Фантастический город в японской стилистике, с активными декорациями, хореографией и авторским видеорядом – такое шоу обещает петербуржцам латвийская группа BrainStorm 2 марта. В начале весны музыканты приедут в Петербург, чтобы презентовать новый альбом «Год без календаря» и вживую показать представление, снятое изначально как фильм-концерт, или видеомюзикл.
Почему же японская эстетика? Ведь в лиричном новом альбоме нет восточных тем или мотивов ни в текстах, ни в музыке… Как признались музыканты в интервью 78.ru, на общую стилистику шоу повлияла композиция «Feels», в качестве клипа к которой была создана очень трогательная анимационная история.
– Наш барабанщик подумал, что эта песня очень подходит под стилистику японской мультипликации, – рассказал клавишник группы Марис Михельсонс. – И вот весь образ города в видеоконцерте сделан под эту стилистику. По-моему, получилось очень классно, современно, ярко, очень много цветов. И это всё мы хотим показать везде, куда поедем с новой программой.
Песня «Feels», хоть и не является заглавной в альбоме, кажется самой трогательной. Тем более, что в созданном на её основе аниме рассказывается фантастическая история девочки-инвалида, которая с помощью фантазии и комиксов становится супергероем. Как же была придумана эта история? Вот что рассказал вокалист Ренарс Кауперс:
– За это ответственен наш барабанщик Каспарс, который обычно занимается нашими визуализациями. Каспарс обычно рассказывает такую историю: он увидел, что его дети играют с игрушкой, а игрушка такова, что это ребёнок на инвалидной коляске. И Каспарс говорит, что сначала ему показалось это очень странным, а в следующий момент он подумал: как же здорово, что производятся такие игрушки! Что дети узнают, даже если они не видели детей в инвалидной коляске, что есть такие дети. И как это важно! Ему очень понравилась эта идея, и он придумал, что главным героем видеоклипа будет девушка в инвалидной коляске. В этом аниме-клипе и мы тоже участвуем как супергерои. Но девушка всё равно помогает нам победить то, с чем мы не справляемся.
В аниме-клипе хрупкая девочка-художница на инвалидной коляске вступает в битву с гигантским муравьедом, помогая музыкантам-супергероям спасать мир. И тут нужно отметить, что образы супергероев у участников группы появились отнюдь не с потолка.
– Наши образы основаны на идее, которую мы лет 20 назад сами создали для себя, – поделился Ренарс. – Мы как-то задумались, что Brainstorm – это единое целое, которое в себя включает такие стихии, как огонь, воздух, вода и земля, то есть основные элементы мира сего. Мы поняли, что Мэджик (прозвище гитариста Яниса Юбалтса – прим. авт.) представляет огонь, Марис – вода, я – воздух, а Каспарс – земля, он заземляет нас. И эти образы, эти стихии мы использовали и в клипе. Я – супермен летающий, и так далее.
Артист Александр Петров читает по ролям короткую грустную пьесу о любви – или о нелюбви? Это – кусочек другого нового клипа BrainStorm, на этот раз на песню «Моя луна». Впрочем, по сути это не клип, а часть шоу, которое и привезут в Петербург, а потом в другие города в рамках тура музыканты из Латвии.
– Мы надеемся, что график съёмок Александра сложится так, что он сможет присоединиться к нам на концертах, – поделился Ренарс Кауперс. – Мы пока не знаем, он очень активно снимается в кино.
Как же появилась такая коллаборация? По словам вокалиста, с актёром участники BrainStorm познакомились на концерте:
– В тот же день были вместе на сцене, сыграли песню «На заре» в уникальном трио, где присутствовал Игорь Журавлёв из группы «Альянс», это оригинальный голос песни «На заре», Саша Петров со своим текстом и группа Brainstorm. Так мы познакомились, ещё пару раз выступили, и появилась идея создать что-то оригинальное. Когда появилась песня «Моя Луна», мы поняли, что это возможность опять вместе с Сашей что-то сколлаборировать. И мы предложили её ему.
