Прямой эфир

Загородились на время: что будет с рынком новых автомобилей в Петербурге?

Светлана Коваленко
2 марта 2022, 18:08
Большинство автосалонов в Северной столице получили уведомления от импортёров о приостановке на неопределённый срок поставок новых машин, которые подорожали на фоне событий в мире минимум на 20 %. Неофициально называются и большие цифры.
Фото: Stephan Goerlich/globallookpress.com

Как признают все автодилеры, рынок новых автомобилей в Петербурге после событий в мире оказался в зоне жесточайшей турбулентности. Логистические цепочки теперь окончательно разорваны в клочья, а ситуацию грозит ещё больше усугубить возможное закрытие европейских портов для российских кораблей, на которых в основном и привозили машины. Производства, расположенные в России, тоже массово останавливаются из-за нехватки комплектующих.

По самым скромным официальным прогнозам новые машины теперь в марте могут подорожать на 15—18%, но на условиях анонимности игроки называют совсем другие цифры. Запчасти подорожают на 10—20%. Кто-то из автодилеров фиксирует в городе ажиотажный спрос, а кто-то утверждает, что продажи фактически встали. Но опять же, как рассказывают собеседники 78.ru, рынок сейчас трясёт от спекулятивных сделок. При этом корейские и китайские бренды, которые по логике должны были воспользоваться моментом и вытеснить европейские, тоже ждут выгодного для себя момента.

«До изменения обстоятельств»

Как рассказал 78.ru директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов, в их сети практически от всех импортёров пришли уведомления о прекращении поставок машин и запчастей в Россию.

— Где-то эти заявления составлены в завуалированной форме, где-то носят яркую политическую окраску, как в ситуации с английскими компаниями. На какой срок остановлены поставки, импортёры не уведомляют, говорят, до изменения обстоятельств. Торговля машинами сейчас по факту парализована, — пояснил он.
Фото: Stephan Goerlich/globallookpress.com
Фото: Stephan Goerlich/globallookpress.com

Эдуард Маркман, курирующий направление Renault в ГК «Автопродикс», уточняет: импортёры не пишут напрямую, что поставок вообще не будет.

— Просто всё находится в зоне полной неопределённости и разрушения логистических цепочек с горизонтом планирования в несколько часов. В свою очередь, имеющиеся производства в России останавливаются один за другим из-за нехватки комплектующих. Но я ещё не слышал, чтобы кто-то из импортных производителей заявил: «Мы уходим из России навсегда», — подчеркнул он и добавил, что пока все участники отрасли замерли до окончания гендерных праздников 9 марта.

Генеральный директор сети дилерских центров «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий настроен более оптимистично. По его словам, в ближайшие дни ключевые партнёры сети восстановят поставки автомобилей.

— Очевидно, некоторые автопроизводители уйдут по политическим мотивам, продиктованным штаб-квартирами, — впрочем, добавляет Роман Слуцкий.

При этом всем дистрибьютерам необходимо некоторое время, чтобы сформулировать свои дальнейшие шаги на рынке с учётом всех политических и экономических обстоятельств.

По всем брендам в портфеле

Как отмечает Роман Слуцкий, в Северной столице в последние дни наблюдается ажиотажный спрос на автомобили по всем брендам в портфеле компании.

Фото: Jim West/globallookpress.com
Фото: Jim West/globallookpress.com

Бренд-директор Аudi ГК «АВТОDOM» Алексей Кирдяшов согласен с такой точкой зрения.

— Введение санкций не оказало влияния на потребительский спрос на автомобили, который по-прежнему остаётся высоким. Сократилось только время выбора клиентом нужного автомобиля. Россияне стали быстрее приобретать авто, стараясь не откладывать покупку. В ближайшей перспективе спрос на машины не сократится, — прогнозирует он.

Эдуард Маркман в сети своих центров столпотворений петербуржцев не видит.

— Не могу сказать, что продажи полностью встали. Люди по салонам ходят, но сделок в итоге немного, в очереди никто не толпится. Покупатели тоже заняли выжидательную в основном позицию, так как никто не может дать точный прогноз, что будет со стоимостью евро и доллара, — констатирует он.

При этом на условиях анонимности некоторые автодилеры констатируют: рынок в городе захлестнули спекулятивные сделки. За наличные и через знакомых сносится всё, что ранее бронировалось для других клиентов. Новую машину «человеку со стороны» купить уже практически невозможно, либо приобретение обойдётся втридорога. В приоритете либо самые дешёвые машины, либо люксового сегмента, второй покупают в надежде, что цены там взлетят до небес. В основном сейчас платят наличными и вносят всю сумму сразу.

Заградительные тарифы

Как аккуратно отмечает Игорь Седов, сейчас во многих центрах выставлены так называемые заградительные тарифы, то есть, повышена стоимость машин после всем известных событий.

Фото Justin Tang/globallookpress.com
Фото Justin Tang/globallookpress.com

Алексей Кирдяшов считает, что цены на новые машины в марте вырастут до 20%. Стоимость запчастей возрастет на 10—20%.

— Рост цен на российском авторынке не будет хаотичным, поскольку формирование новых финансовых моделей начнётся лишь после стабилизации курсов валют. Ценообразование будет изменяться постепенно, в соответствии с общей экономической ситуацией, — прогнозирует он.

Роман Слуцкий уверен, что покупка нового автомобиля в массовом сегменте в марте станет на 15—18% дороже, чем в первые месяцы года.

Как добавляют собеседники 78.ru, заградительный тариф — это уже случившееся по факту удорожание машин на 50%.

Эдуард Маркман в цифрой в 50% не согласен, но признаёт: есть рост примерно на 25% и выше по люксовым брендам.

— Также надо понимать, что цена денег сейчас для всех выросла в два раза, производители и поставщики тоже сейчас анализируют момент. Поэтому точных прогнозов никто дать не может, — констатировал он.

Пока не сбывшиеся мечты?

Отметим, что проблемы с поставкой новых автомобилей длятся уже фактически третий год и начались ещё с первой волны пандемии и всё больше усугублялись. Однако ещё в начале года существовали серьёзные надежды на массовой приход корейских и китайских брендов. Они как раз в конце 2021-го начали осторожную экспансию в Петербург.

Фото: Mohssen Assanimoghaddam/globallookpress.com
Фото: Mohssen Assanimoghaddam/globallookpress.com

Как поясняют теперь участники рынка, «корейцы» и «китайцы» также заняли выжидательную позицию ради лучшей цены.

Дело и в том, что машины из этих стран в основном привозили на паромах, следующих через европейские порты, которые теперь могут закрыть для российских кораблей.

— Китайские и корейские автомобили всегда везли через европейские порты, а не по железной дороге. Вот поэтому тоже нет повышенных поставок. В России машины на судах принимали в Петербурге и в Новороссийске. Что будет с портами, тоже никто не знает, — делятся, в частности, собеседники.

Роман Слуцкий полагает, что в перспективе корейские и китайские бренды сделают все возможное, чтобы преодолеть санкционные барьеры и нарастить свои объёмы на российском рынке.

Напомним, что остановили поставки машин в Россию General Motors, Volvo и Volkswagen. Harley-Davidson взял паузу с мотоциклами. Huindai остановил производство из-за проблем с логистикой. BMW, Ford, Renault поставили конвейеры на стоп. Премиальные Bentley и Jaguar, Land Rover ушли с громкими заявлениями.