Прямой эфир

Книжный рынок-2022: рост цен на бумагу и чернила, отзывы лицензий и поиск новых имён

Маргарита Звягинцева
25 мая 2022, 16:29
Книгоиздание этой весной столкнулось с рядом проблем. Бумага стремительно подорожала, зарубежные писатели стали заявлять о нежелании работать с российскими издательствами. О положении дел в отрасли рассказал президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков.
Фото: Stefano Guidi/globallookpress.com

Когда бумага и чернила на вес золота

Сложности с поставками бумаги и растущие цены на неё повлияли весной 2022 года не только на работу офисов и выдачу чеков в общепите. Книгоиздание также оказалось перед лицом ряда трудностей, из-за которых книги могут стать ещё менее доступны широкой аудитории.

— Себестоимость книг подскочила где-то на 30%, и мы вынуждены это учитывать. С начала года повышение составило 15-20%. И мы надеемся, что в дальнейшем, в течение года, оно составит 5-7% до уровня инфляции, будем к этому стремиться, — рассказал в интервью 78.ru на открытии «Книжного салона» в Петербурге Олег Новиков, президент издательства «Эксмо-АСТ», совладелец сети книжных магазинов «Буквоед» и член правления Российского книжного Союза.

Тем не менее, издательства ищут выход из ситуации. Как рассказала Екатерина Кожанова, PR-директор издательской группы «Эксмо-АСТ», в данный момент налаживаются контакты с российскими производителями бумаги, а также с китайскими партнёрами. Правда, качество отечественной бумаги уступает зарубежному, а цена ничуть не ниже, чем была до начала санкционного периода.

— Мы надеемся, что дальнейшего роста себестоимости книг не будет. Хотя прогнозировать что-то очень сложно. По нашему анализу рынка, стоимость книг повысилась максимально на 20%. На какие-то позиции не повысилась совсем, на какие-то повышение было на 10%, но вот максимально — на 20%, — поделилась цифрами Екатерина Кожанова.

В первую очередь пострадали самые красивые издания: альбомы по искусству, подарочные книги с иллюстрациями и детские книги хорошего качества. Связано это с дефицитом мелованной бумаги. Кроме того, выросли цены на картон и цветную печать.

— А если мы говорим о книгах в мягкой обложке и чёрно-белой печати, то там скачка цен как такового и не образовалось, — отметила эксперт. — Средняя стоимость такой книги в мягком переплёте у нас от 160 рублей.

Стоимость полиграфических услуг, печати и красок также ощутимо выросла и влияет на себестоимость книги ничуть не меньше, чем цена бумаги. Впрочем, Екатерина Кожанова отметила, что сложности с печатью начались задолго до весны 2022:

— Ещё в прошлом году мы говорили о кризисе в полиграфическом секторе. По сути, осталось всего шесть типографий, которые обслуживают всю издательскую отрасль. В конце года образовалась даже некая очередь на то, чтобы напечатать новинки. Так что проблемы были и до этого, и пандемия, на самом деле, намного сильнее обострила ситуацию. Обнажились многие слабые места. Кризис с бумагой и типографиями, безусловно, на нас влияет, но в целом мы оцениваем ситуацию как стабильную.
Фото: Str/globallookpress.com
Фото: Str/globallookpress.com

Ещё один удар по ценам на книги был нанесён ростом курса доллара. Дело в том, что оплата за лицензии на книги зарубежных авторов производится в валюте, как и отчисления роялти писателям. Поэтому выросла себестоимость зарубежных книг. Тем не менее, сейчас курс рубля стабилизировался, и это — один из позитивных сигналов, отметила PR-директор «Эксмо-АСТ»:

— Мы надеемся, что дальнейшего повышения стоимости книг не будет. В любом случае, издатели стараются проводить политику очень гибко, потому что мы все не хотим понижения читательского спроса.

Отказы зарубежных авторов

Ещё одним ударом по книжному рынку стал отказ некоторых зарубежных авторов сотрудничать с российскими издательствами.