По словам Мариса Михельсонса, всё получилось легко и быстро:
– Мы предложили: «Вот часть песни, которую ты можешь взять на себя, что ты скажешь об этом?» И он записал на самый обычный телефон свою часть, как это он видит, просто демоверсию. Прислал нам, мы послушали, и нам показалось, что уже всё готово! И мы поставили это в песню. По-моему, получилось очень здорово, он даёт яркую, образную дополнительную часть истории этой песни.
Янис: Каспарс удивил меня тем, что он, оказывается, пару раз подсел на таблетки и даже хотел покончить с собой.
Ренарс: Да, хотел даже покончить с собой, он очень откровенно об этом говорил.
Такие откровенные истории участники BrainStorm рассказали в книге «Ты не один», посвящённой истории группы и жизни её участников. По словам Ренарса Кауперса, сама идея написать и издать подобную книгу появилась давно:
Ренарс: Пару раз даже начинали, но как-то не пошло. А в этот раз, был 2020 или 2019 год, мы познакомились с Алиной Катран-Шиллинг (автором книги – прим. авт.) – она, кстати, из Петербурга, и родилась идея сделать такую книгу. И мы подумали – может, правда пора, 30 лет группе, давайте сами вспомним, что было!
Марис: Она сказала, что она будет сама писать, но нам будет задавать очень много вопросов. Мы согласились. С Алиной мы общались по одному, и она, как психолог, тянула из нас истории. Мы сразу решили: что там скрывать, давайте будем говорить откровенно!
Ренарс: В книге восемь серьёзных тем, о которых мы говорим. И здорово, что в её создании поучаствовали и наши друзья, которые и что-то говорят про нас, и что-то про себя открывают. Это Илья Лагутенко, Шура и Лёва Би-2, Александр Цыпкин, Александр Петров, маэстро Раймонд Паулс... Нам было очень интересно читать книгу, когда она вышла, потому что мы не знали, что друг про друга говорили. Это было для нас приключение.
Истории в книге начинаются с раннего детства участников группы, и первым Марис Михельсонс делится воспоминанием о том, как его мама, поругавшись накануне Нового года с отцом, в гневе выбросила в окно наряженную ёлку. Четырёхлетний Марис выбежал за ёлкой и пытался собрать в снегу игрушки, уцелевшие после полёта с пятого этажа.
Ренарс признался, что эта история и переживания друга по поводу развода родителей произвели на него большое впечатление:
– У нас у обоих родители развелись, и его рассказ о том, как разводились его родители… Это было очень трогательно для меня.
Сам Марис признался, что долго сомневался – стоит ли вообще посвящать публику в столь сокровенные воспоминания:
– Было ощущение неуверенности: надо ли это оставлять в книге, ведь мама будет это читать, и как она будет себя чувствовать… Но я решил: пусть будет как есть.
Янис Юбалтс поделился в книге историями, воспоминания о которых заставляют его краснеть. Так, однажды музыкант не рассчитал силу своего организма в борьбе с этиловым врагом, в результате чего самым ужасным образом проспал самолёт – и группе пришлось выступать без него. Чтобы извиниться за случившееся, он надел розовые кроличьи ушки, нарисовал плакат и встречал друзей в аэропорту с фейерверками. В интервью 78.ru гитарист рассказал ещё одну такую «стыдную» историю:
– Один раз я опоздал на спектакль «Бравый солдат Швейк», где мы выступали. Я пропустил первую часть, потому что затерялся где-то в Риге. Когда я проснулся, я не мог понять, где я. В какой я стране, я всё-таки понял, но город так и не осознал, пока не добрался до театра. А там уже начиналось второе отделение! И мне было очень стыдно. Стыдно мне было ещё долго, потому что мы очень много отыграли этих спектаклей, 138. И вот, когда мы закончили все 138 спектаклей, был большой банкет, и директор театра всех поздравлял с таким большим количеством сыгранных пьес. Он сказал: всех поздравляю с тем, что мы сыграли 138 спектаклей, и одного – со 137 с половиной спектаклями. И все артисты поворачиваются ко мне и аплодируют. Мне было так стыдно…
А вот Ренарс Кауперс признался, что его эта ситуация даже повеселила:
– Честно говоря, мне это казалось очень забавным. Я вообще не думал о таких терминах, как «ой, не пришёл, предал». Нет, наоборот: вау! Ты чувствуешь, что есть экстренная ситуация, причём в первом отделении того спектакля несколько песен начинаются именно на гитаре, где Мэджик играет, но его нет, и это такой вызов – решить эту проблему.
