Прямой эфир

Пойми, прости и пропусти: правила безопасного вождения, которым редко учат в автошколах

Олеся Курдюкова
29 апреля 2022, 15:45
Психофизиологию преподают лишь примерно в 20% автошкол Петербурга. Именно они готовят учеников к проблемным ситуациям на дорогах, а остальные — к экзаменам в ГИБДД. Рассказываем, почему водителю важно узнавать холериков и считать шаги до дерева.
Фото: Ilya Galakhov/globallookpress.com

Человек и процесс мышления — процессы неразлучные. Через свои пять органов чувств — глаза, уши, язык и нос — мы узнаём что-то об окружающем мире и постоянно анализируем. Сидя за рулём, мы делаем то же самое, но с гораздо большей скоростью: средняя скорость ходьбы — 4-8 км/ч, автомобиля — в десятки раз выше. Поэтому сознанию важно двигаться не просто с такой же скоростью, как машина, а даже быстрее. Нужно успевать улавливать одновременно ряд факторов: что происходит слева, справа, вверху и внизу, оценивать это — и делать тут же выводы, вместе с тем несколькими приёмами меняя, возможно, направление и скорость своего движения. Совокупность всего этого называют психофизиологическими качествами, важнейшими для водителя, поскольку знание ПДД и умение крутить рулём — это лишь часть общего спектра навыков, необходимых для безопасной езды. И как удалось выяснить, в большей части петербургских автошкол — восьми из десяти — эту часть проходят исключительно в рамках экзаменационных вопросов. Звучат они так: «Что такое память», «Что не относится к познавательным функциям», «Что такое объём внимания». И только 20% курсов — максимум — дают психофизиологию как отдельный предмет. И не только рассказывают, что это, но и развивают.

Почему это важно?

Люди приходят, учатся, становятся водителями. Но главная их задача — обеспечить безопасность. И это не только знание ПДД, которое они получают в первую очередь у инструкторов и преподавателей, но и сформированность психофизиологических навыков и профессионально важных качеств.

— Этим мы и занимается на нашем небольшом курсе — развитием навыков психофизиологических, таких как внимание, скорость реакции, двигательная реакция, моторная реакция, рассматриваем функции памяти, мышления. Для чего? Для того, чтобы будущий водитель знал свои возможности, знал свои способности. Потому что, находясь на дороге и получая информацию с дороги, считывая её, а она меняется очень быстро, практически каждую секунду, каждый водитель должен предпринимать какие-либо решения в случае возникновения какой-то нестандартной ситуации. Загорелся ли светофор или выскочил пешеход на дорогу, от этого зависит безопасность. То есть он должен отреагировать. Вот скорость реакции как раз и зависит от развития вот этих вот психофизиологических процессов, — пояснила преподаватель психофизиологии Анжела Кокорина.
Фото: Axel Heimken/globallookpress.com
Фото: Axel Heimken/globallookpress.com

Важная для водителя способность к периферическому зрению и динамический глазомер проверяются преподавателем на месте, в классе. Оценивается внимание: его сохранение, распределение и переключение. Плюс мышление, оперативная память человека, функции памяти и так далее.

— Человек уходит с первой части занятия — курс состоит из двух частей — уже с некоторым пониманием того, что у него есть. Какая у него память, в норме она — не в норме, что нужно делать, чтоб развивать, какое у него внимание, быстро он переключается — медленно переключается, улавливает он основные вещи — не улавливает. Что нужно делать, чтобы научиться, сформировать навык быстрого переключения внимания, например, — продолжила эксперт.

Правило «трёх П»

После познания себя будущий водитель начинает познавать других — в рамках части «эффективность общения». Она — о том, как выстраивать коммуникацию на дороге.

— Мы общаемся в повседневной жизни, соответственно, и на дороге происходит взаимодействие и взаимное общение между участниками дорожного движения — и с пешеходами, и с водителями. У всех свой темперамент, все как в жизни, так и за рулём, проявляют этот свой темперамент по-разному, — поясняет Анжела Кокорина.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Есть такой темперамент, как холерик, например. Это очень взрывные люди, что видно по поведению во многих ситуациях, в том числе и на дорогах. Поэтому важно разбираться в таких вещах — и тоже правильно оценивать, вкупе с дорожными знаками, светофорами, сигналами пешеходных светофоров и прочих атрибутов езды.

— Увидев такого человека, что лучше сделать? Если наша основная задача — безопасность, лучше применить правило «трёх П»: понять, простить, пропустить. Видя такого водителя, не нужно ничего доказывать. Может быть, он и неправ, но чтобы не создавать какую-то ситуацию на дороге, опасную для других участников тем более, лучше — включить «три П», — советует эксперт.

Думай не только за себя

Что делает с такими знаниями человек? Он их получил, узнал себя, знания имеются, как развивать — знает. Дальше он уходит и развивает. И — по практике специалистов — многие действительно занимаются самостоятельно.

— Запрашивала обратную связь — да, занимались упражнениями. К примеру, на динамический глазомер, когда надо расстояние до дерева определить или до машины движущейся навстречу. Идёте, впереди дерево видите, представьте, сколько до этого дерева шагов. Можно, конечно, намеренно уложиться, сказав, что 12 шагов, и сделать действительно 12 метровых шагов. Но мы говорим об обычных шагах, которыми мы гуляем. Этот навык очень необходим при обгоне, к примеру, когда нужно измерить расстояние взглядом, — рассказала преподаватель психофизиологии.
Фото: Sebastian Gollnow/globallookpress.com
Фото: Sebastian Gollnow/globallookpress.com

По словам Анжелы Кокориной, молодёжь в этом плане активнее, кто постарше — им сложнее: навык, так или иначе, формируется медленнее, такова скорость образования нейронных связей, которая достигает апогея годам к 30-ти. Но нельзя опускать руки.

— Когда человек отдаётся полностью, на 100% заинтересован в том, что он делает, это касается любой профессии и вообще всего, — у него всё получается, — отмечает эксперт.

Важно знать: опыт измеряется не годами обладания водительским удостоверением, а собственным «пробегом» — нужно проехать порядка 100 тыс. км, прежде чем действительно почувствовать себя комфортно, и то далеко не асом. Но даже зная себя и осознавая свои умения, следует помнить, что думать нужно за себя и за тех, кто вокруг тебя на дороге.