На пороге квартиры в доме на Туристской улице разворачивается открытое противостояние между хозяйкой и судебными приставами. Они пришли исполнить решение Приморского районного суда Петербурга. Получается плохо.
— У меня ситуация такая — мне некуда с ребёнком идти, и вы это прекрасно знаете, — говорит им женщина.
Евгения Грибанова и её десятилетняя дочь должны покинуть родные стены. Извещение о выселении женщине вручили в конце января. Выполнить требование Евгения отказалась. По её словам, ещё в 2004 году квартирой незаконно завладел неизвестный.
— Купил квартиру вместе с нами проживающими здесь, прописанными постоянно на тот момент и сейчас прописанными, и нас в курс дела не поставил, мы узнали об этом только по форме 9. Якунин числится у меня как племянник, — рассказала удивительную систему героиня.
Связаться с тем самым Якуниным 78.ru не удалось. Но, как стало известно, квартиру ему продал руководитель предприятия, где трудился отец Евгении. Он же в своё время занимался и распределением жилья для работников. Семья Грибановых заселилась в дом 1993 году, когда Евгении было всего семь лет. Сначала отстоять право собственности пытались её родители. Когда их не стало, Евгения продолжила борьбу. По её словам, уголовное дело возбуждали, но позже — за сроком давности — закрыли.
Как говорят те, кого выселяют или уже выселили из квартир, всё началось с обмана их родственников по месту работы. В тот момент, когда сотрудникам ныне ликвидированной строительной организации, стали выдавать документы на собственность, некоторых из них ввели в заблуждение и предложили подписать договор аренды. То есть люди формально стали снимать жильё, которое на самом деле купили.
Слушания дела о выселении Грибановых начались ещё в 2015 году. Как говорит Евгения, пока шло разбирательство, квартиру уже успели перепродать. Новый владелец теперь требует с Грибановых 400 тыс. рублей.
— Мне пришло письмо на имя моей дочери 10-летней: мы должны за неосновательное обогащение, что занимаем площадь некой Басюк. И она уже говорит, что я по договору аренды — хотя, я ещё раз повторяюсь, ни с кем, — ни с ней, ни с Якуниным не заключали договоров аренды — должна ежемесячно ей платить за эту квартиру по 34 тыс. рублей, — в ужасе поведала женщина.
В службе судебных приставов пояснили, что действуют по закону. Формально выселить должны четверых: кроме Евгении и несовершеннолетней дочери, в квартире зарегистрированы ещё двое её родственников, но они там не проживают. За отказ освободить квартиру на семью уже наложили штраф 5 тыс. рублей.
Случай Евгении не уникален. Её соседка по дому № 8к3 на Туристской улице Тамара Ефимович лишилась крыши над головой в минувшем декабре. Сценарий везде один: новый собственник подаёт в суд, выигрывает дело и через приставов выселяет людей.
— Проживала. У нового собственника есть договор аренды с 1990-х годов, но с ним, с новым собственником, мой муж, который умер в 2017 году, являлся ликвидатором на ЧАЭС 1986 года, [договор] он не заключал. Документы были сфальсифицированы в 1990-х, — рассказала свою историю Тамара.
Евгения утверждает, в доме не меньше десяти таких квартир, где семьи занимают квадратные метры на птичьих правах. Все они могут рассчитывать на социальную помощь. Для этого люди должны обратиться в районную администрацию.
Жильё предоставляется временно по договору безвозмездного пользования. Как говорят чиновники, его могут продлить, если на то будут основания. Евгения пока не воспользовалась данным правом. Женщина намерена и дальше бороться за квартиру: она уже обратилась в суд с заявлением о приостановлении выселения. Заседание состоится в марте.