Экономика
14:3212 апреля 2022

«На деньгах не поедешь»: эксперты — о проблемах с ОСАГО в условиях санкций

С первыми же запретительными мерами по отношению к РФ попавшие в ДТП автовладельцы столкнулись с неразрешимыми оперативно проблемами: берите деньги, ремонта не ждите – запчастей нет. Но и на полученную по страховке сумму купить что-то сложно.
Фото: unsplash.com

Не так давно бывшая вокалистка группы «Ленинград» Алиса Вокс разбила свой BMW, столкнувшись с такси. Виновата была не она, да и значения, если машина застрахована по КАСКО, это не имеет. Но случись это двумя неделями ранее, «коня» за считанные дни поставили бы на ноги. Однако это произошло на мартовских праздниках, когда цены на запчасти уже перескочили двукратный рубеж подорожания в связи с экономическими санкциями.

Берите деньгами

Не то чтобы россиянину запчастей теперь не дождаться, но нарушение логистических цепочек со странами, даже теми, которые не вводили никаких ограничений по отношению к России, привело к значительному увеличению сроков ремонта. Из этого следует сопутствующая проблема: раньше, когда запчасти были, колоссальная доля авто ремонтировалась, а сейчас станции не укладываются в сроки, отметил во время пресс-конференции в ТАСС во вторник председатель комитета автострахования Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Александр Баклушин. Поэтому все страховщики перешли из натуральной формы возмещения, то есть ремонтом, на возмещение деньгами. Поскольку нарушение сроков ремонта влечёт существенные штрафные санкции.

— По КАСКО страховщики решают ситуацию по большей части, по ОСАГО — имея риски, что в сроки не уложатся, ремонты почти прекратились. Даже если автовладелец будет очень хотеть. В текущих условиях законодательства это невозможно, — отметил глава комитета.
Фото: ALEXEY BYCHKOV/globallookpress.com
Фото: ALEXEY BYCHKOV/globallookpress.com

Возмещение деньгами — вещь хорошая, только основную проблему это не решает, говорит председатель Всероссийского общества автомобилистов, член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Петербурге Валерий Солдунов.

— В Общественную палату поступали замечания. Хорошо, что есть гибкая система. Но, опять же, на деньгах, которые выплатили, не поедешь, — подчеркнул он.

Зовите ФАС

Все участники пресс-конференции, включая также президента Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Анатолия Кузнецова, согласились в одном: наблюдается спекулирование ценами, во многом — со стороны официальных автодилеров. Они «бессовестно, несмотря на официально утверждённый прайс», говорит Баклушин, предлагают имеющиеся в наличии запчасти по двойным или тройным ценам. В итоге одни автомобилисты берут деньги и не ремонтируют машины, ожидая поставок по три-четыре месяца, другие — берут бывшие в употреблении, или б/у, детали. Правда, в основном это крылья, бампера и прочие кузовные части. И даже обладатели КАСКО нередко соглашаются на ремонт бывшими в употреблении запчастями, так как не хотят ждать. Здесь, считают собравшиеся, без властей не обойтись: надо призывать ФАС.

— Мы предлагаем ФАС работать жёстче. Но без законодателей проблему не решим. Должна быть сильная база, не дающая маневрировать поставщикам. Без законодательной базы и ФАС — будет долгая пробуксовка, — уверен Анатолий Кузнецов.
Фото:  OLIVER LANGEL/globallookpress.com
Фото: OLIVER LANGEL/globallookpress.com

По словам Александра Баклушина, сейчас обсуждается «разумная инициатива» — изменить сроки ремонта. При изменениях станции смогут укладываться в ремонт, невзирая на изменение сроков поставок запчастей. С этим логично не согласился Валерий Солдунов: если сроки изменятся, то нужно отменить и штраф за просрочку оплаты полиса ОСАГО. Резонное замечание сделал тут же и Кузнецов: а кому от этого будет хорошо, если авто останется без защиты?

Единственное решение

Эксперты говорят, что во многом проблема решится, когда восстановятся логистические цепочки с Казахстаном, Дубаем и так далее.

В частности, над тем, чтобы в Россию наконец начали поставлять запчасти, работает Национальный автомобильный союз (НАС). В комментарии 78.ru вице-президент НАС Антон Шапарин заявил, что решить проблему можно только одним методом.

— Подключать ФАС и укреплять законодательную базу для решения сегодняшней проблемы — это как подорожником лечить сквозное огнестрельное ранение. Единственное решение, которое в данном случае может быть, — это обеспечить достаточное количество запчастей на российском рынке и обеспечить на них вменяемые цены. Это возможно только за счёт открытия параллельного импорта. Мы направили председателю правительства предложение о том, чтобы параллельный импорт Минпромторг на автомобильные компоненты и все связанные с автомобильным рынком поддержал. И мы надеемся, что такой импорт введут, — сказал Шапарин.

Суть параллельного импорта, пояснил вице-президент НАС, в следующем. Сейчас, если правообладатели, — например, Toyota, Volkswagen и так далее, — не разрешают ввозить кому-либо компоненты, запчасти, но и сами при этом не завозят, то таможенные органы, груз остановят и развернут. Параллельный импорт даёт возможность юридическому лицу любой компании привезти оригинальные товары в Россию без разрешения правообладателя с любого рынка, что значительно изменит ситуацию сразу в нескольких направлениях.

Фото: Igor Russak/globallookpress.com
Фото: Igor Russak/globallookpress.com
— Мы получим, во-первых, конкуренцию между такими поставщиками, снижение цен, потому что на российском рынке запчасти дороже, чем на целом ряде мировых, на 40-70% из-за отсутствия параллельного импорта. Следовательно, мы получим наличие запчастей, а значит, возможность ремонта, — отметил собеседник.

Минпромторг ведёт работу по формированию списка отраслей и типов продукции, которые подпадут под возможный параллельный импорт, уже сейчас, и в Национальном автомобильном союзе надеются, что в течение недели-трёх перспективы будут обрисованы. Но сразу ждать дешёвых запчастей не стоит — на это уйдёт около четырёх месяцев: пока решение будет принято, пока будут найдены поставщики, выстроены логистические и финансовые связи, отстроена доставка полностью всего в Россию. Поэтому, если человек попадает в аварию сейчас, то единственный вариант — получить адекватную выплату. Для этого нужно получить экспертизу независимого оценщика и идти в суд, добиваться через него увеличения выплаты, так как страховые компании их традиционно систематически занижают. Или — второй вариант — смириться и получить деньги, которых не хватит на ремонт даже б/у запчастями, которые тоже очень подорожали, говорит Шапарин.

АвтомобилиСтрахование
Новости партнеров