Экономика
14:3115 марта 2022

Переживут ли туроператоры резкий спад спроса и как вырастут цены на отдых?

Туризм больше не будет дешёвым — такой вывод делают эксперты туристической области. Но в каком виде он вообще сохранится в нашей стране? Какие страны ещё открыты для российских отдыхающих и как выживают туроператоры? Отвечают эксперты.
Фото: pexels.com

Туроператоры «с протянутой рукой»

— Ситуацию в туризме сегодня можно охарактеризовать как критическую, — заявил на заседании Общественной палаты РФ Андрей Максимов, председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению.

Продажи туров на отдых за рубеж приблизились к нулевой отметке — об этом сообщила в тот же день пресс-служба Ассоциации туроператоров России (АТОР). Уже 28 февраля туроператоры зафиксировали снижение продаж туров за границу на 70% по отношению к предыдущей неделе, а ещё через неделю было продано ещё на 69,7% туров меньше.

Да и летать, собственно, особо некуда: Европа и многие другие страны закрыли для России своё воздушное пространство. В ситуации сложной геополитической обстановки туроператоры стали вывозить своих «подопечных» из других стран домой. По данным пресс-службы АТОР, к примеру, с 5 по 8 марта из Египта, Гоа и ОАЭ были вывезены 13 тыс. туристов только туроператора «Библио Глобус».

Как подчеркнул на пресс-конференции вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, закрытое небо не означает закрытых границ — и многие туристы, к примеру, из Европы возвращаются самостоятельно по земле, на поездах и автобусах. Но большинство западных направлений для туроператоров из России закрыты.

Фото: Christoph Schmidt/globallookpress.com
Фото: Christoph Schmidt/globallookpress.com
— Те агентства, которые работают на выезд, стоят с протянутой рукой и говорят: помогите нам! — отметил на заседании ОП РФ директор турфирмы «Вокруг света» Александр Гагарин.

Компаниям, работающим в сфере туризма, крайне нелегко уже не первый год. Два года пандемии пережили далеко не все российские туроператоры. Многие ли справятся с сегодняшними изменениями? И как изменится профиль их работы и российского туризма вообще?

«Зависшие» депозиты

— Мы не можем прогнозировать, сколько операторов у нас переживёт (происходящее), но то, что ситуация действительно тяжёлая, это однозначно, — прокомментировала ситуацию для 78.ru Ирина Семёнова, член правления Альянса туристических агентств России и директор компании «Едемвотпуск.ру». — У нас закрыты воздушные направления, у нас сложно с тем, чтобы вообще куда-то добраться. Большинство туроператоров аннулировали часть туров, которые сейчас забронированы, сняв полётку, и при этом деньги не возвращают туристам, а, как и в начале пандемии, деньги остаются на депозите.

Винить туроператоров за это сложно — если он вернут клиентам все средства, то вряд ли останутся на плаву и продолжат работать в принципе. И в данной ситуации геополитический кризис наложился на сложности пандемии:

— Фактически мы пришли к такой истории: у нас с пандемии остались путёвки, которые не востребованы, где лежат деньги на депозитах, ещё не вернулись, и у нас повторно появляется большое количество (таких) путевок. Возможно, туроператоры, переквалифицированные на внутренний рынок, будут переносить эти деньги на поездки внутри России.
Байкал/ Фото: Serguei Fomine/globallookpress.com
Байкал/ Фото: Serguei Fomine/globallookpress.com

Тут есть даже некоторые бонусы, отметила Ирина Семёнова:

— У нас 15 марта включается новый этап туристического кэшбека. Правда, он включается, когда мы оплачиваем карточкой «Мир». И если переносить депозит, у вас не будет кэшбека, если это была не карта «Мир».

Какие направления открыты и как подорожает отдых за рубежом?

О внутреннем туризме мы ещё поговорим, а пока выясним, какие же зарубежные направления всё ещё доступны российским туристам в ближайшие месяцы.

— У нас ещё в частичном режиме есть Арабские Эмираты, и сейчас возобновляется авиасообщение с Индонезией и Китаем. Но ещё нет массовых пакетных туров, — рассказала Ирина Семёнова.

Куда же можно поехать в марте в рамках пакетных туров от российских туроператоров? Помимо собственно России, операторы, по данным АТОР, предлагают отдых в Абхазии, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Узбекистане. Сохранились также восточные направления и люксовые туры на острова: так, отдохнуть по-прежнему можно в Турции, Египте, ОАЭ, Греции, Вьетнаме, Бахрейне, Индии и уже упомянутой Индонезии (о. Бали), на Маврикии и Мальдивах, Сейшелах и Таиланде, в Малайзии и Кении, Катаре и Камбодже. Особо прожжённым туристам туроператор China Travel предлагает экскурсионный отдых в Иране — такой отпуск обойдётся в 134,5 тыс. рублей на человека.

