Прямой эфир

Масштабные работы: продолжается реконструкция консерватории Римского-Корсакова

Мария Иванова
22 марта 2022, 15:41
Первых посетителей она примет в 2024-м году.
Фото: 78.ru

В здании, в котором учились Чайковский, Прокофьев, Шостакович и другие великие русские композиторы, идёт масштабная реконструкция. Она началась ещё в 2014 году, работы велись несколькими подрядчиками и остановились. Решить проблему долгостроя и закончить ремонт поручил президент России. Теперь уже новый подрядчик провёл экскурсию для журналистов по объекту. О том, с чем пришлось столкнуться реставраторам и когда консерватория откроет свои двери для посетителей, расскажет корреспондент 78.ru.

Вместо классической музыки в здании пока что слышна симфония строительных инструментов. Под аккомпанемент дрелей и молотков рабочие продолжают реконструировать консерваторию.

— В сентябре 2021 года Комитет по охране памятников Петербурга выдал разрешение на проведение работ по сохранению здания. Учитывая, что объект является очень сложным и многоплановым, необходимо было совершить большое количество согласований, в том числе подготовить проектно-сметную документацию, — отметил руководитель обособленного подразделения г. Санкт-Петербург ППК «Единый заказчик» Руслан Сагитов.

Фасад укрыт строительной сеткой, строительные леса находятся внутри. По заверению подрядчика — это один из самых масштабных подобных проектов не только в стране, но и за её пределами. Большой зал, он же зал Рубинштейна — это одна из 5 самых больших площадок с переменной акустикой в Европе (1147 мест). В 1961 году здесь прошла реконструкция. Вместе с обновлёнными интерьерами помещение утратило свою главную отличительную черту — акустику. Теперь рабочие обещают её вернуть.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Восстановленный зал будет напоминать по форме подкову, его возведут как отдельную конструкцию в периметре исторических стен. Добиваться старого звучания будут с помощью современных технологий — выдвижных штор, десятков специальных микрофонов и сотен колонок.

— Поэтому звук будет распространяться мягко, хорошо, его будет слышно как на балконах, так и в партерах, ложах. Плюс будет серьёзная переменная акустика. Это специальные приборы, которые могут погасить звук, усилить. То есть кроме архитектурной акустики мы получим и акустику электронную, — подчеркнула реставратор АО «Политехстрой» Мария Романчикова.

Малый зал имени Глазунова называют «сердцем консерватории». Он построен по принципу «футляр в футляре» — деревянный акустический каркас внутри кирпичных стен. В помещении с органом с помощью специальной установки постоянно поддерживается температура +18 градусов, влажность составляет примерно 40-60%. Это необходимо для сохранения и внутренних интерьеров, и музыкального инструмента. Орган скрыт саркофагом. Внутрь имеет доступ только группа специалистов, разбирающихся в сложном механизме.

— Наружу выведены специальные датчики, которые показывают уровень влажности и температуры внутри саркофага, тем самым мы ведём мониторинг, понимая, что соблюдены идеальные условия, — добавил реставратор АО «Политехстрой» Антон Андреев.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Элементы декора на время реставрации промаркированы и сняты, чтобы потом рабочие могли вернуть их на место как конструктор. Этажом ниже в мастерских реставраторы работают над фрагментами фасада. Это долгий и очень кропотливый процесс.

— Были повреждены, поломаны, сколоты каверны. Всё это требует проработки и времени. Процесс воссоздания, конечно, кропотливый, но с реставрацией он, конечно, не сравнится всё-таки, — заметила архитектор АО «Политехстрой» Александра Черногорцева.

Некоторые фрагменты, в силу их габаритов, доставить в мастерские не получится, недостающие элементы украшений фасада придется разрабатывать, опираясь на фотографии. Не обошлось и без неожиданных находок. Во время ленточных расчисток реставраторы обнаружили особо ценную историческую отделку. Под 14-ю слоями краски скрывалась орнаментная роспись, которую пытались уничтожить еще в 20-е годы прошлого столетия.

— Здесь планируется для пользователей в дальнейшем класс хорового церковного пения, поэтому интерьер церкви очень хорошо подчеркнёт назначение помещения, — рассказала реставратор Мария Романчикова.

Впрочем, пока увидеть всё это могут только журналисты и строители. Первых посетителей консерватория имени Римского-Корсакова примет в 2024-м году.

Ранее 78.ru писал, что Главгосэкспертиза одобрила проведение реставрации в консерватории им. Римского-Корсакова.