Петербургское деловое сообщество объединяет усилия, чтобы понять, как дальше жить и работать. Совместную встречу провели предприниматели, специалисты по логистике, таможенному праву и международным судебным спорам. Обменялись опытом и выработали конкретные решения: как действовать в условиях неопределённости и экономических санкций, передаёт корреспондент 78.ru.
Спасти прибыльный бизнес и сохранить персонал. У Анатолия Бабаханова уже месяц голова идёт кругом — сразу после удара западных санкций. Компания, которую бизнесмен возглавляет в России, имеет шведские корни, но искать опору в Европе теперь занятие бесполезное.
— Сложности у нас с европейскими поставками, а это 25% всех поставок, которые мы делаем. Сейчас переориентировали фокус на азиатский кластер поставщиков. Вместе с тем испытываем огромное давление со стороны материнской компании, которая имеет строгое намерение по закрытию бизнеса в России, — сетует генеральный директор компании — поставщика металлоизделий.
Гостиничный и логистический бизнес, точное приборостроение и транспортная отрасль, энергетика и строительство жилья — малые, средние и крупные предприятия. Многие петербургские промышленники и предприниматели из сферы услуг и торговли задаются вопросами: что делать в условиях неопределённости, как удержать компанию на плаву, как безболезненно перестроить работу и найти новых деловых партнеров?
Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата уже ответила на сотни подобных вопросов от предпринимателей. 144 из них подали заявки на признание текущей ситуации форс-мажорной. Связана она с нарушением импорта. Но важно разобраться в законности такого поведения зарубежных поставщиков.
— Есть ещё так называемые искусственные санкции — это когда контрагенты, желая выразить гражданскую позицию, отказываются поставлять товар, даже если он не указан в санкционных списках, или перестраховываются, чтобы не попасть под нарушения у себя в стране, — отмечает вице-президент СПб ТПП Екатерина Лебедева.
Юристы говорят, что в таких стеснённых условиях предприниматели должны максимально обезопасить бизнес. В том числе тот, который имеет иностранный капитал и, несмотря на внешнее давление, готов оставаться в России.
— Раз мы знаем, какие санкции сейчас существуют, но не знаем, что будет завтра, мы должны подстроить свои договоры под изменяющиеся условия. В них нам нужно внести санкционную оговорку и предусмотреть возможность изменений, — объясняет руководитель международной юридической компании Наталья Неверовская.
Особенно это актуально в случае, когда компания вынуждена переводить логистическую цепочку в страны ближнего зарубежья. Но на построение новых деловых отношений, конечно, уйдёт время.
— Вас будут очень внимательно изучать банки на предмет наличия в товарных цепочках и наличия контрактов с санкционными компаниями и санкционными лицами. Бизнес этих стран дружелюбный, но они боятся навлечь на себя вторичные санкции, — предостерегает управляющий партнёр международной юридической компании Владимир Команов.
Некоторые предприниматели уже пошли таким путём, но его цена гораздо выше. Тимур Попков раньше возил детали для шиномонтажного оборудования напрямую из Европы, теперь приходится через Китай.
— Мы продолжаем закупать эту продукцию, продолжаем закупать её за другие деньги, со сложной логистикой, в связи с чем себестоимость снизили в три-четыре раза. Продажную цену опустили как можем, а маржинальность — в полтора раза. К сожалению, пока совсем не понимаем, что будет дальше, — говорит учредитель компании по производству оборудования для автосервиса.
Аналитики призвали набраться терпения. Совет, видимо, не лишний и для Анатолия Бабаханова. Управленец планирует выкупить бизнес у некогда надёжного европейского партнёра. Но пройдут ли переговоры в чисто экономическом русле, предприниматель пока не загадывает.
Ранее 78.ru писал о том, что на поддержку бизнеса в Петербурге власти выделили порядка 30 млрд рублей.