Сложности с поставками бумаги и растущие цены на неё повлияли весной 2022 года не только на работу офисов и выдачу чеков в общепите. Книгоиздание также оказалось перед лицом ряда трудностей, из-за которых книги могут стать ещё менее доступны широкой аудитории.
— Себестоимость книг подскочила где-то на 30%, и мы вынуждены это учитывать. С начала года повышение составило 15-20%. И мы надеемся, что в дальнейшем, в течение года, оно составит 5-7% до уровня инфляции, будем к этому стремиться, — рассказал в интервью 78.ru на открытии «Книжного салона» в Петербурге Олег Новиков, президент издательства «Эксмо-АСТ», совладелец сети книжных магазинов «Буквоед» и член правления Российского книжного Союза.
Тем не менее, издательства ищут выход из ситуации. Как рассказала Екатерина Кожанова, PR-директор издательской группы «Эксмо-АСТ», в данный момент налаживаются контакты с российскими производителями бумаги, а также с китайскими партнёрами. Правда, качество отечественной бумаги уступает зарубежному, а цена ничуть не ниже, чем была до начала санкционного периода.
— Мы надеемся, что дальнейшего роста себестоимости книг не будет. Хотя прогнозировать что-то очень сложно. По нашему анализу рынка, стоимость книг повысилась максимально на 20%. На какие-то позиции не повысилась совсем, на какие-то повышение было на 10%, но вот максимально — на 20%, — поделилась цифрами Екатерина Кожанова.
В первую очередь пострадали самые красивые издания: альбомы по искусству, подарочные книги с иллюстрациями и детские книги хорошего качества. Связано это с дефицитом мелованной бумаги. Кроме того, выросли цены на картон и цветную печать.
— А если мы говорим о книгах в мягкой обложке и чёрно-белой печати, то там скачка цен как такового и не образовалось, — отметила эксперт. — Средняя стоимость такой книги в мягком переплёте у нас от 160 рублей.
Стоимость полиграфических услуг, печати и красок также ощутимо выросла и влияет на себестоимость книги ничуть не меньше, чем цена бумаги. Впрочем, Екатерина Кожанова отметила, что сложности с печатью начались задолго до весны 2022:
— Ещё в прошлом году мы говорили о кризисе в полиграфическом секторе. По сути, осталось всего шесть типографий, которые обслуживают всю издательскую отрасль. В конце года образовалась даже некая очередь на то, чтобы напечатать новинки. Так что проблемы были и до этого, и пандемия, на самом деле, намного сильнее обострила ситуацию. Обнажились многие слабые места. Кризис с бумагой и типографиями, безусловно, на нас влияет, но в целом мы оцениваем ситуацию как стабильную.
Ещё один удар по ценам на книги был нанесён ростом курса доллара. Дело в том, что оплата за лицензии на книги зарубежных авторов производится в валюте, как и отчисления роялти писателям. Поэтому выросла себестоимость зарубежных книг. Тем не менее, сейчас курс рубля стабилизировался, и это — один из позитивных сигналов, отметила PR-директор «Эксмо-АСТ»:
— Мы надеемся, что дальнейшего повышения стоимости книг не будет. В любом случае, издатели стараются проводить политику очень гибко, потому что мы все не хотим понижения читательского спроса.
Ещё одним ударом по книжному рынку стал отказ некоторых зарубежных авторов сотрудничать с российскими издательствами.
— Действительно, целый ряд таких топовых авторов, как Стивен Кинг, Нил Гейман, «наследники» Агаты Кристи и другие декларировали публично, что не хотят работать с российским рынком. По факту, договоры на текущие наименования действуют, тиражи напечатаны, текущие договоры мы не приостанавливаем и всячески пытаемся общаться с (зарубежными) партнёрами, чтобы не принимать резких решений, — рассказала Екатерина Кожанова.
Олег Новиков также подчеркнул, что количество наименований книг зарубежных авторов на российском рынке никак не уменьшилось — в данный момент издаются книги, готовившиеся в прошлом году:
— Сложности мы испытываем с заключением новых контрактов, на книги, которые мы планировали выпустить во второй половине этого года. Вот с этим определённые проблемы, действительно, у нас есть. Нам пытаются ограничить доступ к новинкам, пытаются не продлевать права на те контракты, которые заканчиваются.
Тем не менее, издательства стараются сохранить рабочие отношения и убедить зарубежных партнёров в необходимости сотрудничества, рассказал президент «Эксмо-АСТ» — и в отдельных случаях это удаётся.
Правда, не всегда. Как рассказала Екатерина Кожанова, серьёзным ударом по книжному рынку оказался отзыв лицензии на «Гарри Поттера»:
— Это сыграло свою роль на электронных книгах, потому что, если с бумажными книгами всё проще: мы тиражи напечатали, они есть и мы их продаем, то по цифровым книгам лицензии могут приостанавливаться сразу. А «Гарри Поттер» — это книга, которая привлекает всё новую и новую аудиторию, её читают новые поколения, она привлекают их к чтению. И такие вещи пагубно влияют на рынок.
Тем не менее, PR-директор издательства «Эксмо-АСТ» подчеркнула, что ситуация с зарубежным контентом на российском книжном рынке совсем не катастрофическая:
— Мы надеемся, что массовых отказов не будет. У нас нет такого, как в киноиндустрии, где все мейджеры просто взяли и ушли. У нас всё-таки очень много наименований, у одного Стивена Кинга 160 позиций, и, естественно, по многим из них договоры продолжают действовать, книги есть в наличии в магазинах, и мы надеемся, что по новинкам есть ещё возможность договориться к осени.
