Общество
17:4625 мая 2022

Чудской лёд: в Кронштадте прошла выставка, посвящённая 780-летию Ледового побоища

Все представленные в зале костюмы и оружие — это реплики. Но, по словам организаторов, благодаря кропотливой работе историков, мастеров и реконструкторов образцы даже в самых мелких деталях выглядят идентично своим историческим прототипам.
Фото: 78.ru

В Кронштадте представили, как выглядели кольчуга витязя, рыцарские латы, шлем ополченца и другое воинское снаряжение середины XIII века. Его реконструировали как можно ближе к оригиналу. Таким образом любители истории отметили 780-ю годовщину Ледового побоища, передаёт корреспондент 78.ru.

Тяжелые латы рыцаря Ливонского ордена, рядом кольчуга русского витязя — выставка, посвящённая 780-й годовщине победы Александра Невского в битве на Чудском озере, начинается с осмотра доспехов воинов той эпохи. Организаторы подготовили более двухсот экспонатов, которые рассказывают о жизни и ратном подвиге легендарного новгородского князя.

— Это является одним из важных исторических сражений, потому что молодой 22-летний князь столкнулся с мощным европейским войском. Смекалка князя помогла одержать победу в битве всего за одно сражение, — говорит исполнительный директор отделения Российского военно-исторического общества в Ленобласти Владимир Казаков.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

От привычного образа русского защитника в кольчуге к чудскому ополченцу. В разных исторических источниках говорится, что от 400 до 600 таких воинов во время Ледового побоища сражались на стороне тевтонцев. Их оснащение, в отличие от рыцарей или дружинников Александра Невского, было куда более скромным: из тяжёлой защиты только шлем, одежда из ткани, кожаные ботинки, вязаные перчатки и прообраз балаклавы.

Этот капюшон, закрывающий лицо и плечи, историки нашли под Новгородом. Его, как и остальное снаряжение чудского ополченца, они восстанавливают впервые. Такую лёгкую, по сравнению с остальными участниками битвы, защиту ополченцы носили из-за того, что война не была их основным родом деятельности.

— Он пашет и сеет, а война — это не вполне его занятие, он снаряжается очень просто. Бегает, в основном, в одежде, голову старается закрыть, на шлем накопит, может быть. Для средневекового, и русского в том числе, средневекового города война — это неизбежная реальность, — замечает научный сотрудник отделения Российского военно-исторического общества в Петербурге Михаил Савинов.

Рядом крупная диорама, вернее, пока только её часть. 15 метров в длину, 4 в ширину — это полотно художник Евгений Емельянов писал десять лет. Для того чтобы мы могли увидеть столкновение дружины новгородского князя и рыцарей Ливонского ордена, делится автор, сначала нужно разработать макет и изобразить каждого воина в отдельности, а затем, соблюдая масштаб, вплести их в общую картину.

Евгений Емельянов/ Фото: 78.ru
Евгений Емельянов/ Фото: 78.ru
— Диорамное искусство помогает нам изобразить сразу несколько эпизодов события. Есть какая-то последовательность. Показано как раз начало битвы, как сходятся эти две силы, как немецкий клин разрезает русскую армию, а наши разбивают их фланговым ударом на две части и начинают бить по бокам, — объясняет главный художник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, член союза художников Петербурга Евгений Емельянов.

Пока все эти экспонаты будут храниться в павильонах парка «Патриот» в Кронштадте. Но после того как на берегу Чудского озера откроют музей, посвящённый Александру Невскому, мечи и доспехи, диораму и картины перевезут в Псковскую область.

Видео: 78.ru

ИсторияВыставкиМузеиВидео
Новости партнеров