Большинство петербургских организаторов свадеб заверяют, что в этом году расценки на свои услуги не поднимали, но объективно на 30—50% подорожали деликатесы к праздничному столу, цветы, платья невест и костюмы женихов. В этих условиях некоторые пары стремятся экономить на всём и покупают б/у товары, но люксовых брендов. Готовятся теперь к торжествам многие, как и к путешествиям, за пару недель. Между тем, от самих свадебных путешествий некоторые вынуждены отказаться. Из-за мировых событий больше нет в городе и международных свадеб, а выездной вариант торжеств перемещается в Турцию и Грузию.
Как подсчитали аналитики «Авито Услуги», в апреле по сравнению с мартом в целом спрос на свадебные услуги и товары в Северной столице вырос более, чем на треть. В мае эта тенденция в целом продолжает набирать обороты, подчёркивают многие участники рынка. Так, невесты стали на 64% чаще заказывать индивидуальный пошив свадебных платьев у мастеров, в бьюти-индустрии наметился рост в 42%.
— Искать подрядчиков для организации программы торжества в Петербурге стали на 42% чаще, чем в марте. Например, жители региона не готовы отказаться от услуг ведущего на свадьбу — их за последний месяц искали на 32% чаще, чем ранее, — отметили в пресс-службе компании.
Там добавили, что женихи и невесты также нанимают хореографов, чтобы подготовить свадебный танец. Востребованность фотографов на торжества в городе выросла на 26%.
— Популярность услуг аренды машин на свадьбу в апреле в Петербурге выросла на 40%. Для организации трансфера горожане ищут объявления об услугах аренды минивэнов, лимузинов и современных моделей машин, а также ретро-варианты: например, «Чайку», Buick Special Riviera 1956 года, «Волгу» или старые модели Mercedes-Benz и BMW, — считают аналитики «Авито Услуг».
Наибольший рост продаж показала свадебная обувь. По сравнению с маем 2021 года её продавали на 49% активнее. Приобрести туфли или босоножки для праздника можно в среднем за 2350 рублей.
Не менее популярны свадебные украшения. В мае этого года их продажи на платформе в Петербурге выросли на 30%. Покупка аксессуаров обойдется горожанам в среднем в 970 рублей.
— Свадебные платья в свою очередь покупали на 22% активнее, чем в мае прошлого года, а фату — на 13% чаще. Средняя стоимость товаров составила 8170 рублей и 5910 рублей соответственно, — рассказывают в пресс-службе.
Как добавляют в компании, ожидается, что по мере разгара сезона спрос на услуги частных специалистов, а также предпринимателей малого и среднего бизнеса в этой категории на платформе будет расти.
Владельцы и представители городского свадебного бизнеса поясняют: возросший спрос действительно есть. На фоне мировых событий петербуржцы, как и многие россияне, провели переоценку ценностей, и поняли, что в жизни всё может поменять в один момент и не стоит откладывать важные вещи на потом. Но не всё так просто, в городе сложились две разнонаправленные тенденции. У большинства горожан доходы не растут, такие люди хотят сэкономить буквально на всём, сами занимаются организацией торжеств и всё чаще выбирают камерный формат свадеб с минимальным количеством гостей или вообще скромное торжество на двоих с походом в ближайший местный ЗАГС.
Отметим, что эта тенденция начала формироваться ещё летом 2021 года, но тогда потенциальные молодожёны копили деньги, чтобы затем отправиться в экзотические страны, например, на Мальдивы, о чем 78.ru подробно рассказывал. Теперь многие пары из-за всем понятных экономических обстоятельств вынуждены отказаться от таких поездок.
Впрочем, есть в городе и обеспеченные петербуржцы, которые наконец-то дождались снятия ковидных ограничений по количеству гостей на мероприятии, масочному режиму и т. д. Такие люди хотят устроить пышное торжество и планируют «погулять, как последний раз в жизни».
Как рассказывают в свадебном агентстве «Взаимно», в целом в 2022 году на свадьбы большинство пар готовы потратить не более 1,5 млн рублей.
— Затраты действительно стремительно растут. Меню в ресторанах и на выездах подорожало в среднем на 30—40%. Расценки на цветы увеличились на 40—50%. Поэтому многие стали ограничиваться скромными фуршетами и отказываются от цветочного оформления, — подчёркивают там и заверяют, что цены именно на организацию торжества не поднимали.
Владелица свадебного агентства «Счастье» Виктория также констатирует, что молодожёны чаще теперь экономят на цветах, еде, одежде. В их компании расценки начинаются от 700 тыс. рублей, цены на организаторские услуги также не менялись.
