Экономика
08:569 марта 2022

На газ или тормоз: что происходит на рынке авто с пробегом в Петербурге?

Автодилеры Петербурга в трендах на рынке машин с пробегом сходятся только в одном: «железные кони» стремительно растут в цене. При этом владельцы автомобилей теперь хотят продать их как можно дороже, а покупатели — приобрести как можно дешевле.
Фото: pexels.com

На рынке автомобилей с пробегом Северной столицы наметились две противоположенные тенденции. Одни автодилеры устраивают акции и распродажи, другие — придерживают машины до лучших времён, когда стабилизируется ситуация. При этом все признают, после 24 февраля даже бывшие в употреблении «железные кони» резко выросли в цене. Произошла и абсурдная для рынка прежних времен ситуация, когда машины с пробегом обогнали в предлагаемой от продавцов цене стоимость, по которой новые автомобили приобретались в салонах. Но к такими ценникам пока не готовы морально покупатели. На «прощупывание» почвы и устаканивание ситуации с неразберихой цен может уйти от одного до нескольких месяцев. Между тем автодилеры особо обращают внимание на ситуацию с запчастями: их всегда закупали лишь на месяц вперёд. И если в ближайшем времени поставки не возобновятся, то может возникнуть коллапс.

Спрос или сделки?

Как рассказал заместитель генерального директора по продажам автомобилей с пробегом ГК «АВТОDOM» Владислав Хайновский, введение нового пакета экономических санкций оказало влияние не только на рынок новых автомобилей, но и на продажи авто с пробегом в России. Приостановка поставок автомобилей западноевропейских автопроизводителей привела к тому, что россияне стали чаще обращаться к авто с пробегом.

— Так, к началу марта потребительская активность на вторичном авторынке возросла на 30%. Дополнительно наблюдается тенденция сокращения времени на выбор автомобиля у клиентов. Россияне стали быстрее приобретать авто, стараясь не откладывать покупку на более отдалённую перспективу, — подчеркнул Владислав Хайновский.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Генеральный директор сети дилерских центров «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий подчёркивает: автомобилей с пробегом на рынке не стало меньше. По данным классифайдов, в городе сейчас на 18% больше объявлений, чем в том же периоде прошлого года.

— Резкое падение рубля подтолкнуло людей к покупке новых машин и автомобилей с пробегом до масштабного подорожания. В частности, по пробегу за последние несколько дней мы фиксируем двукратный рост трафика и количества сделок, — констатирует он.

Спекулятивные настроения?

Совсем другую картину по Петербургу рисует директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов. По его словам, в последнюю неделю рынок практически встал, все находятся в состоянии «прощупывании» почвы под ногами и кристаллизации новых реалий. Так произошло потому, что многие продавцы решили воспользоваться моментом на фоне падения рубля и фактической остановки поставок новых машин из-за границы и резко задрали цены. А покупатели всё ещё живут в прежних реалиях и морально не готовы к новым расценкам.

— Например, есть клиент, который полгода назад приобрел BMW Х5 с конвейера за 10 млн рублей. Там в машине много дополнительных опций и дорогая отделка. Теперь этот человек хочет продать автомобиль за 15 млн рублей, несмотря на пробег. В логике прежних времен автомобиль должен был упасть в цене до 8—9 млн рублей. При этом владелец стоит на своем: 15 млн рублей и ни копейкой меньше. Пока что желающих приобрести автомобиль не находится. Но через месяц человек может сделать для себя выводы и снизить цену до 14,5 млн рублей. Тогда и расклад уже будет иным. Переосмыслят для себя что-то покупатели. И таких людей, которые задрали ценник, поверьте, очень много. Это далеко не единичный случай, — поясняет Игорь Седов и добавляет, что устаканивание на рынке произойдет через один-два месяца.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Собственника BMW Х5 Игорь Седов готов отчасти понять.

— Ведь нашлись же банки, которые, имея запасы евро по старым докризисным ценам, выставили их по 125—135 рублей. А когда эти же банковские структуры снизили курс до 115—120 рублей, некоторые горожане ринулись валюту приобретать, — констатировал он.

От сотен тысяч до миллионов

Владислав Хайновский согласен: цены с конца февраля подскочили. По его оценкам, рост составил примерно 13%.

— Так, стоимость Mercedes-Benz A-Class, который отличается высокой степенью ликвидности среди премиальных автомобилей с пробегом, выросла с 2,8 до 3 млн рублей. Цена Audi A5 Sportback увеличилась с 4,5 до 5,1 млн рублей. Mercedes-Benz S-Class, занимающий лидирующее место в F-сегменте по степени остаточной стоимости, возрос в цене с 4,2 до 4,7 млн рублей. Среди SUV’ов премиум-класса с пробегом увеличилась стоимость Volvo XC40 и Mercedes-Benz G-Class (с 5,4 до 6,1 млн и с 24,9 до 26,1 млн рублей соответственно), — приводит примеры он.

Роман Слуцкий считает, что рост на самый популярный сегмент авто с пробегом составил порядка 50% по отношению к тому же периоду прошлого года.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Эдуард Маркман, курирующий направление Renault в ГК «Автопродикс», полагает, что в среднем на 50% машины с пробегом выросли в цене только с 24 февраля.

— Меньше всего подорожали автомобили в масс-маркете. Для премиум брендов планка может быть и выше, чем 50%. Также сильно выросли ценники на «корейцев» и «китайцев», — констатирует он.

Разные стратегии

Противоречивые тенденции на рынке Эдуард Маркман объясняет просто: у дилеров есть две разные стратегии выживания.

Кто-то, возможно, набрал кредитов в банке и теперь должен их выплачивать, потому и старается хоть что-то продать. Для этого теперь вводятся акции типа «бесплатное техническое обслуживание или с серьёзными скидками». Кто-то имеет подушку безопасности и выжидает лучших времён, когда прояснится ситуация с поставками новых машин.

— Что касается примера с владельцем BMW Х5, то как только он снизит цену до 13,5—14 млн рублей, у машины будут все шансы на успешную продажу. Но эти 14 млн рублей будут не те же, как в октябре 2021 года, когда он её покупал, — констатирует он.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Владислав Хайновский успокаивает: дилерским центрам удалось сформировать резерв автомобилей и запчастей, который в ближайшей перспективе позволит им удовлетворять спрос россиян на автомобили. Положение на российском авторынке будет меняться постепенно, исходя из экономической ситуации. Официальные дилеры уже начали процесс адаптации к новым условиям бизнеса, что в перспективе положительно скажется на стабилизации вторичного авторынка.

Роман Слуцкий настроен менее оптимистично.

— Очевидно, что в ближайшей перспективе поставки новых машин сократятся в два-три раза, а вместе с этим уменьшатся поступления к дилерам и машин с пробегом по системе трейд-ин, — прогнозирует он.

Эдуард Маркман обращает внимание на проблему с поставками автозапчастей в Россию. Их обычно закупали только на месяцев вперёд. Теперь новых поставок больше практически нет. И что будет уже в апреле, никто прогнозировать не может.

АвтомобилиДеньгиБизнес
Новости партнеров