Прямой эфир

Битва за справедливость с Sony и Apple: сотни коллективных исков от петербуржцев тщетны?

Маргарита Звягинцева
29 апреля 2022, 14:21
Зарубежные компании, стремительно покинувшие российский рынок, бросили своих клиентов на произвол судьбы, отрезав им доступ к сервисам и техподдержке. Закон о защите прав потребителей на стороне россиян, но как получить компенсацию? Говорят юристы.
Фото: unsplash.com

Волшебство эпохи санкций: ваша техника превращается…

Глобальный и стремительный исход крупных зарубежных компаний с российского рынка оказался для отечественных потребителей настоящим ножом в спину. Весной 2022 года прямо на наших глазах творилась своего рода тёмная магия: дорогая техника как по волшебству теряла часть своих свойств, а то и вовсе превращалась в «кирпич».

Запчасти для иномарок и расходные материалы для импортной техники вдруг стали недоступны обычным людям и предприятиям, не нарушавшим никаких законов и правил. Зарубежные онлайн-сервисы закрыли для россиян свои подписки на будущее, а в некоторых случаях даже оплаченные абонементы и аккаунты оказались недоступны.

Пострадали от таких действий зарубежных компаний как рядовые потребители, так и фирмы, использующие в своей работе зарубежную технику, мебель и т. п. Справедливо полагая себя обиженными и обманутыми, многие россияне решили обратиться в суд, дабы потребовать возмещения материального ущерба и морального вреда. На данный момент количество таких исков растёт едва ли не в геометрической прогрессии.

Так, ещё в начале марта организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» подала иск к компании Apple (если быть точнее, к российскому представительству компании — ООО «Эппл Рус»), требуя признать приостановку продажи и обслуживания «яблочной» техники в России противоправными действиями, нарушающими права и интересы российских потребителей. Истцы потребовали наложить арест на счета и имущество компании, пока та не восстановит поставки и продажу, а также обслуживание своей техники в России.

Фото: Stanislav Kogiku/globallookpress.com
Фото: Stanislav Kogiku/globallookpress.com

Почти через два месяца, в конце апреля к Apple были предъявлены новые официальные претензии. 26 апреля в Пресненский суд Москвы был подан коллективный иск к ООО «Эппл Рус» от пользователей iPhone и прочей «яблочной техники». На этот раз суть претензии состояла в невозможности пользоваться сервисом бесконтактных платежей Apple Pay. Доступ к нему компания начала ограничивать уже в марте.

Суть претензии проста: люди покупали технику с расчётом на определённый спектр функций, который производитель искусственно ограничил уже после покупки. «Аппетиты» истцов не слишком велики: они требуют компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. рублей и уменьшения стоимости купленного товара соразмерно «урезанию» его свойств. Определить и назначить его размер должен суд.

Юристы отмечают: по законам РФ компании не могут прекращать свою коммерческую деятельность, не выполнив в полной мере свои гарантийные обязательства перед потребителями. Но сейчас мы наблюдаем именно это, и в довольно большом масштабе.

Очень дорогой «кирпич» от Sony

Но если пользоваться смартфонами Apple пока можно и без «обрезанных» функций, то есть и другие случаи, довольно вопиющие. Так, счастливые обладатели довольно дорогой и весьма желанной всеми подростками приставки Sony Playstation оказались совсем уж у разбитого корыта. Компания Sony просто «отрубила» пользователям из России доступ к интернет-магазину игр и возможности играть онлайн. А приставка без игр — всё равно что книга без текста.



Подробнее о проблеме рассказал телеканалу «78» петербуржец Сергей Панфиленко, управляющий партнёр компании «ССП-Консалт», чьи дети являются счастливыми обладателями той самой «пятой плойки»:

— Я прочитал в новостях, что компания Sony приостанавливает работу на территории РФ. Мне стало интересно, как они это реализовали, я включил (приставку), посмотрел и увидел, что, действительно, просто не могу зайти в магазин PlayStation Store и, как следствие, не могу осуществить там какие-то покупки и манипуляции.
Теперь мы как пользователи этой приставки стали заложниками этой ситуации и имеем дома так называемый «кирпич». Он оплачен, но возможности что-то приобрести и играть, используя это оборудование, у нас нет. Сохранилась возможность играть и использовать то, что было ранее приобретено, без онлайн-режимов, но приобрести что-то новое вы не можете.
Более того, люди, у которых были оплачены онлайн-подписки Playstation+ на год, потеряли к ним доступ без какой-либо компенсации. Карточки, которые покупались для того, чтобы оплачивать те или иные покупки, на сегодняшний день невозможно активировать. В связи с чем я инициировал и на прошлой неделе подал иск к компании Sony с требованием восстановить доступ и возместить ущерб, который был причинён их действиями.