На условиях анонимности участники рынка поясняют: на том же «Авито» молодожёны покупают теперь бывшие в употреблении платья, костюмы, обувь. Заказывают и оборудование «с пробегом».
В агентстве Imarry Event рассказывают, что у них в компании бюджет торжества в 2022 году начинается от 1 млн рублей. Свои расценки по сравнению с 2021 годом они также не поднимали, но объективно на 30—50% подорожали деликатесы к праздничному столу, цветы, платья невест и костюмы женихов.
Примечательно, что ранее невесты из Петербурга предпочитали приобретать новые платья от итальянских и польских брендов. Теперь такой легальный рынок закрыт. Потому, в том числе, и появился спрос на б/у.
Виктория с таким утверждением не согласна. По её словам, сейчас активно набирает популярность тренд, когда петербургские невесты заказывают или приобретают платья именно у российских дизайнеров.
— Это сейчас очень модно. Кроме того, сами платья теперь стали более сдержанными, они без блёсток и страз, — отметила она.
Как рассказывает ведущий свадеб Пётр Чарушин, расценки на свои услуги был вынужден поднять на 10%. Раньше он часто организовывал торжества в Петербурге для иностранных молодожёнов или пар, где кто-то был иностранцем. Теперь таких мероприятий в городе вообще нет.
Виктория подтверждает: международных свадеб Северная столица лишилась из-за всем известных событий. Намного меньше стало и выездных церемоний. Они проводятся теперь в Турции и Грузии, но желающих очень мало.
— Очень часто теперь при организации торжества молодожёны особо оговаривают пожелания к ведущим пресекать на корню все политические разговоры, чтобы не рассорить родственников и гостей, — констатирует Пётр Чарушин.
Как отмечает генеральный директор УК Evdokimov group (ресторанная сеть «Паруса», кейтеринг) Владислав Евдокимов, если ещё в 2021 году горожане планировали летние торжества в начале зимы, то теперь это происходит буквально за пару недель до мероприятия.
Так, например, на фоне непонятной ситуации в феврале многие захотели вернуть внесённые деньги. Также было не спокойно на майские праздники, но потом все вернулись.
— Сейчас мы рассчитываем наконец-то вернуться на уровень допандемийного 2019 года. В своих залах мы проводим в течение года около 400 мероприятий в среднем, 270 из них — это свадьбы, — поясняет он и добавляет, что есть запрос и на выездные свадьбы в Сочи (у компании там имеется ресторан).
Как отмечают участники рынка, у некоторых обеспеченных петербуржцев тоже поменялись свои представления о том, как должно проходить торжество. Так, многие теперь боятся связываться с приглашением артистов и поп-звёзд, ряд которых позволяют себе непродуманные высказывания. Также пышные торжества на десятки миллионов рублей стараются всё чаще спрятать «от глаз посторонних».
Как поясняет член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва, брендовые вещи с «Авито», хоть и бывшие в употреблении — это не история про дешёвый хлам из Секонд хэнда.
— Это вполне приличные, возможно даже всего даже один раз использованные туфли, платья, одежда. Их раньше обеспеченные люди покупали «про запас», чтобы было. И изначально такие вещи стоили намного дороже, чем теперь выставляются. То есть, например, туфли могли покупать за 40—50 тыс., а теперь продаются за 10 тыс., но это качественный отличный товар, который потому и находит спрос. Сейчас вообще идёт волна luхury-одежды, кожгалантерии, обуви и т.д, практически не бывшей в использовании, но теперь выставляемой на продажу. Многие считают, даже лучше я куплю б/у, но хорошего качества, а не новое, но дешёвое из магазина, — подчёркивает Елена Пономарёва.
По её словам, тренд на оптимизацию расходов, кроме понятных экономических причин, можно объяснить так называемым нравственным аспектом, который каждый понимает по-своему.
— Кто-то считает, что в такое время просто аморально шиковать и закатывать торжества на миллионы. Кто-то озабочен вопросом: «а что обо мне подумают другие, если я так поступлю». То же можно сказать и в отношении наших артистов, ряд которых не всегда делает продуманные заявления. Люди задаются вопросом: «А что обо мне будут думать, если я таких творцов позову. Не сочтёт ли кто-то, что я разделяю их мнение?» — рассуждает Елена Пономарёва.
Как она считает, если ситуация не изменится к лучшему к осени, то, возможно, 2022 год станет переломным моментом в плане остаточного спроса на свадебные торжества, после чего люди могут начать жёстко экономить на таких мероприятиях.