С «нулевых» в Петербурге сложилась практика, когда застройщики возводили и продавали миллионы «квадратов» жилья, но при этом устранились от возведения детских садов, школ, поликлиник. В 2019-м губернатор Александр Беглов инициировал программу сокращения чудовищного дисбаланса между жилыми метрами и соцобъектами на застраиваемых территориях. Целый ряд таких градостроительных коллизий глава Северной столицы взял под личный контроль.
Проблема дефицита школ и детских садов стояла и на Васильевском острове. Одним из решений стало выделение участка под строительство новой школы. До 2020-го года на территории будущей школы на улице Кораблестроителей располагался гаражный кооператив «Маяк». После окончания действия договора территория вернулась в городской оборот, но переезд автолюбителей задержался. Сейчас, когда губернатор принял решение продлить срок переезда и последующего демонтажа гаражных боксов до 15 мая. Местные автолюбители начали переезд, а те кто не вывозит свой гаражный бокс, получат компенсации за оставляемое имущество.
Такая практика может быть распространена и на другие территории, считают эксперты, тем более, что в целом европейскому городу надо решать проблему с выводом гаражей. Но делать это стоит аккуратно, чтобы с толком использовать бесценный земельный запас в 11 млн «квадратов».
Как рассказал в эфире телеканала «78» заместитель главы Василеостровского района по образованию, здравоохранению и социальных вопросам Игорь Пономарёв, в Петербурге ежегодно появляются более 20 тыс. новых школьников и 10 тыс. воспитанников детских садов. Только для Васильевского острова это 600 школьников в год.
Власти города стараются сделать всё, чтобы успеть за такими темпами, за последние три года дисбаланс между жильём и соцобъектами начал сокращаться, но проблемы копились десятилетиями, когда вводились десятки миллионов жилых «квадратов».
Здесь добавим, что в 2019 году губернатор Александр Беглов анонсировал программу ускоренного строительства новых соцобъектов в городе. Её поддержал президент РФ, и на неё выделили 10,6 млрд рублей из федерального бюджета. В целом за три с половиной года было введено 131 образовательное учреждение (31 школа и 100 детских садов). В ближайшие три года планируется сдать ещё 50 школ, 80 дошкольных образовательных учреждений с тем, чтобы сократить в 2024 году накопленный дефицит мест в системе образования.
Кроме того, с 2020 года в Северной столице разрешение на возведения ЖК выдается только при условии возведения объектов социнфрастуктуры. Этим занимается специальная Градостроительная комиссия.
Как добавил Игорь Пономарёв, в итоге в прошлом году в городе уже открылось 11 новых школ, и только в Василеостровском районе заработали три новых детсада. По словам чиновника, для новых территорий проблемы с местами в школах теперь будут постепенно решаться.
— Так, благодаря договорённости Александра Беглова с застройщиками, только на намыве в скором времени планируется построить более шести школ, 10 садов и поликлинику, — подчеркнул Игорь Пономарёв.
Однако в старых районах, например, классических локациях Васильевского острова, землю под новое строительство приходится изыскивать буквально в ручном режиме, речь идёт о заброшенных зданиях, которые выкупают инвесторы, переоборудуют строения и передают их городу.
При этом, несмотря на все эти усилия, только в Васильевском районе продолжает сохраняться дефицит в 3000 мест в школах и 800 мест — в детских садах.
Решить временно проблему для Василеостровского района городские власти планируют за счёт строительства школы на 1375 мест с двумя бассейнами на месте гаражного кооператива «Маяк» на улице Кораблестроителей. Ещё здесь появятся два детсада на 400 мест и кабинет врача общей практики.
Как отмечает руководство района, новые объекты не снимут полностью дисбаланс, но купируют его до тех пор, когда начнётся массовое строительство соцобъектов на намыве. Сами жильцы намывных территорий с нетерпением ждут хотя бы этой одной новой школы.
— Мы 30 минут тратим на дорогу в школу. Мне очень нравится наш новый район — намывные территории, но инфраструктура у нас слабовата. Нам очень нужна школа, потому что в комплексе проживают много семей с детьми школьного возраста. За счёт нашего нового района все школы и классы переполнены, — рассказывает местная жительница Светлана Завгородняя.
