Петербургская транспортная реформа явно пошла не по плану. Проблемы с маршрутами и интервалами на этот раз оставим за скобками. Наверное, несмотря на многочисленные госконтракты с IT-компаниями, все потоки и нагрузки действительно сложно просчитать заранее. Главное, чтобы теперь была проведена работа над ошибками. Но что помешало своевременно продумать вопрос с оплатой проезда? Особенно если вспомнить, что изначально реформу планировалось запустить ещё два года назад?
С 1 апреля в рамках первого этапа в новом режиме заработали 97 маршрутов. Кондукторов удалили из салонов, и теперь наличными расплатиться невозможно. Гибкость «Подорожника» оставляет желать лучшего, но хуже то, что для его пополнения нужно обязательно искать либо станцию метро, либо немногочисленные киоски «Организатора перевозок» и некоторые отделения Сбербанка. Проблему должно было частично исправить мобильное приложение с QR-билетами, но в итоге именно оно и обернулось самым мощным провалом. Первое, что возмутило всех петербуржцев — приложение взимает комиссию. Дальше выяснялось всё больше и больше неприятных сопутствующих обстоятельств.
12 апреля Комитет по транспорту выложил в соцсетях обучающее видео о том, как приобрести разовый QR-билет на общественный транспорт. Для этого предлагается воспользоваться мобильным приложением BSTR. На данный момент это единственный вариант. Но, как говорится, есть нюанс. Если билет стоил 60 рублей, то заплатить придётся 63. Разница достаётся владельцу сервиса. Возмущённые петербуржцы завалили чиновников вопросами.
«Вы нормальные вообще? Какие комиссии за проезд? Почему так сложно стало проехать пару остановок на транспорте? А как же дети, если нет у них проездных? А все пенсионеры сидят на картах? Нет. Зачем нужны были такие сложности?» — уточняет, к примеру, Елена Соколова.
«Не усложняйте и не озадачивайте наш комитет, им и так всё с трудом даётся, подождите, они не могут так все быстро», — поёрничал в ответ пользователь по имени Федот Дмитрич.
Остальные комментарии на страничке комитета имеют примерно такое же содержание. Вопросы к такому подходу возникли и у телеканала «78». Директор ГКУ «Организатор перевозок» Вадим Арсеньев утешил — зато уплаченные в виде комиссии 5% пойдут на поддержку IT-сферы.
— Комитет по транспорту поддерживает инициативы компаний в части предоставления горожанам дополнительных удобных способов для приобретения проездных билетов. Важно, чтобы пользователи общественного транспорта могли выбрать наиболее удобный вариант приобретения билетов. В настоящее время прорабатывается возможность расширения этих способов. С учётом давления на экономику нашей страны сегодня важно поддержать развитие информационных технологий и российских компаний, которые работают в данном направлении, — заявил Арсеньев.
Почему варианты «расширения этих способов» нельзя было проработать за два прошедших года, так и осталось загадкой. Также чиновник рассказал, что заинтересованность в реализации проездных билетов выразили компании «Сбертройка», «Картплата» и некоторые крупные торговые сети. Но тогда как так вышло, что BSTR пока оказался в единственном числе? И что помешало чиновникам создать собственный городской мобильный сервис?
Петербуржцы уже обсуждают фантастические цифры предполагаемых доходов владельца приложения. Если исходить из 700 млн поездок в наземном общественном транспорте в год, то на комиссии можно заработать 2,1 млрд рублей. Разумеется, на самом деле речь идёт о куда более скромных результатах. Спустя полторы недели после начала транспортной реформы в Комитете по транспорту отчитались о продаже 432 QR-билетов.
Интереснее другое. Ещё ранее город позволил тому же самому приложению BSTR собирать с горожан деньги за парковку. Статистика Google Play говорит о том, что к настоящему времени программу скачали более 5000 раз, и абсолютное большинство пользователей поставили ей оценку один балл по пятибалльной системе. Всего оценок около полусотни, так что это достаточно репрезентативный результат. При этом в отзывах водители жалуются и на неудобство интерфейса, и на неустойчивую работу, и даже на «мошенничество»:
«Мошенники. Не ведитесь на них, деньги берут за парковку, потом пишут, что услуга отменена, либо что всё норм, а потом вам штраф. Деньги не возвращаются».
«Это фейк. Заплатила через приложение и получила штраф за неоплаченную парковку. Электронный адрес, указанный в приложении, не существует».