— Действительно, целый ряд таких топовых авторов, как Стивен Кинг, Нил Гейман, «наследники» Агаты Кристи и другие декларировали публично, что не хотят работать с российским рынком. По факту, договоры на текущие наименования действуют, тиражи напечатаны, текущие договоры мы не приостанавливаем и всячески пытаемся общаться с (зарубежными) партнёрами, чтобы не принимать резких решений, — рассказала Екатерина Кожанова.

Олег Новиков также подчеркнул, что количество наименований книг зарубежных авторов на российском рынке никак не уменьшилось — в данный момент издаются книги, готовившиеся в прошлом году:

— Сложности мы испытываем с заключением новых контрактов, на книги, которые мы планировали выпустить во второй половине этого года. Вот с этим определённые проблемы, действительно, у нас есть. Нам пытаются ограничить доступ к новинкам, пытаются не продлевать права на те контракты, которые заканчиваются.
Фото: Stefano Guidi/globallookpress.com
Фото: Stefano Guidi/globallookpress.com

Тем не менее, издательства стараются сохранить рабочие отношения и убедить зарубежных партнёров в необходимости сотрудничества, рассказал президент «Эксмо-АСТ» — и в отдельных случаях это удаётся.

Правда, не всегда. Как рассказала Екатерина Кожанова, серьёзным ударом по книжному рынку оказался отзыв лицензии на «Гарри Поттера»:

— Это сыграло свою роль на электронных книгах, потому что, если с бумажными книгами всё проще: мы тиражи напечатали, они есть и мы их продаем, то по цифровым книгам лицензии могут приостанавливаться сразу. А «Гарри Поттер» — это книга, которая привлекает всё новую и новую аудиторию, её читают новые поколения, она привлекают их к чтению. И такие вещи пагубно влияют на рынок.

Тем не менее, PR-директор издательства «Эксмо-АСТ» подчеркнула, что ситуация с зарубежным контентом на российском книжном рынке совсем не катастрофическая:

— Мы надеемся, что массовых отказов не будет. У нас нет такого, как в киноиндустрии, где все мейджеры просто взяли и ушли. У нас всё-таки очень много наименований, у одного Стивена Кинга 160 позиций, и, естественно, по многим из них договоры продолжают действовать, книги есть в наличии в магазинах, и мы надеемся, что по новинкам есть ещё возможность договориться к осени.

Время возврата к пиратству?..

Растущий сегмент продаж электронных книг тоже оказался под угрозой из-за заявлений зарубежных авторов.

— Если актуальные востребованные новинки исчезнут из легального поля, они появятся на пиратских ресурсах, а это никому, в общем-то, не нужно, — отметила Екатерина Кожанова. — Мы в течение десяти лет пытались построить цивилизованный рынок, боролись с пиратством, чтобы гарантировать доходы авторов, национальных и зарубежных. Сейчас в таком ключе мы пытаемся вести диалог, считаем, что неправильно отрезать аудиторию от новинок.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Ситуация с лицензиями на цифровые книги в данном случае напоминает нашумевшую историю с игровым контентом для консоли Sony PlayStation — напомним, что обладатели этой дорогой «игрушки» оказались у разбитого корыта, когда компания решила ограничить доступ российским потребителям к магазину игр. Как отметил в интервью 78.ru петербуржец Сергей Панфиленко, подавший коллективный иск к Sony, россияне в течение многих лет привыкали к цивилизованной покупке контента и отказу от пиратства, но подобные шаги зарубежных компаний толкают их вновь в пучину пиратских ресурсов.

Впрочем, что касается книг, то здесь у нас немало отечественного контента, который может заместить собой часть зарубежного.

— У нас есть огромное количество замечательных писателей для всех возрастов, и мы будем использовать эту возможность для более активного продвижения национальных авторов, — заявил Олег Новиков.

В новых именах и ресурсах для их поиска издательства недостатка не испытывают. Как отметила Екатерина Кожанова, сегмент художественной литературы в России сейчас активно развивается:

— Если раньше мы говорили о том, что растёт прикладная литература, литература нон-фикшн, то сейчас стала активно расти художественная. Этому очень способствует развитие сервисов Самиздат, где люди, которые пишут, могут самостоятельно опубликовать свои произведения. На одном сервисе «Литрес: Самиздат» зарегистрированы 90 тыс. авторов! И, конечно, из этого массива авторов появляются новые имена.