Пока что на намыве проживают лишь 15 тыс. человек, но в перспективе население вырастет уже до 60 тыс. Так что в скором времени нужны ещё две-три школы. А такие новые объекты даже в других районах чрезвычайно быстро заполняются.
— Мы открылись в сентябре 2017 года и уже в сентябре были заполнены. То есть, потребность в общеобразовательном учреждении была с самого начала. В октябре был открыт детсад, он тоже быстро заполнился, — рассказывает директор ГБОУ школа №100 Калининского района Олеся Лудкова.
Несмотря на прекращение действия договора аренды на территорию КАС в 2020 году, снос почти 2000 боксов «Маяка» стал для местных автовладельцев неожиданностью. Хотя в 2020 году КИО направил уведомление в кооператив о прекращении договора аренды и необходимости освобождения участка. «Маяк» это проигнорировал. И уже в феврале Комитет по контролю за городским имуществом расклеил персональные объявления и вынужден был подключиться к освобождению участка, так как кооператив не освободил его сам.
После чего глава Василеостровского отделения ВОА Вячеслав Лонгиненко успел к Александру Беглову с просьбой продлить срок освобождения земельного участка. Губернатор пошёл навстречу и перенёс дедлайн на 15 мая. Сами местные автовладельцы не выступают против школы.
Петербуржец Даниил Иванов отмечает, что собственник гаража — это его отец, инвалид первой группы.
— У него есть возможность поставить гараж возле дома во дворе. Это разрешено по законодательству. Жалко, конечно, что так вышло, но школы нужны. Городу нужно развитие, — констатирует он.
Председатель «Маяка» Владимир Лутохин подчёркивает, что у собственников теперь есть время, чтобы в спокойном режиме собрать и перевести вещи. Многие так уже и делают. Тем более, что уже с 22 февраля городские власти начали сбор заявок на компенсации.
— С помощью сына уже практически вывез вещи на дачу. Компенсация вроде нормальная. Конфликтов нет. Понятно, что намывные участки громадные и домов много. Естественно, что против школы здесь никто ничего не говорит, — отмечает автовладелец Александр.
Как напоминает заместитель главы администрации Василеостровского района Виталий Мартыненко, каждый собственник строения должен будет предоставить гаражную книжку, основополагающие правовые документы, на основании чего с председателем кооператива сделается сопоставление, что эти данные соответствуют действительности. После чего и пойдёт речь о выплатах.
Как отмечают эксперты, вопрос в принципе с выводом гаражей из города и рационального использования этого бесценного земельного ресурса уже давно напрашивается. Тем более, что под боксы в Северной столице занято 11 млн «квадратов». Таких гаражных кооперативов из 60-х годов прошлого века (время расцвета «Маяка») нет в крупных мегаполисах, где давно функционируют многоэтажные паркинги.
Как отмечает архитектор Степан Липгарт, гаражи как элемент городской среды уже давно не могут существовать в приоритете развития.
Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников напоминает, что боксы уже давно используют как склады.
— Автомобили там не хранит практически никто. Туда редко ездят, но это не значит, что там нет жизни. Сейчас гаражные кооперативы — это поля для малого бизнеса. Там кто только чем не занимается, — констатирует он.
Так, например, в конце прошлого года на Суздальском проспекте оперативники накрыли подпольный цех алкоголя. На Учительской улице правоохранители вышли на ещё одно кустарное производство спиртного.
Неспокойно до недавнего времени было и в самом «Маяке». У некоторых гаражей таинственным образом пропали двери, а предприимчивые лица активно скупали боксы по дешёвке. Теперь там территорию контролируют патрули, на входе просят предъявлять документы и не пускают посторонних. А это тоже дополнительные бюджетные деньги.
Архитектурный критик Мария Элькина отмечает, что вопрос с использованием гаражей под строительство соцобъектов надо решать скрупулёзно, так это огромный ресурс развития для города.
Важно, чтобы в итоге на примере того же «Маяка» Петербург в итоге получил благоустроенную и комфортную территорию, чем кооператив похвастаться не может. Так что тактика с поиском участков гаражных кооперативов под соцобъекты актуальна для многих территорий.