Коллективная защита потребителей

Об иске, поданном Сергеем Панфиленко, написали петербургские СМИ. После этого, рассказал «78» петербуржец, ему стали в большом количестве поступать звонки от других обладателей Sony Playstation с просьбами помочь «осуществить защиту их прав».

— Тогда мы решили, что самым оптимальным способом этой защиты будет формирование и подача коллективного иска, чем мы сейчас и занимаемся, с целью в рамках одного судебного заседания защитить максимальное количество прав лиц, участвующих в этом процессе, — рассказал Панфиленко. — И в принципе создать прецедент, на основании которого любой пользователь в аналогичной ситуации сможет получить защиту.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Ущерб, нанесённый каждому пользователю, петербуржец и его компания оценили в 10 млн рублей. Но даже если суд будет выигран, вовсе не факт, что истцы получат эти деньги.

— Даже если мы в обозримом будущем выиграем, защитим свои права и с компании Sony взыщут этот ущерб, у нас появится проблема заставить компанию исполнить это судебное решение, реально возместить этот ущерб, — пояснил Сергей Панфиленко. — В связи с чем мы попросили в нашем заявлении установить судебным решением так называемый астрент в размере 500 тыс. рублей. Это судебный штраф за каждый день неисполнения судебного решения.
Учитывая, что круг тех пользователей, которые присоединятся к этому иску и обратятся за аналогичной защитой, будет достаточно велик, то сумма, которую компания Sony должна будет погасить в случае, если мы выиграем, будет значительная. И мы надеемся, что таким образом сможем как минимум достучаться до них и привлечь реальных их представителей в процесс, чтобы в рамках диалога найти истину.

На данный момент к иску петербуржца присоединились уже около 100 пострадавших. Отметим, что Сергей Панфиленко не был первым жителем Петербурга, решившим судиться с японской компанией из-за приставки. В апреле иск к Sony Interactive Entertainment Network Europe Limited подал в Василеостровский районный суд петербуржец Игорь Ромашов — любитель игры Fifa. Ромашов приобрёл в игре виртуальную валюту Fifa points более чем на 783 тыс. рублей. С её помощью он развивал свою команду — но после заявления компании об уходе с российского рынка доступ к киберспорту оказался для Ромашова отрезан.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Оставшись у действительно очень крупного разбитого корыта, петербуржец потребовал суд взыскать с компании свои убытки, а также компенсацию морального вреда в размере 10 млн рублей.

Подножка от IKEA и иск на квадриллион

Уход с российского рынка и приостановка работы некоторых зарубежных компаний губительно сказались и на частном бизнесе. В марте петербуржец Константин Куккоев подал иск в суд на компанию IKEA, потребовав квадриллион рублей возмещения морального вреда. 78.ru Константин рассказал, что является владельцем студии дизайна и ремонта, и уход IKEA из России крайне негативно сказался на его работе:

— У меня сейчас несколько объектов, проекты которых сделаны под мебель IKEA. Один проект у меня был в феврале уже на стадии меблировки. Часть мебели уже была закуплена, часть ещё нужно было закупить. Я всё, что смог, заказал, но это оказалось меньше половины. Кухню я заказал за неделю до этого, не все позиции были, не было фасадов, ящиков, ещё чего-то. В итоге 4 марта я остался с кухней, которая была наполовину собрана, наполовину разобрана, потому что «внутренностей» нет никаких, они должны были приехать 10 или 15 марта. И на этом всё.
В моей студии много клиентов, которые оказались в такой же ситуации. Дизайны проектов сделаны именно под мебель IKEA — многих проектов. Непонятно, что делать, потому что все стены сделаны по стандартам IKEA, все ниши, все переходы, и, если заменять, — непонятно, на что.
Фото: Stanislav Kogiku/globallookpress.com
Фото: Stanislav Kogiku/globallookpress.com

Как рассказал Константин Куккоев, безумную сумму иска его компания решила запросить, чтобы вызвать общественный резонанс. Позже бизнесмен отозвал этот иск, отметив, что подал его «на эмоциях».

От кого ждать компенсации?

Возможность подавать коллективные иски к компаниям простые граждане, то есть физические лица, получили в России лишь в 2019 году. Ранее её имели только предприниматели. Но в сегодняшних реалиях, даже если российские суды вынесут решения в пользу истцов, смогут ли они получить запрошенную компенсацию? К примеру, если компания ликвидировала российское юридическое лицо, привлечь к ответственности головную компанию за пределами РФ будет непросто. Она может просто игнорировать претензии российских судов и потребителей.

