Начиная с 2020 года, большинство концертов на главных площадках мира бесконечно переносили и отменяли. В их числе — долгожданное выступление Криса Нормана в БКЗ «Октябрьский» 20 января, которое соберёт тысячи поклонников британского рока прошлого столетия. Норман стоял у истоков основания легендарной рок-группы — ему было всего 13 лет, когда сформировался первый состав. Они множество раз меняли названия, а имена участвующих в бэнде солистов, гитаристов, басистов и ударников обновлялись со скоростью света. «Звёздный» час группы пришёл лишь спустя 10 лет школьных выступлений и концертов в местечковых барах, когда одарённых ребят заметили композиторы Никки Чинн и Майкл Чепмен. Тогда они начали выпускать альбомы, каждый из которых возглавлял международные чарты 70-х. Песни Living next door to Alice, What can I do и I'll meet you at the midnight стали самыми узнаваемыми хитами группы, а также знаковыми для всей музыкальной эпохи 70-х и 80-х. Норман вспоминает о тех временах с особой теплотой.
— Возвращаясь к началу истории Smokie, мы были юными мальчишками, которые просто хотели делать музыку, быть успешными, узнаваемыми в нашей стране, а затем и во всём мире. Это был потрясающий опыт. Спустя долгое время постоянной работы и выступлений в Великобритании, мы подписали контракт и выпустили записи, которые однако совсем не были успешны. Но мы продолжили идти вперёд. Мы наслаждались и были восхищены всем происходящим. Затем, наконец, случился наш первый хит в 1975 году, и наша мечта сбылась. Мы продолжили делать всё больше хитов, собирать больше людей на наших выступлениях. Это было замечательное время. Мы были как четверо братьев, которые через многое прошли и вместе становились лучше и лучше, — поделился с 78.ru Крис Норман.
На пике успеха Норман выпустил знакомую каждому композицию Stumblin'In с Сьюзи Кватро, с которой вошёл в пятёрку Billboard Hot 100, и уже в 1986 году музыкант отделился от группы и начал довольно успешную сольную карьеру. Так, написанная в сотрудничестве с Дитером Боленом из Modern Talking песня Midnight Lady прославилась во всём мире как одно из первых самостоятельно исполненных творений Нормана. Сам Норман не разделяет успех своей сольной карьеры с успехом группы, ведь все, кто когда-либо выступал в бэнде — неотъемлемая часть истории Smokie.
— То, почему Smokie до сих пор успешны, наверняка, связано с тем, что я до сих пор продолжаю делать новые альбомы. Я успел сформировать фан-базу ещё в 1970-е, и я продолжаю работать, ездить в туры, люди приходят на мои концерты, слушают новые записи и альбомы, и я продолжаю исполнять старые песни на этих выступлениях. Вот этот «микс» из нового и старого объясняет, почему люди, выросшие на моей музыке, всё еще приходят на мои концерты, — говорит Норман.
Фанатское сообщество в 70-е и 80-е годы было поистине безумным: за популярными артистами тех лет велась настоящая «охота». Певец Робби Уильямс на днях сделал громкое заявление в СМИ о том, что на него был сделан заказ киллера — возможно, зачинщиком был один из неадекватных фанатов. Агрессивные поклонники встречались и участникам группы Smokie. Норман рассказывает: в молодые годы музыканты постоянно ввязывались в драки и разборки. Иногда за звёздными музыкантами даже следили, чтобы напасть.
— Никто не заключал контракт, чтобы меня убить, и я надеюсь, этого уже не случится, это бы меня крайне напугало. Я в шоке от истории Робби Уильямса, я не знаю, почему с ним могло такое случиться, однако в биографии Smokie было много опасных моментов — особенно на борту самолётов и в клубах. Мы были молодыми, выступали в танцклубах, и девушки смотрели на нас с восхищением и буквально кричали. А за дверями клубов нас поджидали их бойфренды, которые нападали на нас. Мы были совсем молодыми, и тогда у нас было несколько драк с этими парнями, которые ревновали своих девушек. Это было крайне неприятно, — рассказывает артист.
Однако были в фанатской истории Smokie и приятные моменты. Норман с благодарностью вспоминает сюрпризы и подарки, которые отправляли ему поклонники или вручали после выступлений. Особенно запомнились ему амулеты, которые музыкант до сих пор постоянно носит в качестве оберегов.
