Древняя кольчуга и старинная туника с многовековой историей, мужские и женские костюмы XIX века — ценные предметы истории — теперь в цифровом варианте. Учёные из Университета промышленных технологий и дизайна создали не просто неосязаемые аналоги музейных артефактов, но и открыли новые возможности для исследования прошлого и знакомства с культурным наследием. Некоторые подобные экспонаты уже заняли место в интерактивных коллекциях европейских музеев. Корреспондент 78.ru узнал, как создаётся цифровая история и насколько прочно её будущее.
На экране компьютера — виртуальный аналог кольчуги, которая хранится в Дании. Цифровая модель доспехов состоит из более чем 19 тыс. колец, как и оригинал. Создать её петербургским учёным удалось после погружения в мир компьютерных игр.
— На этой кольчуге были измерены кольца, изучены её конструкция, форма. Затем кольца были воспроизведены в виртуальной среде. Мы использовали так называемый игровой движок, то есть технологию, которая сейчас используется в современных видеоиграх, чтобы создать в них красивые спецэффекты. Данную технологию мы применили, чтобы заставить кольца на кольчуге двигаться под действием гравитации, — объясняет доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПб ГУПТД Алексей Москвин.
Алексей и его супруга Мария с головой погрузились в виртуальную археологию ещё во время студенчества. Наука не только объединяет два любящих сердца, но и не даёт поводов для ссор — на них попросту не остаётся времени: на создание одной реконструкции исторического костюма могут уйти месяцы кропотливого труда.
— Одежда, которую находят археологи, фрагментирована, повреждена, состоит из небольших фрагментов. Очень важной задачей является восстановить эти объекты в том виде, в котором они были изготовлены, в том виде, в каком были когда-то изготовлены ремесленниками, — отмечает специалист.
Учёные создали более сотни цифровых объектов прошлого. Среди них десять кольчуг, а также одежда XVII—XIX веков с русских лубочных картинок, костюм принца Альберта — мужа королевы Виктории. И всё это не надо перевозить, не надо охранять. Цифровые реконструкции, в отличие от настоящих культурно-исторических реликвий, можно за считанные секунды передать в музеи по всему миру.
— Виртуальные экспонаты не подвержены старению, они не портятся, их невозможно украсть, они прекрасно участвуют в дистанционных выставках, — говорит доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПб ГУПТД Мария Москвина.
Компьютерные копии артефактов уже пополнили европейские интерактивные коллекции. Так, в Германии в музее Вюртемберга представлена цифровая кольчуга, а в Музее горного дела — виртуальная одежда шахтёра иранских соляных приисков, возраст которой около 24 столетий.
Исторические костюмы в музеях далеко не всегда висят на манекенах и, соответственно, принимают объёмные формы. А если и висят, то рассмотреть экспонаты со всех сторон порой невозможно из-за особенностей их расположения на выставке. Цифровая модель одежды не только позволяет увидеть её в деталях и без повреждений, но и глубже узнать историю.
Учёные говорят, что могут широко изучать цифровые копии древних вещей — без опасений сломать их, но с большими шансами открыть миру новые подробности жизни предков.
— Показываем, как кольчуга вела себя на воине, сколько слоёв она могла себя включать — поддоспешник, тунику, брюки, какие действия мог выполнять воин на поле битвы, — добавляет Мария.
Исследователи пророчат большое будущее своим виртуальным разработкам. К примеру, в историческом кино, для которого цифровая одежда может стать залогом максимальной реалистичности. И тогда зритель ни на секунду не усомнится в правдоподобности экранных образов.