25 марта поздравления с профессиональным праздником принимали музыканты и писатели, актёры и библиотекари, музейщики и танцоры, а также многие другие работники культуры. Их труд далеко не всегда виден человеку постороннему — большая часть задач всегда выполняется за театральными кулисами и в музейных хранилищах, передаёт корреспондент 78.ru.
Этим миниатюрным часам больше ста лет, но заводной механизм исправен и в хорошем состоянии. Долгие годы раритет находился в частной коллекции, но недавно был передан музею в дар, и скоро займёт место в экспозиции Александровского дворца. А пока часики ждут своего часа в запасниках — рядом с другими экспонатами из бронзы XVIII—XIX веков, где за ними следят хранители.
— В отношении предметов бронзы это всё довольно несложно. Гораздо проще, чем, например, хранить ткани или книги. Здесь просто сухое обеспыливание тряпочкой или кисточкой, — рассказывает хранитель музейной коллекции «Металл» ГМЗ «Царское Село» Екатерина Стадлер. — Водой пользоваться нельзя, потому что она может провоцировать окислительные реакции и оставлять пятна. Также при работе с бронзой необходимо работать в перчатках — для того, чтобы наши жирные пальцы не оставляли пятен на бронзе.
Екатерина заведует коллекцией металла пять лет. По меркам профессионалов, это музейная юность. Всего здесь трудятся 15 хранителей, за которыми закреплены 19 фондов и 55 тыс. предметов, которые требуют постоянного учёта и правильного ухода. Только без рук — вот одно из основных правил хранителя музейных фондов, то есть дотрагиваться до экспонатов без необходимости не стоит — они любят тишину и спокойствие.
Помимо непосредственно хранения в обязанности работников музея-заповедника входит и пополнение коллекций. Предметы, имеющие историческую ценность, хранители находят в антикварных лавках, на аукционах и на сайтах бесплатных объявлений. Также специалисты готовят экспонаты из вверенных им фондов к выставкам и реставрационным работам.
— Это проблема — найти хорошего хранителя с опытом работы, потому что люди этой профессии не меняют, стараются не менять место работы. Люди привыкают, либо изучают свои фонды. Они становятся специалистами, и переходить на другое место, начинать с нуля, изучать новые материалы — довольно сложно, — говорит главный хранитель ГМЗ «Царское Село» Татьяна Серпинская.
При этом главный хранитель отмечает, что недостатка в специалистах сейчас нет. К тому же на почту музея регулярно приходят письма с резюме соискателей, которые хотели бы связать свою жизнь с искусством и культурой. Для Екатерины Стадлер это уже стало реальностью.
— Я очень рада, что являюсь элементом этой системы, этой культуры. То есть это, наверное, то, чего я и хотела. Может быть, сначала неосознанно. Но потом всё-таки к этому пришла, и очень рада, что я здесь. Очень надеюсь ещё по мере своих возможностей продолжить и помогать, — добавляет Екатерина.
Видео: 78.ru
Ранее 78.ru писал о том, как «Царскому Селу» подарили коллекцию фарфора времён XIX – начала XX века.