Неудачные выступления национальной сборной на ЧМ-2002 и ЧЕ-2004 привели к появлению лимита на легионеров. С тех пор его несколько раз ужесточали, а смягчали, довольно незначительно, только один раз. Поэтому нынешнее решение, позволяющее клубам Премьер-лиги заводить до 13 «недоморощенных» игроков, выглядит весьма радикально, особенно с учётом внешней конъюнктуры. Не секрет, что на смягчении лимита настаивали клубы, участвующие в еврокубках, но теперь российские команды от международных турниров отлучили. Так почему же лимит всё равно стали смягчать?
На этот раз функционеры снова отталкивались от результатов крупного турнира с участием сборной России — прошлогоднего чемпионата Европы. За провалом начались обсуждения новых реформ. В них приняли участие и специалисты аналитического агентства HyperCube из Нидерландов. Они рекомендовали вовсе отказаться от лимита, вместо него ввести налог на «легионеров», а средства, поступающие в результате в специальный фонд, распределять среди команд, выпускающих российскую молодёжь.
Дальнейшие дискуссии затянулись ещё почти на год. В пику голландцам некоторые отечественные специалисты требовали то ужесточить лимит, то вовсе запретить иностранцам играть в российских турнирах. К февралю в РФС наметился определённый консенсус. Лимит решили оставить, но в формате 13+12. Игроков разделили на доморощенных и недоморощенных. Доморощенные игроки — это воспитанники российских академий любой национальности. В заявке их должно быть хотя бы 12, включая четверых воспитанников конкретного клуба. Недоморощенные игроки — все остальные, включая натурализованных россиян или тех, кто учился играть в футбол за границей. В заявке их может быть до 13.
При этом на поле будет действовать уже старое разделение на россиян и иностранцев, а не на доморощенных и недоморощенных. Одновременно можно выпустить до восьми легионеров, как и сейчас, но граждане стран ЕАЭС иностранцами не считаются. Поэтому для игроков из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии никаких ограничений нет.
Одновременно планировалось ввести налог наподобие того, что предлагали голландцы. Клубы должны были бы платить деньги в специальный фонд за каждую минуту, проведённую на поле иностранцами. Причём такса за иностранца до 23 лет должна была быть вдвое меньше, чем за более возрастного игрока. Собранные средства по итогам сезона планировалось распределять среди команд, выпускавших на поле российских игроков до 23 лет, тоже в соответствие с игровым временем.
Итоговое решение исполком РФС принимал уже в новой реальности, спустя месяц после начала спецоперации. Поэтому любой результат был бы резонансным. Но пока решили отказаться только от фонда. Правила по легионерам в заявке и на поле уже с лета 2022 года будут именно такими, как было задумано.
На днях Минспорта подготовило проект указа о 13 недоморощенных игроках. Разумеется, идея вызвала бурные дискуссии. И первым делом все обращают внимание именно на то, что российские футбольные функционеры как будто нарочно игнорируют реальность. А это и отсутствие еврокубков, и решение ФИФА, позволяющее иностранцам летом в одностороннем порядке разрывать контракты с российскими командами, и неприкрытое давление на тех игроков, которые уже выступают в России, особенно из европейских стран. Что будет с европейцем, решившимся на переход в наш клуб в новых условиях, недавно показали на примере баскетбола. В марте Юнас Йеребко сменил «Химки» на ЦСКА. Дома его вызвали на ковёр, а после запретили игроку выступать за сборную Швеции. Он играл за неё более полутора десятков лет, начиная с 18-летнего возраста.
Комментатор Геннадий Орлов удивился, где в текущих условиях клубам набрать по 13 иностранцев, и сделал шуточную оговорку: «Правда, Дюков разъяснил, что необязательно иметь 13 легионеров». Тренер Валерий Газзаев уверен, что даже в ситуации, когда иностранцев в стране почти нет, больше трёх их них на поле разрешать опасно. А Андрей Аршавин, признав, что сейчас позиция РФС выглядит неактуально, выразил надежду на то, что в будущем «всё изменится».
Примерно так же логику реформ описал и президент РФС Александр Дюков.
— Прекрасно понимаю, что на данный момент, наверное, решение выглядит странным. Но это стратегическое решение, которое обсуждалось продолжительное время. Мы исходим из того, что ситуация, в которой мы сейчас находимся, будет носить краткосрочный характер, а нам тем не менее нужно думать о долгосрочных перспективах и принимать стратегические решения, — заявил функционер.
Российские клубы в последние сезоны занимали одни из последних мест по числу иностранцев в заявках среди участников Лиги Чемпионов. Возможно, это не единственная причина недавних неудач, возможно, даже не главная, но нехватка качественных игроков в обойме «Зенита» действительно ощущалась. Что до фонда, то здесь первоначальная идея РФС выглядит интересно, но в финансовом плане сильнее всего ударит как раз по «Зениту». Если это действительно будет стимулировать клубы к развитию молодых игроков, то, возможно, стоит согласиться на эти жертвы. Но пока Дюков объявил, как минимум, об отсрочке.
— Первоначально такая договоренность была с Министерством спорта, однако в данной ситуации мы считаем, что введение этой меры будет неправильным, преждевременным. Решение по этой мере, если и будет принято, то после стабилизации финансово-экономической ситуации, — сказал глава РФС.
Изначально предполагалось, что высшее руководство согласится на радикальное смягчение лимита только в том случае, если будет предложен альтернативный ход, направленный на поддержку российских игроков. Однако в итоге было принят вариант, который год назад многим показался бы фантастикой.
Прежде всего решение РФС — это прозрачный сигнал о том, что Россия, в том числе футбольная, вопреки западной пропаганде, не стремится ни к какой изоляции и открыта для возобновления диалога. Более того, верит в его перспективы и скорое затухание огней антироссийской истерии, обернувшейся беспрецедентным вмешательством политики в спорт.
Любопытный ответный сигнал прозвучал в Катаре на 72-м Международном конгрессе в ФИФА. Участники почти единогласно поддержали решение о включении русского языка в число шести официальных языков ФИФА. «За» проголосовали 187 делегатов, «против» — только четыре. Наверное, те четверо — представители тех самых стран, которые давно специализируются на борьбе с русским языком. Даже в условиях тотальной пропаганды футбольный мир вне пределов влияние известных европейских стран настроен к России как минимум куда менее категорично. Так что, как говорил персонаж одного известного мультфильма: «После такого дождя жди хороший отёл». А в РФС, похоже, не просто ждут, но и готовятся.