В настоящее время нет ни одного серьёзного футбольного клуба, который бы не имел аккаунтов в основных соцсетях. Social media стали новым каналом постоянного взаимодействия с аудиторией. Это возможность привлечь новых болельщиков и разогреть аудиторию перед важными матчами, повлияв в том числе на выручку от продажи билетов и популярность трансляций. На первый взгляд история кажется абсолютно беспроигрышной. За аккаунты платить не надо, при этом у ведущих клубов есть заметная социальная база, позволяющая не вкладываться и в раскрутку. Вот только раз за разом беспощадный российский SMM почему-то стреляет то из пушки по воробьям, то и вовсе себе в ногу. Похоже, всему виной отчаянная погоня за вирусным эффектом.
Атакующий полузащитник «Лилля» и сборной Турции Юсуф Языджи присоединился к ЦСКА. Представление новичка — это целый отдельный жанр в спортивном SMM. Ответственным за армейские соцсети, вероятно, пришлось устроить срочный мозговой штурм. В поисках «хайповых» ассоциаций «Наташи» уверенно выдержали конкуренцию со стороны янычар, Сулеймана Великолепного и певца Таркана. В итоге ставка была сделана на имитацию переписки селекционеров клуба с игроком. Они пишут одно сообщение за другим, футболист не отвечает, пока не появляется коронный аргумент: «Юсуф, это Россия, у нас здесь много Наташ». «Пять минут, я уже в пути», — отвечает счастливый псевдо-Языджи.
Резонанс получился серьёзный. Болезненность данной темы вскрыл ещё футбольный чемпионат мира, проходивший в России. Тогда чрезмерная дружелюбность некоторых девушек по отношению к иностранным болельщикам стала поводом для целых гендерных битв в соцсетях. Но самое дикое в армейской истории состоит в том, что клубные медиа не только оскорбили россиянок и задели турок, но и унизили свою же команду. Ведь из ролика выходит, что армейцам больше нечем привлечь талантливого футболиста, кроме как доступными девушками с низкой социальной ответственностью. В ЦСКА принесли извинения и пообещали уволить виновных, но осадочек останется надолго.
Такой SMM за последнее время давно стал нормой. Год с небольшим назад футбольная «Балтика» из Калининграда представила своего новичка лишь немногим менее эпично. В клубных соцсетях написали: «По официальным данным, в организме футбольного клуба «Балтика» обнаружен «Новичок». Запись сопровождалась фотографией клиники Charite, где в тот момент находился на лечении один известный блогер.
«В службе пиара „Балтики“ обнаружен дурачок», — написал один из комментаторов новости на спортивном сайте. Пожалуй, это сообщение выразило чувство большинства, хотя от поклонников пациента немецкой клиники звучали и более резкие слова. Запись из клубной летописи в соцсетях вскоре удалили.
Креатив на тему разнообразной «клубнички» для российского спортивного SMM тоже не в новинку. Взять хотя бы небезызвестную звезду клубных медиа хоккейного «Трактора» Соню Гудим, которая пообещала брать интервью у игроков своей команды голой, если они выиграют Кубок Гагарина. Сложно сказать, мотивировала или демотивировала хоккеистов такая перспектива, но кубок им пока так и не дался. В прошлом году Соня Гудим решила пойти в политику и вошла в тройку одной из партий на выборах в Госдуму. Однако на этот раз обошлось без столь экстравагантных обещаний избирателям. Наверное, именно поэтому «Зелёная альтернатива» с треском провалилась.
Футбольный «Спартак» в соцсетях чаще всего шутит просто несмешно, но и он иногда прыгает выше головы. Самый известный случай произошёл в 2018 году, когда порулить клубным твиттером доверили защитнику Георгию Джикии. Футболист сфотографировал на сборах в ОАЭ бразильских легионеров Луиса Адриано и Фернандо, подписав фото: «Смотрите, как шоколадки тают на солнце». На этот раз резонанс приобрёл международный масштаб, и за дело взялась вездесущая правозащитная организация FARE. К счастью, клубу удалось отделаться извинениями.