Сейшелы/ Фото: Markus Mainka/globallookpress.com
Сейшелы/ Фото: Markus Mainka/globallookpress.com

Что касается открывшейся недавно после ковидных ограничений Индонезии и Китая, Ирина Семёнова подчеркнула:

— Мы сразу должны понимать, что это ценовой сегмент не среднего уровня, а средний плюс и выше. На сегодняшний день с перелётами всё непросто, поэтому это будет недёшево. И экономическая ситуация в мире в целом влияет: туризм в принципе дешёвым не будет.

К росту цен следует приготовиться абсолютно по всем направлениям, включая привычные Египет и Турцию. Насколько же вырастут цены?

— Мы можем сравнивать это хотя бы с курсом доллара и евро, потому что все цены отели считают в валюте, — рассказала наша собеседница. — И зачастую это происходит в евровом эквиваленте. Соответственно, туры подорожают, по моему прогнозу, примерно как валюта — это однозначно. Потому что туроператорам нужно рассчитываться с отелями, с наземными службами и так далее.

Помощь государства и смена формата турагентств

В сложившейся ситуации российские туроператоры надеются на помощь государства — и оно обещает её оказать. Юрий Барзыкин на пресс-конференции, посвящённой проблемам туризма, отметил:

— И в прошлом году, и в этом субсидирование правительством применяется и для авиаперевозчиков, и для туроператоров. Мы подготовили письмо правительству по поддержке туроператоров. Надо понимать, что именно сейчас, когда количество возвратов (туров — прим. авт.) растёт, цены растут в два и более раз, повышения на выезде будут. По юго-восточному направлению повышения не такие большие будут, на внутреннем (рынке туризма), конечно, будет субсидирование.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Александр Осауленко, вице-президент Российского союза туриндустрии и директор ассоциации «Турпомощь», дополнил:

— На этот год в государственных программах уже заложен 1,2 млрд рублей на субсидирование внутренней перевозки в рамках внутреннего комплексного турпродукта. Это серьёзная цифра, она значительно больше прошлого года, и в планах государства она стоит на три года. Я думаю, она будет значительно нивелировать этот рост. Конечно, там, где есть воздушная перевозка, иностранные суда, разница в курсе к доллару и евро будет влиять на цену. Но, тем не менее, мы видим, что сейчас более-менее начинает наблюдаться стабилизация в валютном плане. Будем надеяться, что эта волна отхлынет и всё придёт в норму.

Помощь в данном случае предполагается, в первую очередь, туроператорам, ориентированным на поездки по России. В текущих условиях их становится всё больше — оказавшиеся в безвыходном положении компании меняют турпродукты.

— Большинство крупных туроператоров ещё в самом начале пандемии подключили дополнительные продукты, которые направлены на внутренний туризм, — рассказала Ирина Семёнова. — То есть операторы к этому подготовлены, вопрос — хватит ли этого внутреннего туризма для операторов, это первое. А второе — при сегодняшней финансовой ситуации в стране будет ли достаточное количество туристов, которые готовы платить деньги за отдых. Потому что количество запросов будет ниже, и люди будут экономить.

Падает ли спрос на отдых в России?

Как же переживают новый геополитический и экономический кризис компании, ориентированные на отдых в России? И что изменится в их работе, внутренней политике и ценах?

Крым/ Фото: pexels.com
Крым/ Фото: pexels.com
— Наша компания занимается поездками по России, поэтому мы немного лучше себя чувствуем, чем зарубежные туристические компании. Мы тоже немного снизили продажи, по разным направлениям от 30 до 50%. Но это связано с тем, что психологически сейчас не очень хороший момент для покупки путёвок, — поделился в беседе 78.ru Сергей Ромашкин, директор туроператора «Дельфин».

Время для поездок и покупки туров на ближайшие месяцы сейчас, действительно, не самое удачное.

— В целом новостной фон недоброжелательный. Поэтому туристы взяли паузу, и за последние десять дней мы фиксируем примерно 35-процентное снижение по всем направлениям. Кроме того, закрыты аэропорты юга. Соответственно, по этим направлениям падение сильнее, потому что люди не понимают, когда они смогут полететь в Крым, например. Если москвичи ещё могут поехать на машине в Крым, то, скажем, из Петербурга это может быть только перелёт — туристов на своих машинах в Крыму мы видим редко, — отметил директор туристической компании, — Поэтому ограничение на полёты, естественно, сказывается на спросе. Если турист не знает, сможет ли он полететь, он не может ничего планировать или покупать.

