После начала спецоперации на Украине наметился отток IT-специалистов из России. Дело вовсе не в нехватке патриотических чувств, как кому-то хотелось бы верить. Скажем, многие программисты работали на иностранные компании и переехали вместе с офисами. Кому-то было важно сохранить свободу передвижений, кто-то запаниковал на фоне мартовских колебаний курса. Так или иначе, проект ООО «Мегалайн», которое намерено построить на территории бывшей промышленной площадки «Горская» IT-деревню, выглядит весьма амбициозно и как будто несвоевременно. Предполагается, что там будут трудоустроены 17 тыс. человек, и в конце концов они начнут отчислять в бюджет 14 млрд рублей. Авторы проекта намерены создать «научно-технологический центр мирового уровня». Сложно заранее предсказать, чем всё это закончится, но место выбрано правильно, Петербург уже был свидетелем целого ряда громких историй IT-успеха с мировым размахом.
Пожалуй, самый знаменитый случай — это братья Павел и Николай Дуровы. Они родились в интеллигентной ленинградской семье университетских преподавателей, с детства хорошо учились и побеждали на олимпиадах. Ещё во время учебы Павел Дуров делал сайты, которые были призваны собрать студентов вместе и предоставить им удобный инструмент для общения. Узнав о появлении Facebook, петербургский программист и предприниматель усовершенствовал концепцию.
Компания «ВКонтакте» появилась усилиями братьев Дуровых в 2006-м вскоре после того, как Павел окончил вуз, а уже в 2008 там было 20 млн пользователей. Постепенно социальная сеть стала самой популярной в России.
В 2014 году стало известно о том, что Павел Дуров продал свои акции и покинул страну. На этот раз он решил создать проект с международным размахом, который не будет клонировать ни одну из существующих концепций. Идейном ядром концепта Telegram стала защита данных пользователей. Ещё в России предприниматель научился грамотно работать с медиа, привлекая к себе внимание то эпатажными выходками, то резонансными высказываниями, а в последние годы ещё больше развил этот навык. Основным объектом критики Дурова являются IT-гиганты вроде Google, Apple и, конечно, ныне запрещённый в России Facebook. Этим он немного напоминает главного героя сериала «Кремниевая долина». Недавние политические конфликты в Америке привели к тому, что аудитория новой соцсети заметно выросла за счёт местных диссидентов-трампистов, которых банили на других площадках. А после того, как Facebook и Instagram были забанены за русофобскую информационную политику, Telegram ещё раз существенно пополнил свои ряды.
Событиями в родной стране Дуров тоже продолжает интересоваться. Например, критиковал планы по запрету криптовалют. По мнению предпринимателя, это «затормозит развитие блокчейн-технологий» и приведёт к оттоку IT-специалистов. Несколько лет назад Дуров, подобно героям того же сериала, пытался запустить свою криптовалюту, но в последний момент регулятор из США зажёг красный цвет. Теперь проект ведет команда независимых разработчиков, а Дуров недавно заявил, что TON «всё ещё на годы опережает по скорости и масштабируемости всё остальное в мире блокчейна», а у команды есть все шансы создать «что-то великое».
Недавно Дуров попросил не называть его «россиянином», так как он обзавёлся гражданством Франции. Звучит не слишком красиво, если не обращать внимание на истории, связанные с фактическим грабежом активов российских миллиардеров на Западе. Слово «россиянин» в текстах западных СМИ фактически звучит как команда «Фас». С учётом того, что предприниматель воздерживается от неосторожных заявлений по поводу известных событий, мы всё равно продолжим считать его своим резидентом.
Состояние Дурова на начало 2022 года оценивается в 17 млрд долларов, но это не единственная громкая «кремниевая» история успеха родом из Петербурга. В 2000-м году трое программистов с берегов Невы Сергей Дмитриев, Евгений Беляев и Валентин Кипятков создали компанию JetBrains. Она специализируется на разработке различных инструментов для самих программистов на языках Java, C#, F#, C++, Python, PHP и JavaScript. Беляев впоследствии из бизнеса вышел, а Дмитриев и Кипятков на фоне фантастических успехов своей компании в прошлом году пополнили список долларовых миллиардеров Forbes.
В том числе благодаря им Россия может похвастаться тем, что экспортирует не только нефть и газ, но и цифровые продукты. Компания разработала свой язык программирования Kotlin.
