После введения масштабных санкций в отношении России иностранные компании оказались в непростом положении. С одной стороны, игнорировать политическую повестку и экономические ограничения в настоящее время трудно, а подчас и невозможно, с другой стороны, бизнес — это прежде всего про деньги, и потеря крупного российского рынка, мягко говоря, никого не радует. В этой ситуации многие компании пытаются, согласно пословице, и волков накормить, и овец по возможности сохранить. Обязательные мантры ведущих брендов в публичном поле чрезвычайно похожи, а вот практические действия подчас существенно отличаются. Все понимают, что спецоперация на Украине рано или поздно закончится, а война за клиентов — вечна. Да и планы по поводу национализации предприятий, дезертировавших с российского рынка, кажется, оказали вразумляющее воздействие.
При совершении ритуальных хлопаний российской дверью громкое слово «навсегда» прозвучало разве что со стороны Ninja Sushi. Это сеть доставки суши, принадлежащая известному украинскому геймеру Александру S1mple Костылеву и его родному брату Алексею. На прощанье братья из Киева наговорили много гадостей, как нередко происходит в сетевых баталиях по Counter-Strike.
Уже украинский производитель алкоголя Nemiroff, аннулируя российскую лицензию, хоть и прошёлся в официальном релизе по теме «защиты свободы и независимости Украины», но на вечность благоразумно не посягал. Хоть Россия в последние годы и потеряла позиции в рейтинге самых пьющих стран, её позиции всё ещё высоки, да и репутация даёт о себе знать, так что, помня о конъюнктуре, ни в коем случае нельзя забывать о перспективах.
А вот западные и корейско-японские компании подбирают формулировки ещё более тщательно. Покинуть российской рынок в 2022 году пообещала разве что Honda, да и то задолго до начала спецоперации и по причинам, никак не связанным с политикой. Скорее в результате поражения в битве за потребителя, который в последнее время предпочитал покупать продукцию локализованных заводов.
Зато финская сеть общепита Hesburger совершенно однозначно заявила о том, что свернёт бизнес в России и Белоруссии из-за спецоперации. У неё 38 ресторанов, в том числе 11 в Петербурге. Правда, пока закрылся только один, но остальные должны исчезнуть к лету. Генеральный директор Кари Салмела объяснила такую задержку заботой о «безопасности местного персонала». Каким образом за эти месяцы планируется позаботиться о «безопасности» сотрудников, она не объяснила.
Учитывая явную надуманность предложенной формулировки, логично предположить, что за на самом деле речь идёт о чём-то другом. Вроде как у Моллы Насредина — за три месяца либо эмир всея Украины умрёт, либо спецоперация закончится. И можно будет с чистой совестью вообще не совершать лишних телодвижений.
Чаще всего западный бизнес лишь «приостанавливает деятельность», порой даже не скрывая планов по возвращению при первой же возможности. К примеру, «Макдональдс» даже сотрудников решил не увольнять, продолжая платить им зарплату. Учитывая, что с точки зрения бизнеса речь идёт о чистом убытке, в российское будущее менеджмент смотрит с оптимизмом.
Не обольщаются, похоже, и конкуренты. К примеру, в «Теремке» недавно заявили, что на фоне ухода американской сети продажи в некоторых петербургских ресторанах выросли на 10-15%. Разумеется, ситуацией там собираются воспользоваться по полной программе, организовав торговлю блинами аккурат рядом с бывшими помещениями «Макдональдса», бизнес есть бизнес. По словам совладельца компании Виталия Свидовского, вопрос уже обсуждался со Смольным. Вот только речь идёт о фуд-траках, то есть, о временных конструкциях.
Похоже, и в «Макдональдсе» уже всё распланировано. Сотрудникам пообещали выдать в апреле зарплату за март, в мае заплатить за апрельский простой, а про майский простой речи уже не было. Как говорится, делайте выводы.
С «Бургер Кингом» ситуация выглядит ещё любопытнее. 2 марта директор по коммуникациям «Бургер Кинг Россия» Иван Шестов заявил, что покидать российский рынок не планируется, он считается стратегическим, а в 2022 году даже планируется открывать новые точки. Но уже 10 марта последовало другое заявление — о приостановке корпоративной поддержки российского рынка, «включая маркетинг и цепочку поставок». Также сеть пообещала отказывать в одобрении расширения и инвестиций.
