С 1 апреля этого года в Петербурге появились 24 новых автобусных маршрута, проезд на которых больше нельзя оплатить наличными. Горожанам предлагают пользоваться теперь «Подорожником», банковскими картами или покупать билеты в кассах станций метро или киосках СПБ ГКУ «Организатора перевозок». Уже пропала из города и часть коммерческих маршрутов.
Эта новая транспортная модель уже успела рассорить петербуржцев, часть из которых к изменениям отнеслась положительно, а часть — указывает на многочисленные технические и организационные просчёты, увеличившее время в пути. А кто-то вспоминает опыт Москвы 2014 года, когда через какое-то время ситуация нормализовалась и удалось в итоге избавиться от «убогих маршруток».
О том, что в Петербурге в 2022 году стартует транспортная реформа или будет запущена так называемая новая модель, 78.ru рассказывал постоянно. Её первый этап начался с 1 апреля. После этой даты в городе появилось 24 новых социальных автобусных маршрута, а 33 коммерческих были отменены. К 15 июля, финальному этапу, в городе больше в принципе не останется маршруток. Их все заменят на голубые вместительные низкопольные автобусы на природном газе. В их салонах больше не будут работать кондукторы. На улицу уже вышло свыше 800 новых машин, но следовать они будут без остановок по требованию, как это было у маршруточников.
Оплату предлагается вносить с использованием «Подорожника», либо банковских карт, либо приобретать билеты с QR- кодом в кассах метров или киосках «Организатора перевозок». Как обещают в Комитете по транспорту Смольного, в дальнейшем количество точек продаж будет увеличено, например, за счёт торговых сетей. Сейчас стоимость проезда по «Подорожнику» в наземном транспорте составляет 40 рублей. Ещё 10 рублей надо будет заплатить, если пассажиру необходима пересадка в течение часа. Третья пересадка будет вообще бесплатной. Гостевой тариф обойдётся в 60 рублей.
Стимулировать «зайцев» к оплате хотят рублём. Так, если сейчас штраф за безбилетный проезд составляет 500 рублей, то к началу лета он вырастет в пять раз.
Отметим, что эти базовые моменты ещё раз приходится проговорить, так как в Северной столицы нашлись горожане, услышавшие о старте реформе именно 1 апреля. Именно у них оказалось больше всего претензий к нововведениям.
При этом Петербург готовился к новой модели долгие шесть лет. Так, провести реформу обязывали изменения в 220-ФЗ о регулярных перевозках ещё от 2015 года. Корректировки давали люфт в пять лет с момента опубликования закона, то есть, до 2020 года. Затем на фоне первой волны пандемии Госдума РФ дала добро регионам на увеличение срока до семи лет, то есть, до середины 2022-го. При этом Комитет по транспорту правительства Петербурга в последние полгода с завидным постоянством рассказывал, как именно будет организован тот или иной новый автобусный маршрут. На странице ведомства в соцсети «ВКонтакте» напоминают, что подробная информация обо всех изменениях доступна на сайте СПб ГКУ «Организатор перевозок»: http://orgp.spb.ru/tr-2022/.
Корректировки маршрутов также доступны и на «Яндекс картах»: https://yandex.ru/web-maps/spb-transport/.
Сейчас практически любое сообщение на странице Комитета по транспорту в соцсети сопровождается комментариями о переходе на новую модель.
Пользователь Сергей Журавлёв благодарит ведомство за работу и желает успехов в деятельности.
— Пусть реформа пройдёт гладко! Давно нужно было перейти на цивилизованную транспортную схему, было обидно сравнивать СПб с Москвой и даже Казанью, но лучше поздно, чем никогда, — отмечает он (здесь и ниже в постах пользователей орфография и пунктуация соблюдены авторские — прим. редакции).
Пользователь под ником «Профессор Солевой» отмечает, что ему «в любом случае, наоборот стало удобнее».
— И проездные везде действуют, и по нужным мне трассам чаще стали ходить автобусы и троллейбусы, — настаивает он.
Таких комментариев действительно много. Есть и пользователи, которые отзываются о старте реформы в негативном ключе.
— Это действительно не реформа, а издевательство! Из Кронштадта отменили 407 маршрутку до Просвещения, пустили 207 автобус, в котором сидячих мест МЕНЬШЕ, чем было в маршрутке! Плюс льготники, в итоге в пятницу вечером народ в автобус запихивался с боем, ехали, как селедки в бочке! вот бы туда «реформаторов» запихнуть, чтобы час пятнадцать в дороге постояли в такой давке! — пишет пользователь под ником «Елена Рейн».
Среди тех, кто отрицательно воспринял первые дни реформы в городе, многие обращают внимание на проблемы с оплатой проезда.
