Кажется, чем больше времени проходит после окончания финала футбольной Лиги Чемпионов, тем больше накаляются страсти. Для тысяч людей праздник обернулся кошмаром: полиция вступила в конфликт с болельщиками, журналистов заставляли стирать отснятые кадры, а детей и инвалидов залили слезоточивым газом. Несложно представить, что было бы, если бы нечто подобное произошло в России. Но Париж, проваливший и организацию Евро-2016 — совсем другое дело. Независимое расследование ещё только начато, но президент УЕФА Александер Чеферин уже заверил, что мир стал свидетелем случайности, а Парижу надо дать ещё один шанс, чтобы все в этом убедились. Например, дать провести Суперкубок УЕФА. Звучит, как скверный анекдот.
И здесь самое время вспомнить, что «Ливерпуль» с «Реалом» должны были сыграть на берегах Невы. Но 25 февраля УЕФА приняла политическое решение о переносе матча с «Газпром Арены» на «Стад де Франс». Для этого пришлось созывать внеочередное заседание исполнительного комитета. Перенос объяснили «серьёзной эскалацией ситуации с безопасностью в Европе». Видимо, у УЕФА своеобразные представления о безопасности.
Франция в 2016 году проводила чемпионат Европы по футболу. Он сопровождался регулярными столкновениями болельщиков с десятками пострадавших. Раз за разом полиция оказывалась не там, где её больше всего хотелось бы увидеть, а на стадионе потоки враждующих болельщиков почему-то забывали развести.
Спустя два года Россия провела чемпионат мира по футболу. В нём приняла участие и сборная Англии. Футболисты с Туманного Альбиона, к слову, поселились как раз на территории Петербурга в Зеленогорске. А матч за третье место проводили на той самой «Газпром Арене». Организаторы не допустили ни единого серьёзного инцидента. Годом ранее в Петербурге успешно прошли матчи Кубка Конфедераций, а в прошлом году здесь же играли матчи чемпионата Европы. И снова Петербург подтвердил свою репутацию надежного организатора, который и с вопросами безопасности справляется, и веселью не мешает.
В парижской истории страннее всего выглядят даже не конкретные ошибки организаторов, а какое-то запредельное неумение и нежелание их признавать, напоминающее французские же комедии. В тот злополучный день с самого начала всё пошло наперекосяк. Автобус с футболистами «Ливерпуля» застрял в пробке по пути на стадион. Власти почему-то не стали выделять гостям полицейское сопровождение. А у самого стадиона скопились тысячи английских болельщиков, пытавшихся попасть на стадион. У некоторых из них были фальшивые билеты. Образовалась давка, в результате даже многие обладатели настоящих билетов либо вовсе не попали на игру, либо прошли на трибуны с большим опозданием. Отчаянные англичане, потратившие по поездку солидные суммы, принялись штурмовать ограждение стадиона. И это, почему-то, оказалось совсем несложным делом. А французская полиция начала без разбора заливать гостей слезоточивым газом, хотя в толпе находились дети, пожилые люди и даже инвалиды.
Выяснение вопроса о том, кто виноват, началось уже по горячим следам. Разумеется, французы во всём винят англичан, а англичане — французов. Сперва хозяева заявили, что болельщики «Ливерпуля» прибыли на стадион слишком поздно. Затем показания изменились. Министр спорта Амели Удеа-Кастера сказала, что беспорядки произошли из-за массового скопления английских болельщиков без билетов или с поддельными билетами. Во французском МВД имени комиссара Жибера насчитали 30-40 тыс. безбилетных англичан, штурмующих стадион. Эти цифры позже высмеяли в британской прессе. Министр внутренних дел Франции Жерар Дарманен нашёл и ещё одного виноватого — немца Юргена Клоппа, тренера «Ливерпуля», который, по его словам, слишком активно призывал англичан ехать в Париж. Наверное, планировал захватить по старой немецкой привычке. При этом правительство Франции обратилось в УЕФА с просьбой выплатить компенсации 2700 болельщикам, которые так и не смогли попасть на трибуны.
Английская реакция не менее красноречива. Исполнительный директор «Ливерпуля» Билли Хоган официально потребовал от французских властей извинений перед английскими фанатами, назвав прозвучавшие комментарии «подстрекательскими». Аналогичное письмо французскому министру отправил и глава совета директоров «Ливерпуля» Том Вернер.
Известный своими афоризмами бывший игрок сборной Англии Гари Линекер резюмировал: «Я не уверен, что мероприятие можно организовать ещё хуже, даже если постараться».
Джейми Каррегер, ещё одна легенда сборной Англии, был не менее категоричен: «Жеральд Дарманен — обманщик. Ложь и сплетни со стороны людей, находящихся у власти, — это позор».
Английский журналист Энди Келли назвал «абсолютной ложью» и слова о том, что болельщики приехали позже, чем следовало. Он призвал всех англичан судиться с УЕФА и французской полицией. Немало вопросов у английской прессы возникло и по поводу правомерности применения слезоточивого газа. По её версии, англичане вели себя настолько примерно, насколько это возможно в такой дикой ситуации. Причём газом надышались и многие сотрудники СМИ, у которых тоже возникли проблемы с попаданием на стадион, несмотря на наличие аккредитации. Репортёр Associated Press Стив Дуглас попал на стадион, но попытки снять столкновения стюардов с болельщиками закончились полным фиаско. Всё снятое стюард заставил удалить.
«Он взял мою аккредитацию. Я думал, что уже не смогу осветить саму игру. Он прошёлся по моей галерее, где есть дети и другие личные вещи, потом вернул телефон и аккредитацию. Он не бил меня, но это было очень неприятно», — пожаловался журналист.
Даже версия про фальшивые билеты оказалась под вопросом. Защитник «Ливерпуля» Энди Робертсон рассказал очередную восхитительную историю.
— Думаю, пострадали семьи почти всех наших игроков. Я получил билеты через клуб, и одному из моих приятелей сказали, что у него поддельный билет. А я могу заверить вас, что это не так, потому что он получил билет от меня. А потом французская полиция использовала слезоточивый газ против фанатов и наших семей, — сказал спортсмен.
Впрочем, реакция УЕФА, пожалуй, даст фору реакции французских властей. Там заказали независимое расследование. Его будет проводить бывший министр образования Португалии и депутат местного парламента Тиагу Брандау Родригеш. Но результатов разбирательств глава УЕФА Чеферин решил не дожидаться, сделав главные выводы самостоятельно. По его словам, болельщикам следует понять, что организовать «главный матч в европейском футболе» очень сложно. Поэтому организаторам функционер поставил «твёрдую четвёрку». Беспорядки Чеферин назвал «небольшими проблемами», которые, по его мнению, серьёзно на проведение матча не повлияли.
— Мы постараемся дать Парижу ещё один большой финал, чтобы доказать, что это случайность, — подытожил Чеферин.
И добавил, что французам могут доверить Суперкубок Европы 2023. И действительно, почему бы и нет, это же не какая-то дикая Россия.