

Коллеги и эксперты идею не поддержали, сам же Рязанцев позже на всякий случай подчеркнул, что это не была позиция компании «Каропрокат». А известное сатирическое ИА «Панорама» даже сыграло на опережение. Там ещё в апреле придумали новость о том, что Минкульт якобы разрешит кинотеатрам качать новинки с торрентов и при этом допустит продажу алкоголя прямо в залах, чтобы компенсировать качество картинки.

Каждая из уже высказанных идей в отдельности вряд ли решит накопившиеся проблемы, однако, возможно, правильный путь состоит в объединении различных подходов. Во всяком случае индустрии явно требуется комплексная программа, которая позволила бы кардинально изменить ситуацию.

Культура БизнесКино
Новости партнеров