За комментариями и разъяснениями мы обратились к юристам. Николай Тямшанский, юрист и руководитель общественной организации потребителей «Справедливость», отметил, что не стоит бояться идти за помощью в суд:

— Конечно, нужно обращаться в суды, чтобы восстановить свои права в какой-то форме. Потребительские споры довольно благосклонно разрешаются судами в пользу потребителей, довольно часто, тем более, что сейчас такая ситуация, когда суды могут, условно говоря, «подсуживать» в пользу потребителей, потому что многие компании ушли с рынка довольно некрасиво, и вполне возможно обычному потребителю получить в суде довольно хорошее возмещение морального вреда.
Фото: Danita Delimont Stock Photograph/globallookpress.com
Фото: Danita Delimont Stock Photograph/globallookpress.com

Но в данный момент, отметил эксперт, пока не сложилась практика вынесения подобных решений в российских судах — всё это совершенно беспрецедентная история, как для потребителей, так и для самих компаний. У кого же требовать возмещения ущерба?

— В большинстве случаев, чтобы реализовывать товары и услуги на территории РФ, необходимо какое-то представительство, филиал, — отметил Николай Тямшанский. — В этот филиал юридического лица можно подавать исковое заявление по местонахождению потребителя, и, соответственно, все требования, адресованные к этому нашему российскому юридическому лицу, которое может принадлежать иностранному юрлицу.
В том случае, если иностранная компания ушла с рынка вместе с юрлицом, возникают определённые сложности с реализацией решения, я согласен. Как это будет преодолеваться, мне непонятно. Если компания уходит вместе с юридическим лицом, каким-то образом пытается его ликвидировать, вывести оттуда средства, то это, конечно, проблема. Потенциально у нас есть Европейский суд по правам человека, всякие другие инстанции, но как они там будут реагировать на наши проблемы, я затрудняюсь сказать.

А все ли так виноваты?

А вот юрист Алексей Койтов предлагает посмотреть на сложившуюся ситуацию с другой стороны. Эксперт отмечает, что далеко не всегда виновата компания, лишившая вас своего товара:

— Теоретически в законе всё достаточно чётко прописано: есть соответствующие возможности на возврат денег, если услуги были некачественно оказаны или не оказаны, возмещение морального вреда, неустойки, штрафы и так далее. Требования подаются сначала ответственному субъекту, если он не реагирует — то в суд. Это в теории.
На практике я бы намного шире на это посмотрел, потому что ситуация уникальна не только для российского потребителя, но, смею предположить, что и для всех этих иностранных компаний, которые раньше оказывали услуги и поставляли товары в Россию, а сейчас столкнулись с препятствиями. Я бы не стал глубоко погружаться в то, какие должны применяться к ним санкции. Тут я бы другой вопрос поставил: а должны ли применяться санкции? Потому что, если должны, то они все у нас в законе прописаны.
Но наверняка будут ситуации, где санкции будет применять не надо. Например, сейчас есть кейс с интернет-магазином Asos — это очень крупный магазин, его годовой оборот — около 4 млрд фунтов стерлингов. Так вот, они перестали, как они заявили, обрабатывать заказы из России, перестали их поставлять. Почему перестали? Потому что объективно были прерваны логистические цепочки, цепочки поставок. Они оборвались ввиду санкций, которые наложили в Европе. То есть у них возникли объективные причины, которые препятствовали им доставить товар вовремя. Я даже не сомневаюсь, что они искали альтернативные пути доставить товар, видимо, не нашли или они оказались слишком дорогими.
Теперь возник вопрос с возвратом денег. И тут нам пока не понятно до конца. Возможно, они, действительно, рады бы вернуть деньги, но не могут, потому что платёжные системы не работают, банковские переводы в Россию запрещены, то есть у них отсутствует физическая возможность отправить деньги в Россию — например, я рассуждаю. Если это так, то тоже получается — а в чём их вина? Конечно, приоритет в потребительском праве на стороне потребителя, его интересы превалируют, плюс есть такое понятие как риск предпринимательской деятельности, и в такой ситуации риски должны нести предприниматели. С другой стороны, эта ситуация может трактоваться как форс-мажор. Поэтому все эти ситуации должны разбираться индивидуально.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Правда, к ситуации с компанией Sony, резко ограничившей доступ россиян к PlayStation Store и подписке PS Plus, при этом не желающей возвращать нашим пользователям деньги за подписку, эта оправдательная история вряд ли относится. Здесь, как считают другие эксперты, налицо дискриминация потребителей по территориальному признаку. Но, без сомнения, как зарубежные компании, так и российские потребители оказались сегодня в совершенно уникальной ситуации, правоприменительная практика по которой будет создаваться впервые.