Время молодых авторов, комиксов и подростковой литературы

Что же за имена и жанры выходят из обширного пласта самиздата в «большую литературу»? На сегодняшний день особенно активно пополняются жанры фантастики и фэнтези, а также литературы направления Young Adult. Последнее направление ориентировано на подростков и молодёжь студенческого возраста.

— Это литература для тех, кто заканчивает школу и поступает в университет — именно эта аудитория стала покупать книги в бумаге, — пояснила Екатерина Кожанова.
Фото: DanitaDelimon/globallookpress.com
Фото: DanitaDelimon/globallookpress.com

По словам нашей собеседницы, сейчас романы таких отечественных молодёжных авторов издаются тиражами по 100 тыс. экземпляров, что по современным меркам очень весомо.

Другим направлением, крайне популярным у молодёжи, являются комиксы. Эта ниша, по словам эксперта, выросла с 2019 года в несколько раз. Лидирует здесь, правда, японская манга, но и российских оригинальных авторов стало очень много — к примеру, уникальные комиксы Фёдора Нечитайло издаются тиражами по 200 тыс. экземпляров и очень востребованы у молодой аудитории.

А вот комиксы «Марвел», как ни странно, занимают не такую большую нишу в портфеле издателей. Поэтому из-за приостановки выдачи лицензий российским партнёрам на комиксы этой вселенной российские издательства особенно не пострадали.

— Это, конечно, всё равно достаточно чувствительная потеря для нас, потому что мы хотим, чтобы у читателей был доступ ко всему, — отметила Екатерина Кожанова. — Но, на самом деле, в объёме продаж «Марвел» не занимает какую-то критически большую долю. Если посмотреть на все рейтинги продаж, там нет «Марвел». Безусловно, для нас это потеря, и мы всё равно ведём переговоры, стараемся, чтобы они оставались, но, тем не менее, есть уже напечатанные тиражи, и такого, что не будет вообще комиксов «Марвел», не случится.

Развиваются и другие альтернативные форматы — например, аудиокниги. По словам эксперта, сейчас наблюдается их рост на 40-50% в год:

— Все издатели наращивают портфели, записывают как новинки, так и весь бэк-лист аудиоформата. Есть платформа «Литрес: Чтец», где любители начитывают книги, и эти книги тоже оказываются востребованы. Целый пласт аудитории переориентировался на то, чтобы воспринимать книги на слух, потому что это позволяет экономить время.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В целом же Екатерина Кожанова подчеркнула: весь рынок нацелен на то, чтобы замещать зарубежных авторов отечественными в разных форматах. Над этим будет работать и Российский книжный союз:

— Мы как издатели запускаем Национальную премию молодых авторов, чтобы их поддержать, всячески развиваем писательские академии.

Прогнозы — позитивные

В целом же книжный рынок, несмотря на финансовые трудности и другие проблемы, практически восстановился после пандемии, отмечают эксперты.

— Пандемия сильно ударила по книжной индустрии, объём рынка сократился на 13%, — рассказала PR-директор «Эксмо-АСТ». — В 2021 году мы увидели рост примерно на 13%, и сейчас книжный рынок составляет порядка 95 млрд рублей. Пока по количеству наименований в этом году мы идём в рамках сезонности. У нас высокий сезон начинается к учебному году, а к лету рынок просаживается, и вот пока мы в этих цифрах без каких-либо серьёзных отклонений.

Олег Новиков также подчеркнул, что книгоиздание вышло на допандемийный уровень. Президент «Эксмо-АСТ» отметил, что росту интереса к книгам способствовало и открытие книжных магазинов. Что же касается стремительного роста онлайн-магазинов и маркетплейсов — они физическим магазинам не конкуренты, считает Олег Новиков. Ведь книжный магазин сегодня это не только точка продаж, но и место, где можно провести досуг, получить консультации, хорошо провести время и узнать что-то новое.