Растущий сегмент продаж электронных книг тоже оказался под угрозой из-за заявлений зарубежных авторов.
— Если актуальные востребованные новинки исчезнут из легального поля, они появятся на пиратских ресурсах, а это никому, в общем-то, не нужно, — отметила Екатерина Кожанова. — Мы в течение десяти лет пытались построить цивилизованный рынок, боролись с пиратством, чтобы гарантировать доходы авторов, национальных и зарубежных. Сейчас в таком ключе мы пытаемся вести диалог, считаем, что неправильно отрезать аудиторию от новинок.
Ситуация с лицензиями на цифровые книги в данном случае напоминает нашумевшую историю с игровым контентом для консоли Sony PlayStation — напомним, что обладатели этой дорогой «игрушки» оказались у разбитого корыта, когда компания решила ограничить доступ российским потребителям к магазину игр. Как отметил в интервью 78.ru петербуржец Сергей Панфиленко, подавший коллективный иск к Sony, россияне в течение многих лет привыкали к цивилизованной покупке контента и отказу от пиратства, но подобные шаги зарубежных компаний толкают их вновь в пучину пиратских ресурсов.
Впрочем, что касается книг, то здесь у нас немало отечественного контента, который может заместить собой часть зарубежного.
— У нас есть огромное количество замечательных писателей для всех возрастов, и мы будем использовать эту возможность для более активного продвижения национальных авторов, — заявил Олег Новиков.
В новых именах и ресурсах для их поиска издательства недостатка не испытывают. Как отметила Екатерина Кожанова, сегмент художественной литературы в России сейчас активно развивается:
— Если раньше мы говорили о том, что растёт прикладная литература, литература нон-фикшн, то сейчас стала активно расти художественная. Этому очень способствует развитие сервисов Самиздат, где люди, которые пишут, могут самостоятельно опубликовать свои произведения. На одном сервисе «Литрес: Самиздат» зарегистрированы 90 тыс. авторов! И, конечно, из этого массива авторов появляются новые имена.
Что же за имена и жанры выходят из обширного пласта самиздата в «большую литературу»? На сегодняшний день особенно активно пополняются жанры фантастики и фэнтези, а также литературы направления Young Adult. Последнее направление ориентировано на подростков и молодёжь студенческого возраста.
— Это литература для тех, кто заканчивает школу и поступает в университет — именно эта аудитория стала покупать книги в бумаге, — пояснила Екатерина Кожанова.
По словам нашей собеседницы, сейчас романы таких отечественных молодёжных авторов издаются тиражами по 100 тыс. экземпляров, что по современным меркам очень весомо.
Другим направлением, крайне популярным у молодёжи, являются комиксы. Эта ниша, по словам эксперта, выросла с 2019 года в несколько раз. Лидирует здесь, правда, японская манга, но и российских оригинальных авторов стало очень много — к примеру, уникальные комиксы Фёдора Нечитайло издаются тиражами по 200 тыс. экземпляров и очень востребованы у молодой аудитории.
А вот комиксы «Марвел», как ни странно, занимают не такую большую нишу в портфеле издателей. Поэтому из-за приостановки выдачи лицензий российским партнёрам на комиксы этой вселенной российские издательства особенно не пострадали.
— Это, конечно, всё равно достаточно чувствительная потеря для нас, потому что мы хотим, чтобы у читателей был доступ ко всему, — отметила Екатерина Кожанова. — Но, на самом деле, в объёме продаж «Марвел» не занимает какую-то критически большую долю. Если посмотреть на все рейтинги продаж, там нет «Марвел». Безусловно, для нас это потеря, и мы всё равно ведём переговоры, стараемся, чтобы они оставались, но, тем не менее, есть уже напечатанные тиражи, и такого, что не будет вообще комиксов «Марвел», не случится.
Развиваются и другие альтернативные форматы — например, аудиокниги. По словам эксперта, сейчас наблюдается их рост на 40-50% в год:
— Все издатели наращивают портфели, записывают как новинки, так и весь бэк-лист аудиоформата. Есть платформа «Литрес: Чтец», где любители начитывают книги, и эти книги тоже оказываются востребованы. Целый пласт аудитории переориентировался на то, чтобы воспринимать книги на слух, потому что это позволяет экономить время.
В целом же Екатерина Кожанова подчеркнула: весь рынок нацелен на то, чтобы замещать зарубежных авторов отечественными в разных форматах. Над этим будет работать и Российский книжный союз:
— Мы как издатели запускаем Национальную премию молодых авторов, чтобы их поддержать, всячески развиваем писательские академии.
В целом же книжный рынок, несмотря на финансовые трудности и другие проблемы, практически восстановился после пандемии, отмечают эксперты.
— Пандемия сильно ударила по книжной индустрии, объём рынка сократился на 13%, — рассказала PR-директор «Эксмо-АСТ». — В 2021 году мы увидели рост примерно на 13%, и сейчас книжный рынок составляет порядка 95 млрд рублей. Пока по количеству наименований в этом году мы идём в рамках сезонности. У нас высокий сезон начинается к учебному году, а к лету рынок просаживается, и вот пока мы в этих цифрах без каких-либо серьёзных отклонений.
Олег Новиков также подчеркнул, что книгоиздание вышло на допандемийный уровень. Президент «Эксмо-АСТ» отметил, что росту интереса к книгам способствовало и открытие книжных магазинов. Что же касается стремительного роста онлайн-магазинов и маркетплейсов — они физическим магазинам не конкуренты, считает Олег Новиков. Ведь книжный магазин сегодня это не только точка продаж, но и место, где можно провести досуг, получить консультации, хорошо провести время и узнать что-то новое.