– А я даже хотел себе харакири сделать! – смеётся Янис Юбалтс.
Одной из «стыдных» историй Ренарса в книге оказалось воспоминание о том, как он однажды в сердцах ударил по лицу барабанщика Каспарса, весь день надоедавшего ему разговорами. Сам Кауперс признаётся, что был в шоке от собственного поступка, ведь Каспарс Рога – очень важный человек в его жизни, не раз изменивший эту самую жизнь кардинально.
Ренарс: Ничего не происходит случайно. Я, маленький человек, встретил маленького человека Каспарса в детском саду, мы были в одной группе. Мы жили в одном дворе, в домах друг напротив друга. И я никогда не выходил во двор, помню, мне было 8-9 лет, или 10, я каждый день приходил из школы, учил что нужно, а потом сидел у окна, просто смотрел, что происходит во дворе. И я смотрел на это как на какой-то другой мир, где я никак не видел себя. Мне казалось, что это не реально, что я бы вышел и играл там в футбол, в хоккей, в прятки, в казаки-разбойники… А тут звонок в дверь, там стоит Каспарс и говорит: «Давай, выходи во двор!» И вот это «выходи во двор» – это казалось таким чудом – а так можно?! Он вытащил меня во двор, и я узнал другую жизнь. Моя жизнь изменилась радикально!
Следующая история: мы работаем с Каспарсом на полигоне электросетей, рубим кусты, красим заборы, и он что-то слушает в наушниках. У него был плеер с наушниками, это было очень круто для того времени. И я его спрашиваю: «Что ты слушаешь? Дай послушать!» А он слушал Depeche Mode, альбом Music For The Masses, я помню отчетливо, это была песня Behind the Wheels. И в тот момент в моём сознании опять что-то изменилось. Тогда я слушал маэстро Раймонда Паулса, эстрадную музыку, музыку из мультфильмов, Modern Talking, Bad Boys Blue. И вдруг Depeche Mode со своими электронными аналоговыми звуками и этими необычными аккордами!
Таких примеров много, и не только на меня, но и на всех нас Каспарс очень повлиял. Он всегда ставил планку всё выше и выше, говорил, что нельзя останавливаться на том, чего мы уже достигли, всё время нужно искать что-то новое. Он предложил записать альбом с хип-хопером Gustavo, и он же предложил снять концертный фильм «Год без календаря».
Марис Михельсонс признался, что и на новый уровень, с маленьких местечковых концертов в Латвии на большие площадки вывел их именно Каспарс Рога.
Марис: Он может, хоть и не всегда очень понятно, но очень сильно аргументировать, что именно так надо делать, и если мы так не делаем, то надо закрывать нашу лавочку. И мы – ладно-ладно, пусть будет так!
Каспарс Рога – удивительный человек, чья жизнь красноречиво говорит: даже если с детства и на протяжении всей жизни тебя сопровождает миллион трудностей, в итоге ты можешь добиться многого. В книге «Ты не один» Рога рассказывает, как его выгоняли из школы, какое сложное у него было детство… А во время одной из поездок в Африку барабанщик и вовсе чуть не расстался с жизнью, подцепив чудовищного паразита, едва не съевшего его кишечник целиком. И, тем не менее, всё это не испугало Каспарса – присутствовать на интервью он не смог, так как отдыхал в Занзибаре.
В книге один из музыкантов отметил, что, если представить группу Brainstorm как автомобиль, то Каспарс Рога окажется мотором.
– Спасибо ему, королю нашему занзибарскому! – пошутил Марис Михельсонс.
А Ренарс Кауперс считает, что каждый участник – одно из четырёх колёс, и без кого-либо из них машина просто не поедет.