Когда обстановка нормализуется, туристы, конечно, возобновят бронирования — но выездной туризм, в отличие от внутреннего, сократится не на 30%, а в 10-20 раз, считает наш собеседник.

Где отдыхать в России?

Моника Беляцкая, руководитель отдела продаж компании «Бон тур», рассказала, что в её компании падение спроса не слишком заметно:

— Мы продавали туры по России, и на себе мы не очень ощутили что-то. Мы отправляли туристов в Эстонию, они у нас как ездили, так и ездят. Сейчас, видимо, будут сложности с визами, но пока их нет.
Камчатка/ Фото: pexels.com
Камчатка/ Фото: pexels.com

Конечно, туристы менее активно покупают туры на будущее, но катастрофы у компании «Бон тур» не случилось. Так стабильно компания чувствует себя потому, что ещё в период пандемии переориентировалась на поездки по России:

— У нас российским направлением занимался один отдел, и это было от наших продаж процентов 15. Теперь это практически 100% продаж. Все наши туристы, которых мы (раньше) отправляли в Европу, за эти два года хотя бы по одному разу съездили в туры по России. В основном это автобусные туры: это и Тверская область, и Калининград, и Алтай, и Байкал, и Камчатка. Есть направления, о которых мы даже не слышали: Киргизия, Узбекистан, Калмыкия, Удмуртия. Мы даже никогда не знали, что у нас есть такие места, которые мы можем посмотреть. То есть спрос увеличился на Россию, в моём понимании, процентов на 80.

Конечно, нельзя сказать, что туристы охотно меняют Европу на Калмыкию и страны СНГ, но желание путешествовать и видеть красивые места всё же заставляет пересматривать приоритеты. Какие же направления наиболее популярны у россиян в пределах России?

— Как показал прошлый год, это Калининград, в межсезонье это Кавказ, Адыгея, — рассказала Моника Беляцкая. — Такие направления — потому что мы находимся на севере, и зимой едем туда, где тепло, а летом едем на море. Самое европейское направление — это Калининград. И, конечно, есть спрос на Байкал. В прошлом году он был выше, чем в этом, я думаю, это связано с ценами. Также Алтай.
Алтай/ Фото: pexels.com
Алтай/ Фото: pexels.com

О самых популярных и востребованных русскими туристами направлениях рассказал и Сергей Ромашкин:

— У нас пятёрка лидеров не меняется годами. На первом месте Краснодарский край, на второе место вышел Крым, затем наши столицы: Москва, Санкт-Петербург, Казань. Шестое место — наверное, Кавминводы, седьмое — Золотое кольцо, но там много областей, обобщённое «Золотое кольцо России».

Вырастут ли цены на отдых внутри страны?

Туризм больше не будет дешёвым — это один из главных выводов, которые мы сейчас можем сделать, помимо тотального сокращения доступных направлений и снижения спроса. Но изменятся ли цены на внутрироссийских направлениях? Ведь внутри страны не нужно расплачиваться с отельерами и перевозчиками валютой. Вот что думает об этом директор туркомпании «Дельфин»:

— На цены действуют два фактора, и первый уже работает — это инфляция и удорожание. Мы видим, что всё вокруг дорожает. Для отелей сейчас самый важный элемент отдыха — это продукты питания. По той информации, которая поступает мне из Анапы и Сочи, продукты уже подорожали примерно на 20% к тем ценам, которые были месяц назад. Поэтому отели неизбежно заложат повышение стоимости продуктов.

Конечно, отдых состоит не только из еды, и общее удорожание туров по стране будет не таким высоким, отметил Сергей Ромашкин, но эти 20% следует сложить с минимум 5% общего удорожания.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Что касается второй части, если будет расти спрос, будет удорожание, связанное с ростом спроса. Но пока мы роста спроса не видим, и никто не будет увеличивать цены, когда спрос падает. Это совершенно глупо с точки зрения маркетинга, — рассказал наш собеседник. — Восстановится ли спрос — никто не знает. Если спрос будет такой же вялый, как сейчас, всё ограничится удорожанием продуктов и плюс 5%. Если спрос внезапно начнёт расти, а это возможно, как я уже сказал, только после нормализации политических событий, тогда мы увидим какой-то рост (цен), но каким он будет, мы пока не можем представить.
ТуризмБизнесДеньги
Новости партнеров