Резкий скачок цен на бытовую химию в России произошёл ещё весной 2020 года на фоне ажиотажного спроса. По мере его спада стоимость такой продукции «откатилась» назад, в том числе, за счёт щедрых акций и скидок.
На фоне февральских событий 2022 года ажиотаж ещё больше подогрели заявления западных компаний об уходе или прекращении инвестиций в российский рынок. Например, 8 марта о приостановке экспорта и импорта в РФ заявил такой крупный игрок, как британско-нидерландская Unilever. Примечательно, что эта компания выпускает бренды, которые некоторые горожане вполне искреннее считают отечественными. Это, например, линейка «Чистая линия», «Лесной Бальзам», «Чёрный жемчуг», «Бархатные ручки» и «100 рецептов красоты».
Вслед за импортной химией подорожала, как минимум, на 20% и отечественная. Аналитики и производители утешить покупателей не спешат: даже российская продукция от той же петербургской «Невской косметики» сильно зависит от импорта.
Как рассказала 78.ru аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова, по данным Росстата, с начала этого года стиральный порошок вырос в цене на 10,6%, шампуни — на 9,57%, зубная паста — на 9,53%.
— С начала февраля стиральный порошок подорожал на 9,71%, шампуни — на 7,59%, зубная паста — на 7,69%. Рост цен на бытовую химию может быть обусловлен отменой акций ритейлеров и промо-активностей производителей, как это, например, сделала Procter & Gamble, которой принадлежат бренды Миф, Ariel, Head & Shoulders и Pantene. Дальнейший рост стоимости может быть обусловлен повышением цен таких зарубежных производителей. По сообщениям, Unilever (известный под брендами Domestos, Cif, Dove) уведомил партнёров о повышении цен на 10—45% с апреля, — пояснила Анна Буйлакова.
Как напомнил аналитик «Фридом Финанс» Владимир Чернов, из-за напряжённости в геополитике Россию покинули крупные иностранные производители химической продукции.
— Они также остановили инвестиции и сократили поставки в РФ. На данный момент цены растут на фоне возникшего ажиотажа в ожидании дефицита, — констатировал эксперт.
78.ru направил запрос в Unilever. Ответа от компании на момент подготовки материала не поступило.
В пресс-службе американской Procter & Gamble пояснили, что компания продолжает обслуживать потребителей в России, предоставляя базовые товары повседневного спроса.
— В связи с нестабильной ситуацией на российском рынке, беспрецедентными трудностями в цепочке поставок, значительным удорожанием транспортных услуг, сырья и материалов для производства и влиянием курсов иностранных валют, P&G корректирует отпускные цены для ритейлеров и дистрибьюторов на ряд категорий. При этом установление цен в магазине всегда остаётся на усмотрение продавца, — заявили там.
Отметим, что крупные ритейлеры по традиции ценовую политику не комментируют.
Как пояснил генеральный директор INFOline Иван Федяков, для городского рынка традиционно ключевым игроками ранее считались как раз Procter & Gamble, немецкая Henkel, Unilever и только потом с большим отрывом и долей рынка в 10-15% шла петербургская «Невская косметика».
— Та же Unilever представляется в России своей дочкой OOO «Юнилевер Русь». Это не франшиза, не совместный бизнес, а именно дочка. По сути она зарегистрирована в нашей стране, но локализация её у нас низкая, это даже, скорее, бизнес-оптимизация для оплаты налогов. Такие компании всегда строили один или несколько заводов в Европе, откуда всё потом и развозилось и доводилось до ума уже здесь. Такие логистические цепочки теперь разорваны, — пояснил эксперт.
По аналогичной схеме с дочкой действует и Henkel.
При этом рынок бытовой химии был устроен всегда так, прежде всего, в истории со стиральными порошками, что он держался именно на промоакциях и скидках, которых сейчас не стало, а маржинальность здесь была самая низкая для производителей. В свою очередь, раньше крупные международные гиганты могли позволить себе торговать даже себе в убыток и перекидывать прибыль с других позиций (Unilever, например, производит также продукты питания — прим. редакции). А отечественным производителям, которые безусловно имеются, до сих пор приходилось довольствовать нишевыми продуктами, ориентированными на любителей или, например, химию для аллергиков.
— Но и здесь важно понимать, что даже эти имеющиеся отечественные производители использовали импортные концентраторы. Грубо говоря, многие везли какой-то конкретный субстрат, а разводили и разливали его уже здесь. Часто ставилась на товаре даже метка, допустим, «сделано из сырья Германии» и т. д. Потому такие отечественные компании и никогда не ставили себе раньше задачу конкурировать с иностранцами. Теоретически, если задаться целью, то конкурентов вырастить можно. Но тогда надо с нуля создавать собственные фабрики и растить бренды, а на это уйдут годы и миллиарды инвестиций, — признал Иван Федяков.
По словам начальник отдела маркетинга «Невской косметики» Татьяны Крымовой, компания действительно позиционирует себя отчасти, как нишевая.
— Мы выпускаем продукцию во всех сегментах fmcg, она преимущественно относится к товарам первой необходимости, но есть и специализированные нишевые продукты. Это мыло, зубная паста, стиральные порошки, косметика для ухода за детьми (кремы, шампуни, пены), средства мытья посуды, средства для чистки сантехники и уборки, средства по уходу за кожей и волосами, — объясняет она.
Как подчёркивает Крымова, на сегодняшний день все производители на рынке объявили о повышении отпускных цен.
— «Невская Косметика» не является исключением. В среднем процент повышения составляет 20%. Это вынужденная мера в сложившейся экономической ситуации, но только так мы сохраняем уровень качества нашей продукции, — признаёт она.
Как соглашается с Иваном Федяковым Татьяна Крымова, в их компании в процентном соотношении вовлечение импортного сырья составляет до 50% в зависимости от вида продукции. Так, очень зависима от импортных компонентов косметическая продукция и стиральные порошки-масла, активные компоненты в косметике, энзимы, пеногасители в порошках. Это производится за рубежом.
— При этом постоянно проводится работа по тестированию альтернативных видов сырья и сырья от новых поставщиков в наших рецептурах, ключевая задача при этом сохранение уровня качества и потребительских свойств продукции, данные меры позволят минимизировать риски роста цен и зависимость от европейского сырья, — пытается успокоить она.
На стоимость порошков в Петербурге уже обратила внимание скандально известная светская львица и блогер Ксения Собчак, решившая в разгар всем известных событий отдохнуть заграницей. В своём tg-канале «Кровавая барыня» она заявила, что за 5-килограммовый мешок некоторых стиральных марок просят от 3000 до 7000 рублей. Такие цены при очень большом желании можно, конечно, попробовать поискать, но очевидно и то, что бытовая химия пока подскочила в цене в два раза точно.