— Первое неудобство: стало очень сложно оплачивать проезд. Потому что человеку с ограниченными возможностями трудно пополнить «Подорожник». Через интернет он пополняется, но в автобусах не активируется. Плюс приходится ездить с пересадками, до остановки идти далеко, а маршрутку можно было оставить где-то поближе к дому, — рассказывает петербурженка с инвалидностью Ирина Коваленко.
В сети пользователь с ником «Екатерина Лопухова» также задается вопросом, почему билеты продаются только в метро?
— Многие живут далеко от метро. Подумайте этот вопрос. Билеты должны быть доступны, — подчеркивает она.
Ей отвечает Светлана Шевелёва и предлагает заплатить банковской картой или «Подорожником».
Екатерина Лопухова поясняет: «Подорожник» надо пополнять.
— Все равно к метро ехать. Это минимум 80р. Валидатор под карты только один в автобусе. В толпе, я должна свою карту передать? — возмущается жительница Северной столицы.
Как припоминает Ирина Коваленко, в Баку на каждом перекрестке либо остановке есть терминал, где можно оплатить транспорт.
— Теперь придется чаще пользоваться такси. Это очень сильно бьет по бюджету. Город не предназначен для жителей, а предназначен для водителей машин. Если езжу в поликлинику, то это 100 рублей 1 поездка, если это не час пик.А если это час пик, то поездка обойдется в 3 раза дороже. А если речь идет о поездке в диабетический центр, то это 500 — 700 рублей в одну сторону, минимум, — констатирует она.
Пользователь Инна Шай в соцсетях припоминает свой опыт поездки на маршруте №267 1 апреля.
— Глонасс не включен, — не отследить. При пересадке на другой автобус — 137 — при повторном прикладывании подорожника высветилось «снято 40 руб». Это значит, что я проехала не за 40+10, а за 40+40!!! — возмущается она.
Здесь стоит отметить, что специалисты Комитета по транспорту ей оперативно отвечают.
— По техническим причинам некоторые новые маршруты ещё не отображаются в онлайн-сервисах. Комитет и «Организатор перевозок» работает над этим, чтобы весь транспорт отображался на порталах. Перепрошивка программного обеспечения системы электронной оплаты проезда проводилась в ночь с 31 марта на 1 апреля. К сожалению, по техническим причинам, не всё оборудование было обновлено. Мы его повторно проверяем. В случае некорректной работы валидаторов просим сообщать нам по ссылке: http://orgp.spb.ru/treatment/. Просим указывать номер маршрута и номер автобуса, — заверяют в ведомстве.
Есть и претензии у горожан к организации маршрутов и времени ожидания автобусов.
— Сегодня попробовала доехать до Чёрной речки по рекомендации Комитета по транспорту: от Блюхера доехала до Замшина на 123 автобусе (ждала на остановке 10 минут), затем пересела на 33 автобус (время ожидания 10 минут) за это время проехали две (!!!) чистенькие аккуратные маршрутки 17, затем в пути перегнала ещё одна. Итого вместо 35-40 минут в дороге и 50 рублей я потратила один час двадцать минут времени, ну и дороже, — пишет пользователь Ирина Курочкина.
Есть и вопросы, почему не срабатывает пересадочный тариф, если человек сначала пользовался услугами общественного транспорта, а затем пересел на оставшийся ещё коммерческий.
Как поясняет глава Комитета по транспорту Кирилл Поляков, надо понимать, что пересадочный тариф действует только на социальных автобусах.
— Если человек воспользовался «Подорожником», поехал на социальном автобусе, а потом пересел на коммерческий автобус, то «60 минут» в этот момент не срабатывает. Также в период запуска были определённые проблемы с тем, что не всегда корректно срабатывала система «60 минут». Мы готовы в случае появления таких жалоб эти расходы излишне понесённые людьми возместить. Если мы видим, что на каком-то троллейбусе появляется жалоба, что не сработал тариф «60 минут», мы его тут же возвращаем в парк, выпускаем резервный состав на этот маршрут, — заверяет он.
Как напоминает Кирилл Поляков, новая модель ставит своей задачей уход от старых «серых» схем и призвана избавить водителей от соблазна переводить деньги на карту.
— Этот тариф срабатывает автоматически, после того, как вы прикладываете «Подорожник» в течение 60 минут второй раз, он с вас списывает 10 рублей. У нас были проблемы по валидаторам «Горэлектротранса», весь этот подвижной состав мы, естественно, выявили, там, где были жалобы, и все выходные коллеги разбирались с причинами и перепрошивали так, чтобы валидаторы поддерживали эту систему. Сегодня в среднем после утреннего пика мы видели, что 1% подвижного состава ещё давал сбой. В любом случае минимальные шероховатости есть, — констатирует чиновник.
Полностью устранить их планируется к 15 июля, а с 1 июня в городе появятся ещё 20 новых автобусных маршрутов.