Перспективы проекта JetBrains резко выросли после того, как в 2019 году Google объявил новый язык приоритетным для разработки под Android. Эта операционная система используется на львиной доле мобильных устройств по всему миру.
В компании отмечают, что изначально Kotlin был внутренним стартапом, которым в порядке эксперимента с 2010-го года занималась команда из 10 человек под руководством петербургского программиста Андрея Бреслава. Недавно он покинул компанию, чтобы запустить собственный проект. На данный момент по всему миру Kotlin используют более 5 млн разработчиков, более 200 университетов включили изучение языка в свои программы. Google оценивает долю программистов, использующий Kotlin в разработке сервисов и программ под Android, в 60%.
Отметим, что после начала спецоперации JetBrains закрыла свои российские офисы и отказалась обслуживать клиентов из России. То, что заинтересованные лица успели интерпретировать, как демарш, на самом деле тоже всего лишь вынужденная мера. Головной офис JetBrains давно расположен в Чехии. В компании разослали российским пользователям письма с извинениями и подчеркнули, что продажи в России «невозможны с точки зрения операционной деятельности» и не по вине компании. Да и грешно было бы рубить сук, на котором сидишь, а он на том самом дереве Google, которая сделала ставку на Kotlin.
Несмотря на популярную теорию об отставании компьютерных наук в позднем СССР, российские разработчики стали создавать коммерческие продукты мирового значения с самого начала 90-х. К примеру, в 1993 году петербуржец Игорь Данилов представил первый в истории антивирус, распознающий и уничтожающий полиморфные вирусы.
Впрочем, славная сага о Dr. Web начинается несколькими годами раньше, когда ведущий инженер ЦНПО «Ленинец» озаботился защитой информации на компьютерах своей организации. Тогда Данилов занимался разработкой бортовых процессоров военных самолётов, а его коллеги периодически приносили дискеты с драйверами и играми и заносили вирусы. Поначалу для борьбы с ними использовали Aidstest, но вскоре выяснилось, что эта программа помогает далеко не всегда. Тогда Данилов, как он рассказывал журналу «Хакер», достал книгу «Компьютерная вирусология» и начал лично разбираться в проблеме.
Что из это вышло, все знают. Большинство россиян хотя бы раз в жизни пользовались продукцией Dr. Web, а одно время компания занимала заметную долю на мировом рынке защитных программ. Сейчас Данилин и его команда продолжают заниматься любимым делом. Недавно, к примеру, Dr. Web обнаружил уязвимости в детских часах. Сам программист призывает людей стараться всегда находить в своей жизни место творчеству.
Сейчас в компании отмечают рост киберугроз, но в то же время обещают защитить россиян после ухода иностранных конкурентов. И отмечают, что иностранцы сами выстрелили себе в ногу и подорвали доверие у отечественного потребителя, вернуть его назад будет непросто.
Новое поколение петербургских программистов также не перестаёт удивлять. Ивану Бакаидову всего 23 года, а он прославился ещё в 2017 году, будучи школьником, когда представил свои разработки на саммите ООН в Стамбуле. Диагноз «детский церебральный паралич» не сломил талантливого школьника, но повлиял на его профессиональные интересы.
К настоящему времени Бакаидов создал три программы, с помощью которых люди с различными физическими недостатками могут общаться с миром — DisType, DisQwerty и DisTalk. Первую из них программист представил ещё в школьные годы. Она позволяет общаться людям, которые могут нажимать лишь одну кнопку. В 2020-м году Forbes включил Бакаидова в число 30 самых перспективных россиян в возрасте до 30 лет.
А в прошлом году со всемирно известным специалистом произошёл неприятный случай в родном городе. Водитель маршрутки с восточной внешностью в грубой форме потребовал, чтобы молодой человек покинул автобус. К счастью, за Бакаидова заступился другой пассажир, потребовавший от водителя оставить «инвалида» в покое. Когда выяснилось, кто этот инвалид, делом занялась прокуратура, а с программистом лично встретился руководитель компании-перевозчика, извинился и даже предложил сотрудничество. Миссия Бакаидова — помогать другим людям с ограниченными возможностями и менять популярные стереотипы о них. Даже из этой неприятной ситуации он вышел победителем.
Успел предприниматель отреагировать и на последние события. Он создал Telegram-бота, который позволяет удостовериться, что с близкими всё в порядке.