Разговоры о том, чтобы сделать въезд в центр Северной столицы платным по примеру многих мировых мегаполисов — Лондона, Стокгольма, Нью-Йорка, ведутся в городе ещё с «нулевых». Недавно вице-спикер ЗакСа Александр Бельский снова предложил вернуться к этой дискуссии, но затем выяснилось, что его слова не совсем верно преподнесли городские СМИ и речь шла всё же о новых платных парковочных местах. 78.ru решил разобраться, сколько Петербург зарабатывает на зоне платной парковки, на какое время приходится её пиковая нагрузка и где ещё ждать её появления в 2022-м году.
Напомним, с 1 декабря 2021 года зона платной парковки в центре уже была расширена на 71 улицу (до почти сотни магистралей), а тариф впервые с 2015 года (момента создания первой такой стоянки) вырос с 60 до 100 рублей в час для автомобилистов. 78.ru подробно об этом рассказывал.
Как сообщили в пресс-службе СПБ ГКУ «Городской центр управления парковками Петербурга» (ГЦУП), с 1 декабря прошлого года по настоящее время с учётом новых тарифов уже собрано свыше 73 млн рублей. То есть, примерно, 36,5 млн рублей за месяц.
Так, больше всего казна Северной столицы заработала на оплате водителями почасовой стоянки. Доходы от неё составили за неполные два месяца почти 60 млн рублей. За парковочные месячные и годовые разрешения в бюджет города потупило почти 8 млн рублей. Причём, здесь речь идёт не о льготных категориях населения: местных жителях, многодетных, ветеранов ВОВ и т. д. Только местные жители выкупили разрешений на 5,5 млн рублей.
На вопрос о том, какие доходы в целом в 2022 году должны пусть от парковок, в Комитете по транспорту Смольного предпочитают не отвечать, ссылаясь на то, что для Петербурга важны не деньги, а правильное администрирование самого процесса и разгрузка центра от транспортного потока. Но не трудно грубо подсчитать, что с учётом имеющейся динамики доходы только от платы могут составить почти полмиллиарда рублей.
Примечательно, что мэр Москвы Сергей Собянин объявил в понедельник, 24 января, и о появлении новой возможности оплаты парковочных мест в Петербурге через приложение «Парковки Москвы». Деньги будут поступать именно в казну Северной столицы. Этот эксперимент проводился ещё с конца декабря на добровольцах, уже оплативших 2000 парковочных сессий.
Взимает Петербург и штрафы с недобросовестных водителей, не считающих своей обязанностью платить за парковку. Возможность наказывать автолюбителей рублём появилась у Смольного с марта 2020-года. Штраф за единичное нарушение составляет 3000 рублей.
Этот «бизнес» также приносит сотни миллионов рублей и уже привлёк внимание к себе со стороны мошенников. В середине января 2022 года центр управления парковками даже вынужден был предупредить на своем официальном сайте горожан, как не стать жертвами злоумышленников.
— На «горячую линию» ГЦУП стали поступать обращения от граждан, обеспокоенных сомнительными уведомлениями о штрафах. Петербуржцы отмечают, что под дворниками их автомобилей неизвестные оставляют листовки, в которых сообщается о нарушении правил парковки. Оплатить штраф злоумышленники просят в течение нескольких дней через QIWI-кошелек, — отмечалось в сообщении организации.
Там также напоминали, что данные о месте, дате и времени нарушения в зоне платной парковки, а также материалы фотофиксации содержатся в постановлении об административном правонарушении. Документ направляется адресату только по почте заказным почтовым отправлением или через портал Госуслуг.
Как заверяют в ГЦУП, сейчас практически все имеющиеся парковки в центре крайне востребованы у горожан.
— Эксплуатация пилотной зоны платной парковки в целом показала большую востребованность. Запаркованность почти всех улиц приближалась к 100%. Поскольку одна из ключевых целей создания платного парковочного пространства — это повышение оборачиваемости мест в центре для удобства жителей и тех, кто оставляет авто на непродолжительный срок, было принято решение об увеличении стоимости стоянки, — настаивают в организации и поясняют, что чаще всего практически на всех улицах в Петербурге паркуются с 09:00 до 18:00.