«Приложение мошенников. Оплачиваешь здесь парковку, деньги списываются, потом ещё получаешь штраф на 3000 рублей за то, что парковка не была оплачена. В приложении невозможно найти историю оплат. Начал искать чеки в почте, нашел только чек на один час из оплаченных трёх. Контактов в приложении нет. Кто хочет потратить деньги впустую — можете пользоваться».
Впрочем, есть и некоторое количество положительных комментариев. Их хватило, чтобы средняя оценка достигла 2.0 по пятибалльной системе. Вот один из них:
«Обратная связь на высоте. Компенсировали штраф за 3000 рублей, выставленный по вине приложения. Не думал, что получится решить проблему так быстро и результативно».
Неужели в Комитете по транспорту не удосужились почитать отзывы, прежде чем допускать владельцев сервиса к потенциально куда более массовому формату? К слову, в последние полторы недели в Google Play появились и негативные комментарии пассажиров общественного транспорта, которые тоже жалуются на проблемы с авторизацией и оплатой.
Владельцем ООО «BSTR», согласно СПАРК, является предприниматель Артём Кушнарёв. Раньше он был известен, как владелец автосалона премиум-класса. Примерно 10 лет назад предприниматель стал героем резонансного ДТП. Автомобиль Porsche насмерть сбил на пешеходном переходе старушку с собачкой. Водитель скрылся с места происшествия. Позже выяснилось, что Кушнарёв приехал на машине на свадьбу к друзьям. Но потом, по его словам, за руль сел некий Владислав, который захотел купить автомобиль и решил предварительно его протестировать. Разумеется, Владислава так и не нашли.
К слову, о своеобразии чувства юмора предпринимателя говорит то, что одна из его прежних компаний называлась ООО «КГБ», что расшифровывалось как «Комплексная гарантированная безопасность». Однако в последние несколько лет Кушнарёв вдруг переключился на IT-сектор с телекоммуникациями и начал один за другим получать контракты организаций, подведомственных Комитету по транспорту и Комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Причём для этого предприниматель зарегистрировал сразу несколько компаний. Тот же BSTR, в котором, согласно СПАРК, числится всего один сотрудник, недавно получил контракт «Городского центра управления парковками» на оказание услуг по СМС-информированию и предоставлению короткого номера для оплаты парковочной сессии. До конца года фирма получит за свои услуги 6,7 млн рублей. Ещё один контракт в марте был заключён на 6,2 млн рублей на оказание услуг эквайринга. Согласно документации на сайте госзакупок, речь идёт о приёме платежей за парковку и их перечислении Комитету по транспорту. Другой контракт, связанный с функционированием парковок, был заключен на 4 млн рублей в 2021 году.
Ещё одна принадлежащая Кушнарёву на 100% компания «Девелопмент Тим» куда более успешна. Она была зарегистрирована только в 2019 году, что не помешало ей в 2020—2022 годах получить контракты с «Дирекцией организации дорожного движения», «Центром транспортного планирования», ГБУ «Мостотрест» и тем же самым «Городским центром управления парковками» на общую сумму в 129 млн рублей. Ещё 67 млн рублей на контрактах с «Городским центром управления парковки» заработало также принадлежащее Кушнарёву ООО «Курсус». В общем, победители конкурсов имеют разные названия, к этому не придерёшься, но бенефициар всегда почему-то один.
Всё это было бы хорошо, если бы эти успехи объяснялись качественной работой. Однако тот же «Центр транспортного планирования в 2021 году расторг договор с „Девелопмент Тим“ на создание баз данных структуры сети системы общественного транспорта» за 18 млн «в связи с систематическим нарушением условий контракта». Ещё несколько контрактов были досрочно прекращены по соглашению сторон.
В общем, ситуация получается более чем странная. Три года назад на рынке неожиданно появляется новый игрок. Расторжение соглашения «в связи с систематическим нарушением условий контракта» не мешает компаниям Кушнарёва выигрывать всё новые и новые конкурсы. Потом история повторяется с приложением, которое позволяет принимать плату за парковку. Его заваливают жалобами, оно получает рейтинг 2.0. Но это не мешает уже в апреле доверить приложению новую миссию, сделав его единственным и безальтернативным средством оплаты QR-билетов для проезда в общественном транспорте. Комиссия для пассажиров становится здесь вишенкой на торте. Хочется верить, что это всего лишь чья-то глупость, а вовсе не коррупция.