В последние годы Норман живёт вдалеке от толпы и шума, которыми были наполнены его будни в молодости. Вместе с супругой Линдой музыкант обитает в доме на острове Мэн в Ирландском море. Там он зачитывается книгами и почти каждый день смотрит чёрно-белые фильмы. Музыкант признаётся: именно старое кино — его главное «карантинное увлечение».
Кроме того, Норман — примерный семьянин: у него аж пятеро детей и четверо внуков. Казалось бы, с таким количеством наследников можно создать целый музыкальный бэнд, но, как ни странно, никто из них не продолжил музыкальную карьеру знаменитого отца и деда. При этом, рассказывает Норман, все его дети имеют музыкальные таланты.
— Я совсем не расстраиваюсь из-за того, что дети не пошли по моему пути. Честно говоря, они могли бы это сделать, если бы захотели. Все мои дети играют на музыкальных инструментах: Пол играет на барабанах, Брайан, к сожалению, погиб в 2001 году (в автокатастрофе — прим.) также играл, Шерон отлично поёт, Майкл — потрясающий гитарист, Стивен также играет на барабанах, а у моей младшей дочери Сьюзан хороший голос. Два моих внука — Джек и Том также занимаются музыкой: у Джека даже есть своя группа, а композиции Тома даже звучали по радио. Они не занимаются музыкой так, как занимался я, ведь у меня тогда были другие цели. Я искал денег, славы, хотел купить большой дом и машину. Моих детей это не заботит, потому что они итак выросли в большом доме, поэтому у них нет таких амбиций. У них нет того же драйва и отчаянного желания достичь целей, которые всегда были у меня, — рассказывает Крис.
Зато дети и внуки привили Норману любовь к современной музыке: он большой поклонник современных британских музыкантов, а также эпатажной Леди Гаги. На обвинения циничных представителей «старой» школы о том, что музыка 21 века «стала хуже», Норман отвечает философски.
— Я не могу сказать, кто из нынешних музыкантов точно будет популярен и через 20 лет, но в современной музыке есть такие люди, как Эд Ширан, у него огромная фан-база, которая будет с ним столько, сколько он будет выступать. Также стоит отметить таких исполнителей, как Тейлор Свифт, Адель — есть множество артистов, которые создают музыку, которая проходит проверку временем. Я думаю, что они будут на слуху и через 20-30 лет. Многие говорят: «Ох, сейчас не делают такую музыку как раньше». Но вообще-то делают. Просто музыка изменилась, и взрослое поколение не всегда может оценить новое звучание. Молодые люди 21 века слушают эту музыку и пронесут её с собой через года, — считает Норман.
Концерт, который состоится в Петербурге вечером 20 января, «опоздал» почти на два года — выступление переносили, начиная с ковидного 2020 года. За время карантина Норман успел не только посмотреть десятки фильмов и прочитать множество книг, но и записать новые песни.
— Последние пару лет прошли непросто. Всё изменилось: туры и концерты перенеслись, скоро я дам ранее отменённый концерт в Германии. В 2019 году я записал новый альбом Just a man, который так и не выходил до самого конца 2021 года. Во время карантина я был занят, записывая новые песни. И хоть мой альбом вышел в прошлом ноябре, у меня уже готов ещё один новый альбом, и он выйдет уже в 2022-м, — рассказывает Норман.
Поклонники творчества Smokie и спустя много лет неустанно задают один и тот же вопрос: когда же группа в своём прежнем составе отправится в особый тур по городам мира? В своё время она успела объехать весь мир, в том числе не раз выступала в России — Норман даже однажды отметил День Рождения в Москве. Однако теперь экс-участники бэнда занимаются сольным творчеством, наслаждаются времяпрепровождением с семьёй и шансы на воссоединение оценивают скептически. Хотя Норман и не исключает, что такая возможность есть.
— Не думаю, что воссоединение Smokie ещё возможно, ведь перед Рождеством басист группы — Терри Аттли скончался. Это значит, что группа уже не будет такой, как прежде. У нас нет планов возвращаться и делать что-либо вместе, хотя никогда не знаешь, что может случиться. Всегда кто-то может прийти с новым проектом и всех объединить, но определённо мы уже не будем Smokie в том же составе, — считает Норман.
Крис Норман уже выступил на сцене столичного Дома музыки, и теперь настал черёд покорять петербургскую публику. Концерт приурочен к 70-летнему юбилею музыканта, который он отметил в прошлом году. В следующий раз — 22 января Норман выступит в Екатеринбурге.