Примечательно, что согласно данным московского пилота, у гостей Северной столицы наибольшей популярностью пользуются локации вблизи Литейного и Невского проспектов.
В 2022 году ГЦУП обещает расширение зоны платной парковки на 153 улицы в Адмиралтейском районе и 112 улиц в Центральном районе.
— Кроме того, ведётся проектирование платной зоны на 141 улице в Петроградском районе. Планируется, что здесь будут созданы порядка 13 тыс. парковочных мест. Реализация проекта запланирована на 2022—2023 годы, — отмечают в организации.
Как отмечает эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников, платные парковочные места логично создавать там, где есть их дефицит.
— На Петроградской стороне такая ситуация характерна в целом для всего района. Потому, логично было бы делать единую зону на весь район. Не исключаю, что так в итоге и произойдёт. Другой вопрос, как поступать с открытыми дворами. Очевидно, что все автомобилисты после введения платы за парковку отправятся именно туда, и неизбежно возникнет острый конфликт с местными жителями. С другой стороны, на Петроградке много и закрытых дворов, которые уже используются под парковки, — поясняет Илья Резников.
По его словам, важно понимать, что платные парковки и платный въезд в центр преследуют разные цели. Так, первые призваны создать места, там, где они востребованы, и разгрузить территории, где находится больше всего транспорта в той или иной локации.
— Платный въезд в центр ставит под собой задачу избавить его вообще от транзита автомобилей. Но для этого у мегаполиса должны быть хорошо развиты обходные магистрали. А этим Петербург в отличие от других зарубежных мегаполисов похвастаться не может. Возьмём в пример тот же Васильевский остров. Там есть только платный ЗСД с его пока ещё не введённой в эксплуатацию развязкой, — поясняет эксперт.
Директор Института дизайна и урбанистики ИТМО Сергей Митягин отмечает, что наиболее плотная застройка на Петроградской стороне имеется в её центральной и восточной части, здесь же сосредоточены основные процессы деятельности.
— Где конкретно размещать парковочные места, должны посчитать специалисты, но логично платным сделать весь район за исключением набережных. Но там вообще не место парковкам в принципе. Это должны быть благоустроенные зоны для прогулок в идеале, — подчёркивает он.
По словам Сергея Митягина, к платному въезду Петербург всё-таки больше готов, чем к новым парковкам.
— У многих горожан уже сформировались паттерны использования периферии с её КАД и ЗСД. Когда, например, люди едут из Приморского района в Невский, мало кто рискует добираться центром, — уверен он.
Архитектурный критик Мария Элькина считает создание платных парковок логичным шагом, который на несколько лет позволит решить проблемы с загруженностью автомобилей в центре. Она напоминает, что сейчас там пробки встречаются достаточно редко в основном во время крупных мероприятий в городе, либо перекрытий мостов на время ремонта.
— Гораздо больше пробок на окраинах Петербурга, в отдалённых районах и на въездах в Ленобласть. У нас есть печальная история с Мурино, где в семь часов вечера водителям не пробиться. Эту проблему надо решать. Что касается платных парковок, то нашим чиновникам надо больше работать с населением и объяснять, куда конкретно деваются деньги, собранные за места. Пояснять, в частности, что поступили такие-то средства и их потратили на благоустройство и т. д. В северных странах такие деньги, например, направляют на строительство подземных паркингов, и все об этом знают. У нас, я уверена, подобные объекты в центре также имеют право на существование, и подобрать современные технологии вполне можно, если заниматься этим вопросом, — отмечает Мария Элькина.
По её словам, платный въезд в центр — это утопия, технологически и логически далёкая от Северной столицы, которую иногда сравнивают по объёмам населения с Лондоном.
— Но там имеется старейшая и отлично развития система метрополитена, плюс отлично налажена работа общественного транспорта, что в плюс Петербургу поставить никак нельзя, — подчёркивает она.
В Комитете по транспорту перспективы платного въезда комментируют кратко: если будет соответствующий городской закон, то все готовы его исполнять.