Состав Законодательного Собрания Петербурга серьёзно обновился после осенних выборов. Некоторые новички оказались существенно богаче своих предшественников, да и отдельные старички заметно подтянулись. В связи с неблагоприятной геополитической обстановкой особенно бросается в глаза то, что новобранцы совершенно не стесняются лично владеть недвижимостью в недружественных странах. В прошлом созыве дома, участки и квартиры за границей предпочитали записывать на жён. Так, у супруги единоросса Игоря Высоцкого была записана квартира в Чехии площадью 132 кв. м, у супруги коммуниста Александра Рассудова — апартаменты площадью 117 кв. м в Испании, а у супруга Оксаны Дмитриевой из Партии Роста — стометровый дом в Греции. И лишь единоросс Сергей Купченко гордо записал на себя квартиру в Луганске, который в прошлом году ещё считался Украиной.
Как следует из новой декларации, супруги Высоцкого и Рассудова пока избавляться от иностранной недвижимости не стали. Зато новый вице-спикер Марина Шишкина из «Справедливой России» без всяких экивоков записала участок и два дома в Финляндии, устремившейся в НАТО, и на себя, и на супруга. Точно так же поступил и единоросс Алексей Далматов с квартирой в Испании площадью 113,5 «квадратов» и «скромным» домом в Португалии площадью 566 кв. м. В нынешних условиях, когда Запад напрочь забыл о своих же аксиомах по поводу неприкосновенности частной собственности, всем перечисленным политикам остаётся только посочувствовать. Хочется верить, что переживания за судьбу иностранных владений, тем более таких дорогих, не отразятся на качестве их законотворческой работы.
Именно Далматов наиболее эффективно среди всех 50 парламентариев провёл прошедший год, заработав 32 млн рублей. В документах для избирательной комиссии политик назвал себя индивидуальным предпринимателем. Его связывают со строительным бизнесом. В 2021 году Далматова включили в состав президиума Российской гильдии управляющих и девелоперов. Похоже, теперь предпринимателю придётся затянуть ремень потуже.
Бывший же глава совета директоров строительной компании «Лидер Групп» Александр Рассудов в 2017 году задекларировал 843 млн рублей, но за годы тяжёлой работы в Мариинском дворце доходы коммуниста упали до нынешних 8 млн. И теперь его опережают не только коллеги-предприниматели Алексей Далматов и владелец агентства недвижимости «Колвэй групп» Дмитрий Павлов («Новые люди»), заработавший 22 млн, но и Александр Кущак с его 9,7 млн рублей. Кстати, последний, работавших во всех созывах парламента кроме самого первого, за год увеличил доходы почти в три раза.
Если вынести Рассудова за скобки, то КПРФ с заметным отрывом оказалась самой бедной фракцией городского парламента. Это поможет депутатам-коммунистам лучше прочувствовать классовую рознь. Сразу четверо из них попали в число восьми депутатов с наименьшим доходом. Правда, даже Вячеслав Бороденчик, имеющий наименьших доход, всё-таки в месяц получал больше 100 тыс. рублей — это заметно больше средней зарплаты в городе, не говоря уже о медианной.
Впрочем, некоторым депутатам, которые сами пока зарабатывают не так много, повезло с супругами. Например, прекрасная половина пламенного оппозиционера Бориса Вишневского из «Яблока» Виктория Работнова в 2021 году заработала почти в два с половиной раза больше мужа — 6,7 млн рублей. И в 14 раз больше, чем год назад. Видимо, оппозиционная журналистка с тех пор здорово подорожала на рынке труда. Любопытно, что 9100 рублей умудрился заработать даже несовершеннолетний сын Вишневского. Наверное, помогал отцу на летних каникулах переписывать партийную программу.
Меньше супруги зарабатывает и Максим Яковлев, хотя на этот раз контраст не так велик, как год назад. Депутат принёс в семью 6 млн рублей, а жена — 10,6 млн. Вдвое меньше своих жён заработали также Рассудов и единоросс Олег Милюта. Но все они могут лишь молча позавидовать главе фракции «Единая Россия» Павлу Крупнику. Сам он заработал только 2,1 млн рублей, зато жена — 26,6 млн.
А ещё в петербургском парламенте впору открывать свой байкерский клуб и приглашать на заседание Хирурга для обмена опытом. Конечно, на все 50 семей у депутатов только четыре мотоцикла, зато все четыре — Harley Davidson. Одним из них владеет замглавы фракции «Новые люди» и бывшая судья Уставного суда Ольга Герасина. Наверное, так удобнее добираться на заседания через пробки.
Внедорожник Range Rover — самый популярный автомобиль в новом созыве, он упоминается в декларациях пять раз. Максим Яковлев за год избавился от родстера Porsche Boxster, но без своего Porsche Мариинский дворец всё же не достанется. Более того, теперь их там сразу два. Дмитрий Павлов может взять у супруги Porsche Cayenne, а у Ольги Герасиной — Porsche Carrera S Coupe. На работу можно ездить наперегонки.
Впрочем, если даже случится наводнение и придётся пересесть на воду, то и тут депутаты не упадут в грязь лицом и прибудут на заседание, чтобы законодательно помогать борьбе со стихией. Новый председатель комиссии по градостроительству, земельным и имущественным вопросам Валерий Гарнец («Единая Россия») сможет воспользоваться своей яхтой Honda P-53-76, а Дмитрий Павлов — ещё более удобной парусно-моторной яхтой Nautor Swan. На ней и коллегам местам хватит, можно будет собирать их, как зайцев Дед Мазай.
И даже если зимой все дороги опять занесёт снегом, а потом он превратится в грязь, то и тогда депутатов в тупик не поставишь. Они и к этому подготовились. У председателя комиссии по образованию, культуре и науке Юрия Авдеева на этот случай есть снегоболотоход, а у Алексея Долматова — мотовездеход.