Ларчик открывается просто. Все российские рестораны «Бургер Кинга» работают по франшизе. У них есть российские владельцы, которые ежемесячно платят головной компании 5% от выручки. Это называется «роялти». Схема позволяет американцам одновременно и высказать позицию по украинскому вопросу, и продолжать получать свои отчисления с российских бургеров, ссылаясь на отсутствие рычагов воздействия на самостоятельных партнёров. А без маркетинга они там как-нибудь несколько месяцев протянут.
Похожая история приключилась с пиццериями Papa John’s. Они тоже работают по франшизе, и американская компания объявила о приостановке поддержки. Ирония ситуации в том, что большинством российских ресторанов владеет американский предприниматель Кристофер Уинн. Он уже довольно давно живёт в Москве. Бизнесмен ничтоже сумняшеся заявил, что считает своей родиной и США, и Россию, но его рестораны несут «счастье, надежду и свет» силами 9000 сотрудников, и закрывать их не планируется.
Украинский вопрос — это ещё и отличный повод для самоочищения. В сфере общепита такой подход можно проиллюстрировать на примере Yum Brands, владеющей брендами KFC, Pizza Hut и Taco Bell. В честь такого прекрасного дела компания объявила о закрытии 70 из 1100 российских ресторанов.
8 марта о приостановке деятельности в России объявила компания Coca-Cola. Ей, в частности, принадлежат такие бренды, как Fanta, Sprite, «Добрый», «Моя семья» и Bonaqua. Правда, владельцы компании не стали расшифровывать, что скрывается за загадочной формулировкой на практике. В Якутии обрадовались и даже изобрели на замену национальный напиток с компонентом, но накануне завод Coca-Cola в Нижнем Новгороде заверил местную инспекцию труда в том, что продолжит работу в обычном режиме. Ни оптимизация штата, ни приостановка производства пока не планируется. Какая-то деятельность, вероятно, всё-таки приостановлена, но подробности хранятся в секрете.
Не спешит закрывать свои фабрики и швейцарская компания Nestle. После сокрушительной критики и угроз со стороны хакеров компания объявила, что не будет продавать россиянам Nesquik и KitKat, но детское и медицинское питание — дело святое. Швейцарцы сослались на «базовое право на еду». Надо ли объяснять, что на «еде» они зарабатывают больше, чем на какао-напитке и шоколадках? Правда, весь доход с российского рынка компания обещает тратить на благотворительность. Вероятно, такого же свойства, как и реализация «базового права на еду».
Ещё более мягкий способ «давления» на Россию решили избрать такие компании, как Danone, Mars и Mondelez International («Юбилейное», «Медвежонок Барни», Alpen Gold, Dirol, Halls, Milka, Picnic и TUC). Они не прекращают ни производство, ни поставки, но коварно лишат российских потребителей рекламы, а собственный бизнес в России — инвестиций.
Конкуренты, поспешившие с более опрометчивыми вариантами «санкций», уже кусают локти — а разве так можно было? А тем временем глава Danone Антуан де Сент-Аффрик подлил масла в огонь, заявив, что сохранение производства в России — часть глобальной стратегии компании.
Не будет инвестировать в российский бизнес и Nokian Tyres, владеющая крупным заводом по производству автомобильных шин во Всеволожске.
Финский производитель шоколада и хлебобулочных изделий Fazer придумал более экзотичную схему. Российский рынок приносить компании 13% выручки, но спереть всё на франчайзи не получится, зато у финнов есть российское юридическое лицо «Хлебный дом», которому планируется передать бизнес. Как говорится, в надёжные руки.
В Райффайзенбанке заявили, что тоже рассматривают вариант с постепенным выходом из российской дочки. Пока, правда, в такой сценарий не особо верится, в 2021 году она принесла австрийцам треть ото всей прибыли.
— Банк — это не палатка с сосисками, которую можно закрыть за неделю, — объяснил его глава Йоханн Штробль.
И пообещал ограничить выдачу кредитов. Скорее всего это всё равно планировалось сделать на фоне ухудшения экономической конъюнктуры. Теперь логичному решению нашлось правоверное оправдание.
В общем, Украина Украиной, но своя сосиска ближе к телу. Всё говорит о том, что вал демаршей мировых брендов рассчитан прежде всего на психологический эффект. Компании делают громкие заявления вынужденно и под давлением, но как есть реал-политик, так есть и реал-бизнес. И он ещё дальше от какой бы то ни было идеологии, помимо извлечения прибыли. Так что паника проукраинских блогеров, переживающих за российского потребителя, явно преждевременна, ибо законы экономики вечны.