Конечно, крупные проколы бывают и за пределами России. К примеру, главный по SMM в бразильском клубе «Фламенго» лишился работы из-за публикации фото с игроками из самолёта после победного матча в Кубке Либертадорес. Дело в том, что все футболисты там были без масок. Вскоре после возвращения в команде обнаружили 16 больных COVID-19, и ей пришлось просить лигу о переносе матчей. И всё же у российских скандалов есть одна особенность. Они гораздо чаще возникают из-за пренебрежения теми вещами, которые обычно относят к «политкорректности» или элементарной тактичности.
Причём, в глупые истории попадают не только клубные медиа, но и профессиональные СМИ. Так, радиостанция «Спорт FM» отличилась публикацией фотографии экс-тренера «Спартака» Массимо Карреры с подмененным стикером в руках, на котором было написано: «Убил двух баб, убью и «Спартак». Поводом послужило трагическое ДТП, в котором специалист сбил двух женщин. SMM-менеджер решил, что это отличная тема для шуток, и, разумеется, был уволен.
В другой раз телеканал «Матч ТВ» опубликовал в соцсетях изображение бойца ММА Саида-Хамзата Авхадова с цитатой: «Вот, знаешь, Гитлер людей мучил? А я себя так же сам мучил». Не самая уместная фраза касалась рекордной сгонки веса на 26 кг, но после вырывания её из контекста получилось особенно дико.
Разумеется, нельзя всех российских SMM-щиков мазать одной краской. Порой у них получается и качественный креатив, и удачный троллинг. К примеру, в ФК «Енисей» несколько лет назад тоже решили изобразить диалог клубных селекционеров и новичка команды. Твиттер клуба задался вопросом: «Друзья, как остановить Артёма Дзюбу из @zenit_spb в новом сезоне в РФПЛ?». Ответ пришёл с аккаунта сербского защитника Раде Дугалича: «Могу помочь». Эти слова сопровождала фотография, на которой футболист в борьбе хватает зенитовского форварда за лицо. «Отлично! Контракт на 2 года», — пишет твиттер «Енисея». «По рукам», — соглашается футболист.
Красивой, яркой и при этом нескандальной работой в соцсетях славится ФК «Рубин». Недавно клуб выпустил очередной ролик на песню Last Christmas. Главный тренер и игроки поют, а клипмейкер находит повод для множества отсылок, как футбольных, так и культурных. Но, пожалуй, самая трогательная работа была посвящена 50-летию Леонида Слуцкого. Ярким получился и весь сюжет, обыгрывающий детали биографии специалиста, и отдельные номера, в которых игроки пародировали звёзд эстрады.
Впрочем, и в более остром жанре вполне можно обходиться без оскорблений, выходящих за пределы футбольной тематики и рамки общепринятой морали. Например, «Рубин» после победы над «Зенитом» подловил момент, где игрок сине-бело-голубых склонился перед рекламой известной компании. Фото сопровождал слоган: «Не все мечты сбываются».
В свою очередь зенитовские медиа в последние годы знатно потроллили «Спартак». Скажем, после победы сборной Италии на Евро под руководством экс-тренера «Зенита» Роберто Манчини красно-белые опубликовали изображение падающих и толкающих друг друга дощечек домино, а первую из них связали с победой «Спартака» над «Зенитом» в 2017 году со счетом 3:1. Подпись гласила: «Футбол это весело. Не забудьте поблагодарить нас потом». «Зенит» моментально отреагировал фотографией табло, на котором зафиксирован победный счёт матча сине-бело-голубых со «Спартаком»: 5:1. «Думаем, что Манчини лучше помнит эту игру из 2017-го», — написали мастера медийных дел. А в прошлом году петербургский клуб подарил ещё более красивый материал для подобных шуток, разгромив «Спартак» со счётом 7:1.
SMM — новый инструмент. Ещё не все научились им пользоваться. Поэтому мы прилагаем простую инструкцию по безопасности. Во-первых, в погоне за хайпом следует тщательно избегать любых отсылок к теме Великой Отечественной войны и связанных с ней событий. Во-вторых, перед публикацией необходимо убедиться, что пост не оскорбляет ни одну социальную группу. Сюда в том числе относятся шутки на тему цвета кожи, религии, а также гендерных и национальных стереотипов. Смерть и болезни — плохая тема для шуток. И, конечно, публикация не должна носить оскорбительного характера по отношению к конкретному человеку. Этих правил вполне хватит для того, чтобы благополучно обойти большинство подводных камней. Наверное, их следует сразу прописывать в должностных инструкциях.