Посетители Этнографического музея скоро увидят уникальный экспонат — резное панно из Новой Зеландии. Обнаружили его благодаря фотографиям, которые делали сотрудники хранилища в годы блокады Ленинграда. Как оно оказалось в коллекции императорской семьи, выяснил корреспондент 78.ru.
Удивительное открытие сделали исследователи Российского Этнографического музея. Почти без подсказок им удалось отследить историю уникального экспоната. История вышла почти детективная.
— Иногда мы сталкиваемся с каким-нибудь предметом и, в первую очередь, задаёмся вопросом: «Кто ты? Откуда ты? При каких обстоятельствах к нам попал? , — отметила заведующая отделом научной документации Российского этнографического Людмила Черенкова.
Крупное и явно очень старинное панно. Странный, ни на что не похожий стиль. При этом про предмет не было известно вообще ничего: ни откуда он, ни когда поступил.
— Мы понимали, что это явно не Китай, явно не Япония, — пояснила хранитель фонда жёсткого резерва отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея Елена Андреева.
Хоть и не сразу, но удалось установить: что в Петербург панно прибыло из Новой Зеландии. Когда-то эти острова были населены воинственным народом маори, о которых веками говорили, как о безжалостных людоедах. И узоры на панно это вроде бы подтверждают. Но как же эта удивительная вещь могла оказаться у нас, на берегах Невы? Тут помог случай.
Совершенно случайно в фонде истории музея обнаружили фотографию. К 75-летию снятия блокады Ленинграда, в Этнографическом музее готовили выставку. И на фото военных лет удалось разглядеть именно это панно. Рядом со зданием во время войны взорвалась фашистская авиабомба. Экспонаты отнесли в подвал и сфотографировали. И ухватившись за фото, как за ниточку, молодые петербургские учёные и смогли размотать весь клубок.
Отследить историю удалось почти на двести лет назад. Накануне восстания декабристов эта заморская диковина была подарена молодому императору Николаю I его мамой.
— Незадолго до событий 1825 года, связанных с воцарением Николая I, императрица Мария Фёдоровна сделала ему очень интересный подарок: она преподнесла коллекцию тихоокеанских предметов, — добавила заведующая отделом научной документации Российского этнографического Людмила Черенкова.
А вот где именно императрица эти вещи взяла, похоже и останется тайной. Возможно, их привез ей в подарок знаменитый мореплаватель Беллинсгаузен. Одно время в музее ходили слухи, что возможно, резное панно привёз сам позже съеденный капитан Кук. Но это, скорее всего лишь, музейный миф.
— Никаких свидетельств, что коллекция связана с Куком, найти невозможно, — добавила Черенкова.
Император Николай I подарку матери обрадовался. Почти столетие после этого заморские диковины хранились в Царскосельском Арсенале, — личной сокровищнице династии Романовых. И лишь в 1907-м году уже Николай II распорядился передать вещи в Этнографический музей.
Мастер, который когда-то вырезал все эти узоры, скорее всего был людоедом. С противоположной стороны глобуса панно привёз кто-то из легендарных мореплавателей. Сотрудники Этнографического музея надеются, что в обозримом будущем панно будет представлено у них на выставке. Тогда увидеть его собственными глазами смогут все желающие.
Ранее 78.ru писал, что в центре «Эрмитаж-Выборг» появился экспонат, пролежавший 200 лет на дне Финского залива.